Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Ольга Васильевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ с.Воскресенское» вероучитель русского языка и литературы»

Регион: — Саратовская район

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее профтехобразование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 8 буржуазия
Класс(ы): — 9 буржуазия
Класс(ы): — 10 буржуазия
Класс(ы): — 11 буржуазия

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

— углубить мнение специфики жанра сатиры;

-проследить возникновение и пролификация традиций русской сатиры;

-развивать активную самостоятельную познавательную практика обучающихся

Тип урока: — Комбинированный наука

Используемые ЦОР: —

Презентация, сайт учителя, ссылки на ЭОР

Краткое описание: — Урок о сатире позволено проводить по предложенным материалам, начиная с 8 класса.

Урок литературы на 11 классе по теме «Традиции русской сатиры»

с использованием дистанционных образовательных технологий.

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ с.Воскресенское» Захарова О.В.

Цель:

углубить мнение специфики жанра сатиры;

проследить возникновение и пролификация традиций русской сатиры;

развивать активную самостоятельную познавательную практика обучающихся.

Задачи:

научить читать сатиру, развить навыки, которые помогут открывать произведения классиков и современных авторов;

научить сопоставлять произведения по идейному содержанию;

развивать навыки информационной деятельности учащихся;

формировать умения работать с электронными ресурсами;

создавать условия про ассоциативного мышления, активизации творческой деятельности;

создавать условия про воспитания эстетического вкуса;

способствовать формированию нравственной позиции.

Тип урока: генерализация и группирование изученного

Продолжительность урока – 90 минут

Основные понятия.

Первая группка понятий: издевка и юмор, рассмотрение смехом, традиции и новаторство, комическое на искусстве, оригинатор и его герой, средства создания художественного образа, выразительные средства языка, нравственные вопросы, фигура и общество;

Вторая группа: спецработа с сайтом, спецработа со ссылками, эхопоиск информации, котонизация информации

Место проведения – зоокабинет информатики

Информационная поддержка:

-Интернет-ресурсы,

-сайт «Традиции русской сатиры» (автор Захарова О.В.)

https://sites.google.com/site/tradiciirusskojsatiry/

Подготовка к уроку

Урок проводится будто заключительное занятьице далее блока тем о сатире 20 века. Обучающиеся 11 класса инициативно знакомятся с материалами сайта учителя, работают со ссылками, разбирают задания и вопросы, обдумывают собственный подбор на сайте — страничке «Рефлексия».

Эпиграф на доске

Только тот комизм достаточно жить, кой возник на основе жизненной правды. (М.Твен)

этапа

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организации-

оный.

Целеполагание

2 мин.

Знакомит с темой урока и целью

Определяют передо внешне цель, обдумывают зрелище работы на каждом блоке урока

2

Почему тюхе сатирика была трудной во все времена?

Сатира – это не более чем негация либо утверждение?

«Главная страница» сайта

5

минут

Проводит «мозговой штурм»:

-Что содержит на себя сатира?

-Согласны ли вам с высказыванием М.М.Зощенко?

Организует стартовую работу по страницам сайта и по слайдам презентации

Блок №1

Слайды №3-№5

Обсуждают вопросы, поставленные на первой «Главной странице» сайта.

Высказывают гипотезы, находят аргументы

3

Виды комического на искусстве

«Комическое на искусстве» (вторая период сайта)

5

минут

Организует работу по следующий странице сайта, контролирует ватерпас подготовки по ссылкам этой страницы, однако именно:

повторение вопросов теории литературы по слайдам презентации

Блок №1

Слайды №6-№7

Работа повторой странице сайта «Комическое на искусстве» и по контрольным вопросам презентации учителя: сопоставление терминов и их толкований

4

Сатира 19 века.

Третья период сайта «Сатира XIX века»

Н.В.Гоголь

М.Е.Салтыков-Щедрин

20

минут

Организует работу по странице сайта, однако именно: дискуссия предложенных вопросов, рассуждение к тезисам.

Привлекает обобщающие вопросы по презентации учителя.

Смех Гоголя

Блок №2

Слайды №2-№6

Смех С-Щедрина

Блок №2

Слайды №7-12

Обращаются к третьей странице сайта «Сатира XIX века»

Опираясь на материал сайта, обсуждают поставленные вопросы, рассуждают по поводу предложенных тезисов.

Комментируют известные высказывания, анализируют характеры героев, размышляют надо позицией автора. Делают выводы о особенностях творческой манеры.

Знакомятся с презентацией ученика, выполненной по материалам повторения.

Выбирают про просмотра несолидный видеофрагмент «Шинель» (фильм 1959 г.)

Делают вывод, какими средствами пользуется спецлитература и кинотеатр про создания комического эффекта?

5

Выводы и обобщения

3

минуты

Ставит вопросы, с помощью которых обучающиеся могут сравнить позиции двух писателей и назвать художественные особенности их произведений (презентация учителя)

Блок №2

Слайды №13-№14

Работают по слайдам презентации учителя: таблицы, опорные конспекты, терминология

Размышляют надо тем, будто воспринимает остросовременный посетитель произведения классики 19 века.

Комментируют иллюстрации. Определяют злободневные темы, не переставшие быть актуальными на 21 веке.

6

Сатира начала 20 века.

Четвёртая период сайта «Сатира XX века»

М.М.Зощенко

Сатира М.А.Булгакова

25

минут

Организует работу по странице сайта и по слайдам презентации учителя, однако именно: радиопостановка вопросов, дискуссия заявленных тем по поводу объектов сатиры М.М.Зощенко и М.А.Булгакова

Выявляет образовательные интересы. Проверяет мнение темы.

Блок №3

Слайды №2-5

Традиции и новаторство

Блок№3

№6-8

Обращаются к четвёртой странице сайта «Сатира XX века»

Анализируют, опираясь на поставленные вопросы, идейное предмет произведения и характеры героев. Размышляют надо темой «маленького человека» на русской литературе. Определяют особенности творческой манеры писателей. Называют пути развития традиций русской сатиры.

Работают по слайдам презентации учителя: таблицы, опорные конспекты, обобщающие вопросы

Выбирают про просмотра видеофрагмент, где-нибудь И.Ильинский читает фацеция «Аристократка». Обращают сосредоточенность на актерское мастерство.

7

Современная сатира.

Какие традиции русской сатиры остаются востребованными?

Пятая период сайта «Современная сатира»

Ф.Искандер

В.Войнович

О чём позволено поспорить?

25

минут

.Организует работу по странице сайта и по слайдам презентации учителя, однако именно: радиопостановка вопросов, дискуссия заявленных тем — объекты сатиры Искандера и Войновича.

Организует мини-дискуссию по волнующим вопросам современного понимания сатиры и юмора.

Выявляет образовательные интересы. Проверяет мнение темы

Создаёт ситуацию, способствующую расширению кругозора.

Блок №4

№2-№4

Блок№4

№5-№8

Обращаются к пятой странице сайта «Современная сатира»

Анализируют, опираясь на поставленные вопросы, идейное предмет произведения и характеры героев. Размышляют надо развитием темы «маленького человека» на русской литературе. Определяют особенности юмора и творческой манеры писателей. Называют пути развития традиций русской сатиры.

Работают по вопросам презентации учителя: таблицы, обобщающие вопросы.

Комментируют творческую работу школьного драматического кружища (Инсценирование по произведениям Л.Филатова)

Высказывают свои суждения о известных «звездах» и «незвёздах» современной сатиры и юмора.

Выбирают видеофрагмент из кинофильма о Иване Чонкине (охрана самолета).

Сравнивают героев сатирических произведений разного времени и различных социальных эпох

8

Обобщение, подкраска итогов.

Домашнее задание

Страницы сайта «Рефлексия», «Домашнее задание»

5

минут

Организует работу на трех группах (по главным этапам урока), оценивает работу обучающихся на уроке, учитывая рядом этом ватерпас самоподготов-

ки и навыки владения информацией.

Направляет работу по страницам сайта, комментирует подбор домашнего задания

Блок №4

Слайды№7-№11

Работают на 3 группах, отвечая на вопросы заключительного обсуждения по слайдам презентации учителя(по 19 веку, по 20 и по современным писателям).

Высказывают свои мнения по поводу знаний, полученных на уроке.

Определяют подбор домашнего задания

Восьмой этап

Домашнее задание:

1 Обратитесь к материалам сайта «Традиции русской сатиры» https://sites.googl.com/tradiciirusskoisatiry/ho

2 Выберите творческое задание, которое вам идет по интересам и возможностям:

-Подготовьте реляция по одной из предлагаемых на сайте тем о сатире 19-20 веков. Придерживайтесь требований к реферату, изложенных на материалах приложения к этой странице.

-Просмотрев иллюстрации к произведениям сатириков, дайте аналитическую картину работы художников. Используйте материалы о сатире В.Маяковского, о содружестве Кукрыниксов.

-Напишите теоретизирование на жанре эссе о высказывании М.Зощенко: « «Смешно сказать» — это великое занятьице и большое искусство. Во все времена».

Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0

http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke6/ke6-6731.htm (КЛЭ)

http://www.proza.ru/2009/11/29/346 (Миссия современной сатиры)
http://komichnoe.ru/content/sovremennaya-satira (Современная сатира)
school-collection.edu.ru/ Единая госколлекция Цифровых Образовательных Ресурсов
skillopedia.ru/ Skillopedia.ru — видео уроки, полезные советы

Источники и пособия

История русской литературы 19 века. Под редакцией С.М.Петрова. М., «Просвещение», 1978

Активные формы преподавания литературы. Р.И.Альбеткова. М., Просвещение,1991

Поиск новых путей. С.Н.Громцева, М.. Просвещение, 1990

Методика преподавания литературы. Под ред.В.Г.Маранцмана. М., Просвещение, 1994

Русская речь: Развитие речи. Е.И.Никитина. М., Дрофа, 2007

Литература. Научно-методическая газетка про учителей словесности. Издательский домик «Первое сентября», 2009 №№1, 2,9,12

Материалы газеты «Первое сентября» http://rus.1september.ru

Файлы: Блок №4 Традиции русской сатиры.ppt
Размер файла: 2302976 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология