Автор конспекта:
Автор(ы): — Обидовская Ирина Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №6″, зам. директора по учебной работе.

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Геометрия

Цель урока: — 1) доказать теорему Пифагора 2) научиться применять ее в различных ситуациях. 3) учиться логически мыслить, анализировать , рассуждать, выделять главное и делать выводы.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

Атанасян "Геометрия 7-9"

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска

Краткое описание: — Урок по теме: "Теорема Пифагора" — урок изучения нового материала. Проводится с применение ИКТ технологий.

Тема Теорема Пифагора.

I.Актуализация знаний.

Учитель: Торопись, ведь дни проходят,

Мы у времени в гостях

Не рассчитывай на помощь

Помни: все в твоих руках

Обращение к портрету Пифагора:

Математик, механик, музыкант, философ, геометр, олимпийский чемпион древности.

Как вы думаете, о ком идет речь?

Давайте попытаемся вместе сформулировать тему нашего урока, которая зашифрована в кроссворде. Обратимся к вопросам кроссворда.

1

2

3

4

5

6

7

8

1) … трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.

2)

?

3) Равные имеют равные площади.

4) Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его …

5) Треугольник, у которого один угол прямой.

6) Площадь квадрата равна квадрату его …

7) Утверждение, требующее доказательств.

8) Прямоугольник, у которого все стороны равны.

Итак, назовите тему урока. На эту тему отводится 3 ч. Сегодня у нас первый урок.

-открыли тетрадь, записали число, классная работа.

«Теорема Пифагора»

Сформулируйте цель нашего урока:

Цель урока:

1) доказать теорему Пифагора

2) научиться применять ее в различных ситуациях.

3) учиться логически мыслить, анализировать , рассуждать, выделять главное и делать выводы.

– Как вы думаете, почему этой теореме уделяется так много внимания ?

Действительно теорема Пифагора издавна широко применялась в разных областях науки, технике и практической жизни.

Легенда о том , что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка или, как рассказывают другие, сто быков, послужила для рассказов писателей и стихов поэтов. Вот одно из стихотворений.

А. Шамиссо

Пребудет вечной истина, как скоро

Все познает слабый человек!

И ныне теорема Пифагора

Верна, как и в его далекий век.

Обильно было жертвоприношение

Богам от Пифагора. Сто быков

Он отдал на закланье и сожженье

За свет луга, пришедший с облаков.

Поэтому всегда с тех самых пор

Чуть истина рождается на свет,

Быки ревут, ее почуя, в след

Они не в силах свету помешать

А могут лишь, закрыв глаза, дрожать

От страха, что вселил в них Пифагор.

Из истории теоремы (сообщение ученицы)

Значение теоремы Пифагора

-Попытаемся объяснить суть этой теоремы, обратившись к старинным задачам.

1) Задача индийского математика XII в Бхаскары:

«На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой с течением реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река. В четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола. Прошу вас, скоро теперь мне скажите

У тополя как велика высота?

А

3

4

D

C

B

1фут = 30,4 см.

Дано:

ACD, А = 90˚

АС = 3 фута

AD = 4 фута

Найти: АВ

Решение

1.AВ=АС+CD

2.ПОтеореме Пифагора

CD2=AC2+AD2

CD2=32+42=9+16=25

CD2=25? CD=5

3.АВ=3+5=8 (ф)

Ответ: 8 ф.

Перед вами бечевка, разделенная, узлами на 12 равных частей.

Каждой группе «Поиск»предлагаю попробовать объяснить , как землемер Древнего Египта пользовались этой бечевкой для построения прямого угла.

Покажите, как они это делали. Объясните это мудрое решение с вашей точки зрения.

3, 4, 5 - Случайные ли это числа

Подумайте, какая закономерность здесь может быть.

32+42=52

а2+в2=с2

Если дан нам треугольник, да еще с прямым углом, то квадрат гипотенузы обязательно найдем. Катеты в квадрат возводим, сумму их легко находим.

После нескольких трудов и ответ уже готов.

Существует более 150 доказательств этой теоремы.

Каждой группе «Поиск» предлагается подумать над тремя ее доказательствами.

Работая по алгоритму докажите теорему Пифагора.

- Заслушаем доказательства этой теоремы. Выступление экспертов. Представляют 3 способа доказательства теоремы.

Вернемся к старинной задаче.

III.Коллективное решение задачи

IV.Самостоятельная работа.

- Перед вами задачи по готовым чертежам. Их 7. Вам представляется право выбора. Выбрав задачу решаете ее, ответ вписываете в карточку.

V.Итоги урока.

Подведите ,пожалуйста, итог урока. Дом. Задание предлагается на выбор.

Итог урока:

1. Возможно ли бело решение задач данного типа без знания теоремы Пифагора? Почему?

2. 2. В чем суть теоремы Пифагора?

3. 3. О чем надо помнить, применяя теорему Пифагора?

О, Мудрецы времени!

Дружней вас не сыскать

Совет сегодня завершен, но

Каждый должен знать:

Познанье, упорство, труд

К прогрессу в жизни приведут!

Файлы: медиана, биссектриса и высота треугольника.ppt
Размер файла: 212992 байт.

Рубрики: Математика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология