Автор конспекта:
Автор(ы): — Польчунова Ю.А.

Место работы, должность: — учитель математики МБОУ «ООШ № 4 г. Харабали»

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Цель урока: актуализировать знания учащихся о действии умножения, полученные в начальной школе; продолжить работу над текстовыми задачами.

Задачи:

- обучающие совершенствовать вычислительные навыки учащихся, продолжать работу над умением анализировать и решать текстовые задачи; обобщить уже имеющиеся знания по теме, используя разнообразные способы осмысления и оценки информации.

-развивающие : развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только

в учёбе, но и в обычной жизни; умение принимать взвешенные решения, работать с

информацией, анализировать различные стороны явлений.

-воспитательные воспитывать коммуникативные умения; способствовать выработке у учеников желания и потребности обобщения изучаемых фактов; поощрять самостоятельность и инициативу.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский. Математика 5. М.: «Вентана-Граф», 2012

Используемая методическая литература: —

1. Нечаев М.П. Уроки к курсу «Математика – 5» к учебнику Н.Я. Виленкина.- М.:5, 2007.

2. Остер Г. Задачник. – М.: Росмэн,1999.

3. М.Н. Каратанова. Уроки математики с применением ИКТ. 5-6 классы -М.: Планета, 2010.

4. Л.П. Попова. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я. Виленкина. – М.: «ВАКО», 2008.

Используемое оборудование: —

Учебники, рабочие тетради, таблица

для устного счёта, карточки с индивидуальным заданием для самостоятельной

работымедиапроектор, презентацияPowerPoint.

Используемые ЦОР: —

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Интернет-ресурс Википедия

Толковый словарь В.Даля

Информация

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

1

Умножение

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/fd39f4a9-db7f-cb04-9a70-70887cbf47e2/37092/?interface=themcol

2

Умножение

Презентация

http://karmanform.ucoz.ru/5_klass/Umnogenie.rar

Умножение натуральных чисел и его свойства

Презентация.

. http://karmanform.ucoz.ru/5_klass/Umnogenie.rar

«Задача на быстрый счёт с использованием свойств умножения».

П1

Видеофрагменты (комиксы) с заданием

Opera — [Задание в картинках по теме «Задача на быстрый счёт с использованием свойств умножения». П1]

«Задача на быстрый счет с использованием свойств умножения».

К1

Видеофрагменты (комиксы) с заданием

Opera — [Задание в картинках по теме «Задача на быстрый счет с использованием свойств умножения». K1]

Краткое описание: — Данный урок предназначен для знакомства с определением умножения и его свойств.

Ппрезентация PowerPointк уроку http://www.eorhelp.ru/sites/default/files/lesson/2012/08/__76259.ppt

Урок опубликован на сайте http://www.eorhelp.ru/node/307262

Ход урока.

Умножать – множить, увеличивать

числом, количеством.

В. Даль.

I.Мотивация.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверим вашу готовность к уроку. Запишите сегодняшнюю дату в тетрадях. Желаю вам успехов в работе! Итак, начнем. Порешаем устно. Если вы правильно найдете корни уравнений и заполните таблицу ответов, то сможете прочитать тему нашего урока: (Слайд2 , 3)

18

24

40

16

29

55

40

28

55

35 – х = 17 (У) у – 37 = 18 (Е) 90 – у = 62 (И) 29 + х = 45 (О) 31 + у = 16 + 44 (Ж) 80 – с = 21 + 19 (Н) 40 – 3 = с + 13 (М)

Прочитайте полученное слово. Совершенно верно, сегодня мы будем заниматься умножением натуральных чисел и его свойствами. Эпиграфом к нашему уроку является определение из «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «Умножать – множить, увеличивать числом, количеством». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Слайд 4)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Учитель:Прочитайте выражения: (Слайд5)

1) 34 + 18 + 44

2) 31 + 31 + 31

3) 17 + 17 + 17 + 17

4) 45 + 44 + 43 + 41 + 40

5) 19 + 19.

Чем они похожи? Чем отличаются? Распределите их в две группы. Выпишите те, которые можно заменить умножением. 2) , 3), 5). Прочитайте полученные примеры на умножение. Как называются числа при умножении? Что показывает первый множитель? Что показывает второй множитель?

III. Выявление места и причины затруднения.

Историческая справка. (ученик): за всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в конце 15 – начале 16 века итальянский математик Лука Пачоли приводит 8 различных способов умножения в своем трактате об арифметике.(Слайд и гиперссылка) 6

Знак умножения «косой крест» впервые в 1631 году ввел английский математик Уильям Оутред (1575 – 1660). Позднее, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Г.Лейбниц (1646 – 1716) ввел знак умножения «точка». (Слайд 7)

Учитель:Значит ли это, что между умножением и делением есть что-то общее? Правильно! Умножение можно представить с помощью сложения. Например, я живу в трехкомнатной квартире. В каждой комнате у меня лежит по два яблока. Сколько всего яблок? (Слайд 8).

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Откройте учебники. Прочитайте статью учебника и приготовьтесь ответить на вопросы. Что значит умножить одно натуральное число на другое? Правильно! Умножить число а на число в – это значит найти сумму в слагаемых, каждое из которых равно а. (Слайд 9).

Задание: Представьте сумму в виде произведения.

35 + 35 + 35 + 35 = 35 *4

105 + 105 + 105 = 105 * 3

х + х + х + х + х = х * 5

29 + 29 = 29 *2

(а + в) + (а + в) + (а + в) = (а + в) * 3 (Слайд 10).

Задание:Представить произведение в виде суммы.

123 * 3 = 123 + 123 + 123

19 * 5 = 19 + 19 + 19 + 19 + 19

с * 7 = с + с + с + с + с + с + с

(х – у) * 2 = (х – у) + (х – у) (Слайд 11).

Физкультминутка для глаз (Слайд12).

Рисуй глазами треугольник

Теперь его переверни

Вершиной вниз

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линии води

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись,

Глаза открываем мы наконец

Зарядку окончили. Ты молодец!

V. Реализация построенного проекта.

Учитель: Продолжаем работу по учебнику. Что получается при умножении натурального числа на нуль, на единицу? Правильно! В.Даль сказал:» Сколько на нуль ни умножай, столько и получится». Запишите при помощи букв. Решите примеры и сформулируйте правила:

6 * 1 =…; 11 * 1 = … 1 * 78 = … 123 * 1 = …

Молодцы! При умножении любого числа на единицу всегда получится это число. (Слайды 13 – 16)

Сформулируйте переместительное свойство умножения, запишите его с помощью букв. В каких случаях можно опускать знак умножения? (Слайд 17)роизведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей. ( а * в = в * а). Знак умножения можно не писать перед буквенными множителями и перед скобками.

Сформулируйте сочетательное свойство умножения, запишите его с помощью букв. (Слайд). Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. (а * (в * с) = (а * в) * с).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Решим примеры на доске и в тетради. (Слайд 18)

235 * 4 * 5 = …

4 * 2121 * 5 = …

50 * 821 * 4 = …

4 * 27 * 25 = …

Какое свойство умножение мы применяли при решении примеров? Сформулируйте его.

Учитель:Решите задачу, составляя выражение.

В четырех школах нашего города 368 девочек, которых мальчики дергают за косички в среднем 3 раза в день каждую (причем как дома, так и в школе). Сколько раз были дернуты косички за сентябрь у всех девочек в четырех школах города? (Слайд 19)

Решение: (3 * 30) * 368 = 33120. (Слайд 20).

VII. Самостоятельная работа.

Учитель: Упростите выражения: (Слайд 21).

50 * у * 2 * 76 = …

25 * х * 4 * у = …

35 * 25 * х * 4 = …

3 * а * 25 * в * 4 = …

Учитель:Решите задачу: (Слайд 22).

Бочка вмещает воды в 9 раз больше, чем 4 ведра. Сколько литров воды вмещает бочка, если в одно ведро входит 8 л воды?

Решение: 8 * 4 * 9 = 288 (Слайд 23).

Учитель:Выполните задание в парах, проведите взаимопроверку.

Проверьте, все ли равенства верные; исправьте ошибки: (Слайд 24).

5 * 123 * 20 ‹ 4 * 122 * 25

2 * 11 * 3 * 42 › 33 * 90

55 * 102 * 2 › 50 * 103

VIII. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 25).

Ребятам предлагается продолжить следующие предложения:

1. На данном уроке говорилось о …

2. Урок мне понравился (не понравился), потому что…Сегодня я понял(а), что…

3.Тест. (Слайды 26 – 28).

1.Равенствоа • (в•с) = (а • в) • с является:

а)переместительным свойством умножения;

б)сочетательным свойством умножения;

в)другим свойством умножения.

2.Равенство 0 • 34 * 0 в общем виде записывается:

а)0 * а = 0; б) 0 * в = а; в)а — 34 = 34.

3.Произведение 4 • 222 • 5 равно:

а) 8885; 6)4445; в) 4440.

4. Сколько существует способов разложения числа 16 на два
множителя: а) 3 способа;б) 2 способа;в) 4 способа.

Домашнее задание: знать теорию; выполнить письменно задания.

Файлы: Презентация к уроку Умножение натуральных чисел и их свойства.ppt
Размер файла: 913408 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология