Автор конспекта:
Автор(ы): — Искалиева Х.Т.

Место работы, должность: — МОУ-ООШ с.Розовое. Учитель

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — Усвоение знаний об охране животных, значении животных в жизни человека. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. Воспитывать любовь к природе и развивать чувства ответственности.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, Красная книга Саратовской области, карта России, таблички с терминами«пища», «мех», «красота», набор картин о животных.

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Жизнь человека издавна связана с жизнью животных. Животные на протяжении всей истории человечества играют огромную роль в жизни людей. Это отразилось в устном народном творчестве. Много поговорок, пословиц, сказок, басен, загадок слагали наши предки о животных.

1 эт. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.

( проверка учебных принадлежностей, готовность к уроку).

2 эт. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. СЛАЙД №1

А) — Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены.

Яйцо — … — взрослая птица.

Икринка — … — взрослая лягушка.

… — малёк – взрослая рыба.

Яйцо – личинка — … — бабочка.

Б) — Весной охота и рыбная ловля бывают запрещены. Почему?.

3 эт. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА и целей. СЛАЙД №2

— На этом уроке вы вспомните, какое значение имеют животные в жизни человека и растений, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру.

4 эт. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

— Эпиграфом нашего урока будут такие слова:

Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

— А вы, ребята, подумайте, почему именно эти слова являются эпиграфом нашего урока.

— Мы очень рады, что нашу планету украшают растения. Только ли одни растения являются украшением природы?

Дети: — Нет, есть еще животные.

Правильно, ребята. Животные тоже являются украшением нашей планеты Земля.

Мы не можем представить нашу жизнь без порхающих бабочек, СЛАЙД №3

без рыб в реках, морях и океанах, без птиц, щебечущих с утра до поздней ночи, без хозяина тайги – медведя, без криков обезьян в джунглях, без веселого кваканья лягушек, без мелких грызунов. Животных можно встретить и в холодных странах, СЛАЙД №4

в жарких странах, в горах, в пустынях . в степях, в джунглях, под водой, в лесах, в городах и сёлах.

Человек и животные тесно связаны между собой с давних пор. Животные во все времена были необходимы человеку.

——- Какое значение для человека и растений имеют животные? СЛАЙД №5

( Ответы учащихся с объяснениями )

ЖИВОТНЫЕ

ПИЩА МЕХ Для Для КРАСОТА

размножения развития

растений растений

Жизнь человека издавна связана с жизнью животных. Животные на протяжении всей истории человечества играют огромную роль в жизни людей. Это отразилось в устном народном творчестве. Много поговорок, пословиц, сказок, басен, загадок слагали наши предки о животных.

— Какие русские народные сказки вы знаете, героями которых являются животные?

( ответы детей: « Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят» и т.д.)

— Назовите автора многих басен, в которых все герои – животные.

( Ответ: Крылов Иван Андреевич)

— Назовите несколько басен Крылова.

( Ответы: «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Рак и Щука» и т.д.)

А Шакирова Алия нам прочитает крылатые выражения, которыми пользуются люди при разных обстоятельствах:-

Волк в овечьей шкуре – речь о нехорошем человеке, лживом.

Гадкий утенок - о человеке, несправедливо оцененному ниже своих достоинств.

Играть в кошки-мышки – хитрить, стараться обмануть.

Сказка про белого бычка - бесконечное повторение одного и того же.

Комар носа не подточит – не к чему придраться.

На ухо медведь наступил - про человека, который не имеет музыкального слуха.

Крокодиловы слёзы - лицемерные слёзы, притворное сожаление.

Очень много народных примет люди связывают с поведением животных.

Алихамбетова Алина зачитает некоторые народные приметы.

Кошка клубком – быть морозу.

Ласточки летают низко – к дождю.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.

Воробьи собирают перья и пух возле курятника — приближаются морозы.

Курица стоит на одной ноге – к стуже. ( в январе )

Увидел скворца – значит весна у крыльца.

В мае кукушку стала куковать - морозу больше не бывать.

— Художники и поэты уже много лет воспевают красоту и мощь животных. На уроке риторики мы узнали, как называют художников, которые пишут картины о животных.

( Ответы : Анималисты)

— Вот набор работ анималиста Георгия Никольского. ( демонстрация)

— Но, к сожалению, хозяйственная деятельность людей сильно повлияла на жизнь диких животных . Многие исчезли совсем с лица Земли.

— Вспомните, ребята, какие животные исчезли с лица Земли?

( Ответы: Это - морская корова, дронт, странствующие голуби.) СЛАЙД №6

Правильно. К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках. А многие животные стали редкими.

— Зоологи мира бьют тревогу о таких животных, как котики, жирафы, зебры, снежный барс, бегемоты, бизоны, киты, белый медведь и др. СЛАЙД №7

— В нашей стране, в России, мало осталось таких животных как тигр, морж, белый журавль, орел-беркут, калан, харза, дальневосточный леопард, черный медведь, кабарга, архары, заяц-беляк, марал, ласка, зубр, каспийский тюлень, европейская норка, лесная куница и др. СЛАЙД №8

— В нашей Саратовской области взяты под охрану лоси, стрепет, бабочка махаон, шмели,

серый журавль, сурки, лебеди, дрофа и др. В селе Дьяковка, Краснокутского района, находится лаборатория по выращиванию птенцов дрофы. Птица эта очень осторожная. В дикой природе она близко человека не подпускает. Она стала малочисленной по вине человека. Распахивались большие территории пахотных земель и были разрушены места гнездования этой птицы. Гнездо своё дрофа устраивает на земле, в кладке обычно 1-2 яйца, редко 3 яйца. Питается она зелёными побегами, насекомыми. На зиму дрофа улетает на территории Южной Украины. А по нашему Советскому району также под охраной находятся лебеди, дрофа.

— Назовите ещё причины, почему исчезают животные?

( Ответы: — строят дороги, вырубают леса, пожары, строят города, разливается нефть, наводнения, стихийные бедствия и т.д.)

— Когда люди вырубают леса или загрязняют воду в реке, они невольно губят многих животных, для которых лес или река – дом.

— И чтобы сберечь красоту нашей природы люди, которым небезразлична судьба растений и животных , учредили Красную книгу. Её учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году. Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных. Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги.

— Скажите, почему эта книга красного цвета?

( Ответы: Цвет опасности, предупреждает, сигнализирует).

Красная книга – красная! СЛАЙД №9

Значит, природа в опасности!

Всё живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно

Красная книга, красная.

Демонстрация Красной книги Саратовской области.

— В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других ограничена. Рыбная ловля тоже ограничена.

Под особой охраной животные находятся в заповедниках. (РАБОТА С КАРТОЙ РОССИИ). С запада до востока в нашей стране люди заботятся о редких животных. Помогают спасению животных и зоопарки. В них живут и приносят потомство животные из разных мест нашей страны и из других стран. Когда в заповеднике или в зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Некоторые виды животных уже спасены! Это – бобр, соболь. ( СЛАЙД № 10) Значит, люди могут спасти и других редких животных, если не пожалеют сил.

Но беречь надо не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не занесены пока в Красную книгу. Это- белка и ёж, синица и дятел, лягушка и жаба, разные насекомые и многие другие животные. Их жизнь зависит от нас, от нашего поведения.

Об этом нам прочитает стихотворение Мостякова Жанна.

5 эт ФИЗМИНУТКА.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (подтягивание)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. ( руки в верх )

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. ( махи руками )

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. ( наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. ( наклоны )

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? ( вращение туловищем )

Ветер стих Взошла луна. Наступила тишина.

6 эт. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ( продолжение)

Конечно, разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек и жаб, ловить бабочек, стрекоз, разрушать муравейники – недопустимо! Но можно ничего этого не делать, и всё-таки приносить животным большой вред. Если бегать по лесу и кричать, лазать по деревьям, то мы беспокоим животных. Это особенно опасно для них весной и в начале лета. Многие птицы не могут из-за этого построить гнездо или покидают гнезд, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут- окружающую их среду. А ведь человек должен заботится о братьях наших меньших.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. ( стр 92)

А для этого надо знать и соблюдать Правила друзей природы. СЛАЙД №11

( Дети читают по одному пункту)

ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ.

  • Будем покармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
  • Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы-родители не покинули его.
  • Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с паводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.
  • Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
  • 7 эт ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    А) — Что нового мы узнали на уроке?

    ( Ответы детей: узнали какое значение имеют животные в жизни человека а растений, надо охранять животных, соблюдать правила друзей природы, любить окружающий мир)

    Б) Самостоятельная работа. —- Сейчас в рабочих тетрадях на стр 53 мы выполним задание №5. ( Объяснение задания и проверка )

    В) Работа с учебником. Стр 115 Раздел «Подумай».

    Дети читают и отвечают.

    1 Объясни, почему в заповедниках у животных благоприятные условия для жизни.

    2 Каким животным помогут люди, если будут охранять в лесу ели и сосны?

    — А что мы с вами можем сделать для охраны животных?

    ( Ответы детей: не ловить бабочек, насекомых, не убивать лягушек, подкармливать зимой птиц, в походе вести себя тихо, не разорять гнезда и т.д.)

    Урок я закончу стихотворением: СЛАЙД №12

    Нор звериных, птичьего гнезда

    Разорять не будем никогда.

    Пусть птенцам и маленьким зверятам

    Хорошо живется с нами рядом.

    Не неси ежа домой,

    Бабочку не трогай.

    Школьник! Помни ты всегда –

    Их не так уж много!

    —-Надеюсь, вы будете помнить этот урок и будете защитниками природы, будете беречь и охранять окружающий мир. Может кто-то станет экологом, кто-то зоологом и продолжит хорошее дело – охранять окружающий мир.

    — Вернёмся к эпиграфу нашего урока.

    — Так почему же мы можем на планете остаться одни?

    (Ответы учащихся ).

    8 эт. ИТОГИ УРОКА. Оценка каждому ученику с комментированием.

    Поблагодарить за творческие работы.

    9 эт. Д/З. Объяснение д/з. Стр 112 – 117— по учебнику читать;

    Упр №3, стр 52- в рабочих тетрадях.

    УРОК ОКОНЧЕН. До свидания. Дежурные помогают.

    Файлы: Охрана животных.ppt
    Размер файла: 8319488 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология