Автор конспекта:
Автор(ы): — Ткаченко Ольга Викторовна

Место работы, должность: — МОУ «Прогимназия 181″, учитель начальных классов

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова, И. И. Хемницера,

Л. Н. Толстого.

2. Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллигория».

3. Учить выделять основную мысль в басне.

4. Обучать делать сравнительный анализ текстов разных авторов.

5. Работать над техникой выразительного чтения и развитием творческих

способностей учащихся.

Краткое описание: — Данный урок по литературному чтению направлен на ознакомление детей с басней И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и И.И. Хемницера, с творчеством великих баснописцев. Анализируя басню «Стрекоза и муравей» дети дают сравнительную характеристику художественных средств, используемых авторами. В ходе урока используются различные виды деятельности учащихся: литературная игра, выразительное чтение, инсценирование, работа с пословицами, составление таблицы. С целью повышения интереса детей к материалам урока, для улучшения качества материала используется мультимедийное оформление.

Слайд1

«Тема трудолюбия и лености в творчестве великих русских баснописцев И. А. Крылова, И.И. Хемницера и Л.Н.Толстого. Басня « Стрекоза и муравей».

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова, И. И. Хемницера,

Л. Н. Толстого.

2. Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «аллигория».

3. Учить выделять основную мысль в басне.

4. Обучать делать сравнительный анализ текстов разных авторов.

5. Работать над техникой выразительного чтения и развитием творческих

способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийное оформление, рисунки, таблица, портреты баснописцев.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

К сегодняшнему уроку вам было задано написать небольшие рассказы, обличающие людские пороки, сделать выводы( глупость, жадность,

вредность, жестокость) и нарисовать к ним иллюстрации.

Опрос учащихся, чтение ими рассказов.

Бударина Лиза « Бывает же такое в жизни».

Этот случай произошел с моей мамой. Она поступила в институт на 1 курс, ей было16 лет. И буквально на первом же уроке физкультуры преподаватель решил проверить студентов в беге на дистанцию в 3 км. Оборудованного стадиона в те времена не было, и этот кросс проходил вокруг небольшого поля, засеянного кукурузой. А так как на дворе был сентябрь, то кукуруза была довольно высокая. Моя мама с подружкой решили из положенных 3 кругов 2 отсидеть в высоких зарослях кукурузы, а на 3 круг выбежать со своей группой первокурсников. Все бы ни чего, но, не рассчитав время, они выбежали раньше всех. Преподаватель, не почувствовав подвоха, расхваливал девочек, зафиксировал время, за которое девочки пробежали 3 км. Конечно, таких результатов не было давно. Вся группа во главе с тренером радовалась небывалому результату. Только вот маме с её подружкой было как-то не по себе. Но прошло время, и этот случай забылся, но ненадолго. Буквально через пару недель девочек вызвали в деканат и торжественно объявили, что они двое должны будут представлять Политехнический институт на межвузовских соревнованиях по бегу. Мама с подружкой от стыда не находили себе места. Когда пришло время соревнований, естественно, они прибежали самые последние среди настоящих спортсменов и тем самым подвели свою команду. Позже они признались и рассказали всю правду. После этого случая они раз и навсегда поняли, что любое вранье, даже, на первый взгляд, безобидное, может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Учитель: А сейчас мы с вами поиграем в литературную игру по страницам произведений, изученных во 2-ом и 3 классах.

Ребята, определите, из каких произведений эти строки и кто их автор?

Литературная игра

1. Слайд2 : « В лесу соловушко зарёю вечерней пел,

А филин на сосне нахмуряся сидел

И укал что в нем было мочи,

Как часовой средь ночи.»

Ответ ( А. Е. Измайлов «Филин и Чиж».)

2.Слайд 3 : «Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно.»

Ответ: ( Эзоп « Бесхвостая лисица»)

3. Слайд 4 : « У сильного всегда бессильный виноват :

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем,

А вот о том как в баснях говорят.»

Ответ ( И. А. Крылов « Волк и Ягненок».)

4. Слайд 5 : « Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, просто мука.»

Ответ ( И. А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак» )

Повторение литературных терминов.

Учитель: Как вы поняли, все эти произведения относятся к жанру басни.

Что такое басня?

Слайд 6 : Басня — короткие занимательные рассказы в стихах и прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы».

Учитель: Можно дать и другое понятие термину « басня».

Басня- небольшое произведение нравоучительного характера, которое высмеивает людские пороки».

Учитель: Какие людские пороки вы можете перечислить?

-( Хитрость , жадность, глупость, упрямство, лицемерие.)

Учитель: Теперь, повторив термин «басня» мы можем сделать вывод, что написанные вами рассказы тоже можно отнести к жанру « басен», ведь басня-это стихотворное или прозаическое произведение.

— А какое художественное средство используется в басне?

Ответ: ( Аллегория)

Слайд 7 : Аллегория- слово, пришедшее из греческого языка. Обозначает иносказание.

Учитель : Так в образе Лисы показывается хитрость, в образе Медведя- неуклюжесть, в образе Осла- глупость , упрямство, в образе Муравья- трудолюбие.

Каждая басня что-либо высмеивает или осуждает. Вспомним , что осуждает басня « Лебедь, Рак и Щука»? (Разобщенность в дружбе).

Басня « Волк и ягненок?» ( Трусость).

А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни?

Ответ: (Мораль).

Слайд 8 : Мораль — нормы поведения людей, нравственное наставление автора.

Физ. минутка

III .Введение в тему. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

– Вспомнив сюжеты уже знакомых вам басен, познакомимся с басней « Стрекоза и Муравей». Поговорим о том , какая тема раскрывается в ней и какие людские пороки высмеиваются.

Перед вами, ребята, портреты великих баснописцев.

Слайд 9: Иван Андреевич Крылов (портрет)

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Строки его басен стали пословицами и поговорками».

Слайд 10: портрет Л.Н. Толстого

«Л.Н. Толстой – великий русский писатель, философ». Он писал как для взрослых, так и для детей. Писатель интересовался языками, занимался музыкой, медициной, сельским хозяйством. В своих произведениях Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг.

Слайд 11: портрет И.И.Хемницера

«И.И.Хемницер – считался самым значительным русским баснописцем до И.А.Крылова он автор многих басен, высмеивающих глупость, тупость, лесть и ложь. Свои басни сочинял в стихотворной форме».

Учитель:

— Одной из тем, связывающих творчество этих баснописцев, является тема трудолюбия и лености. Она раскрывается в басне, герои которой Стрекоза и муравей. А теперь выразительно прочитаем басни.

Выразительное чтение басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера и Л.Н. Толстого..

Учитель: Чтобы лучше проникнуть в суть басни, давайте инсценируем басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Это поможет нарисовать образы героев басни – Муравья и Стрекозы.

Инсценировка басни, передача при помощи слов и жестов смысла произведения,
Устное рисование.

– Каким вы увидели Муравья? Дайте его описание.

– Какой вы представляете Стрекозу? Нарисуйте образно её портрет.

Работа с пословицами, определяющими мораль басни «Стрекоза и муравей».

Слайд 12: Ребята, собирайте пословицы и определяйте, в которой из них заключена мораль басни «Стрекоза и муравей».

Что намолотишь чужие труды любят

Белые ручки да не загуливайся

Гулять гуляй то в закрома положишь

А теперь поговорим о словах и выражениях, вызвавших при чтении басен трудность. Объясни их лексическое значение:

Работа над лексическими значениями слов.

Слайд 13: Басня И.А. Крылова

Мурава трава.

«В крайности – трудное положение, нужда.

Ссудить – дать в долг.

Не взыщи – не показывай, не осуждай.

Поди свищи – пропадай, голодай».

Учитель: Использование данных слов связано с той эпохой, когда писались произведения.

А теперь сравним три басни, выделим их сходство и отличия.

Сходство – в сюжете

Различие – в отношении автора к Стрекозе.

В басне И.И. Хемницера жалость автора к Стрекозе, только словесное назидание.

IV. Итог урока:

Слайд 14: – Поработав над сюжетом басни «Стрекоза и Муравей», мы можем составить сравнительную таблицу.

Герои

Отношение автора

Отношение читателей

И.А. Крылов

И.И. Хемницер

Л.Н. Толстой

Стрекоза

Муравей

Слайд 15: Этап рефлексии.

Вопросы:

– Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

– Басня какого баснописца вам понравилось больше и почему?

Домашнее задание:

– Выучить наизусть понравившуюся басню, нарисовать к ней рисунок.

Файлы: Урок-ярмарка по чтению.doc
Размер файла: 780800 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология