Автор конспекта:
Автор(ы): — Зачиняева Марина Викторовна
Место работы, должность: — МОУ лицей «МОК №2″ учитель
Регион: — Воронежская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — дать представление о роли прилагательных в достижении точности и выразительности речи
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Разумовская М.М. Русский язык 7 класс
Используемая методическая литература: —
Методические рекомендации к учебнику Разумовской М.М. «Русский язык» 7 класс
Используемое оборудование: —
карточки для творческой работы, индивидуальнве карточки, проектор, осенний букет из листьев разных деревьев разнообразной расцветки и размера
Используемые ЦОР: —
мультимедийный пректор
Краткое описание: — Структура урока: 1. Организация начала урока 2.Сообщение темы и цели урока 3. Мотивация деятельности учащихся 4.Этап обобщения теоретических знаний и практических навыков: А) Коллективная работа с классом Б) Проверка домашнего задания В) Творческая работа учащихся с учетом дифференцированного подхода 4. Подведение итогов уока. 5.Домашнее задание. Выставление оценок. 6. Релаксация
Ход урока.
1. Презентация . 1 слайд.
Учащиеся выразительно читают слова В.Г.Белинского
Восхищаясь стихом Пушкина, Виссарион Белинский писал:»И что же это за стих!…все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок игуст, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелестьи грация, в нем все богатство мелодии и гармония языка и ритма…»
- Попробуйте прочитать этот текст без прилагательных
- Изменился текст? Каким он стал?
- Какую роль играют имена прилагательные в речи?
(Рассказы учащихся или презентацииоб употреблении в речи прилагательных – домашнее задание)
2. Краткая историческая справка (ученик)
Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже и переводится – «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное»
Вывод учителя: итак, имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность и могут передавать настроение писателя, раскрывают отличительные свойства предмета. Если говорить образно, то это можно сравнить с ровной асфальтированной дорогой и летней лесной поляной. Серое однообразие и обилие красок. И сейчас мы еще раз в этом убедимся.
3. Наблюдение. Описание осеннего букета.
- Перед вами осенний букет. Из каких листьев он состоит? Опишите их. (Дети записывают: кленовые, дубовые, березовые, осенние, желтые, красные, багряные, пурпурные, резные, большие, маленькие.)
- А если бы не было прилагательных, была бы наша речь такойобразной и яркой?
- Какие тропы используют в своем составе имена прилагательные? (Эпитеты. Они придают особую образность речи.)
- Что такое эпитет?
( Эпитет-это поэтическое, образное определение, выраженное обычно именем прилагательным.)
4. Презентация Слайд 2. Стихотворение А.С. Пушкина «Осень»
- Найдите в этом стихотворении эпитеты.
5. Проверка домашнего задания. Чтение отрывков из стихотворений об осени, выделение в них эпитетов.
- Ни один писатель и поэт не прошел мимо темы осени. Давайте прочитаем строчки об осени из стихотворений известных поэтов, которые вы выписывали дома, и понаблюдаем, какую же роль играют прилагательные в речи
(Учащиеся читают отрывки,называют эпитеты, которые встретились в них.
«Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…» (С.А. Есенин)
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет луч, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.» ( А.С.Пушкин)
«Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес , опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В овражках сыростью грибной.» (И.А.Бунин)
Вывод: Итак, во всех этих отрывках используется множество эпитетов. Велика роль эпитетов среди других стилистических средств языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями нередко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский язык необыкновенно богат эпитетами.
- Ребята, для чего же вы должны чаще употреблять в своей речи имена прилагательные?
5. Подбор и запись эпитетов к слову осень.
- Давайте попробуем подобрать эпитеты к слову осень. Запишем их на доске.
(Багровая, багряная, пурпурная. Золотая, поздняя, запоздалая, первоначальная, безрадостная, грустная, чудесная, ненастная, туманная.)
- Изучением тропов занимаются лингвисты с давних пор. Существуют специальные словари, в которых собраны наблюдения за художественными тропами. Например, «Словарь эпитетов русского языка» Кстати, в нем примерно 75 эпитетов к слову осень.
- Найдите и подчеркните среди записанных прилагательных синонимы. Дайте определение синонимам
6. Работа с учебником. Выполнение тренировочных упражнений № 157 (коллективно, устно),
№ 158 (письменно, самостоятельно, с последующей проверкой)
- А как называются слова с противоположным значением? (антонимы)
- Найдите антонимы среди записанных нами прилагательных об осени.
7. Творческая работа с учетом дифференциации учащихся
1 группа пишет сочинение-миниатюру об осени с использованием как можно большего количества эпитетов
3 группа выполняет № 164
2 группа Игра «Узнай предмет»:
- Играем со 2 группой в игру «Узнай предмет» Опишите предметы, которые вы видите на карточках перед собой, с помощью прилагательных, не называя сами предметы. Ваши одноклассники должны догадаться, о чем идет речь. Например, огромный, темно-серый, толстокожий, хоботоносный, толстоногий. Кто это?
8. Проверка работы 3 группы (учащиеся зачитывают выписанные словосочетания, в которых прилагательные употреблены в переносном значении)
9. Проверка работы 1 группы (учащиеся читают написанные ими сочинения-миниатюры об осени)
10. Работа с одаренными учащимися.Чтение стихотворения собственного сочинения учеником.
11. Подведение итогов.
-О чем мы говорили на уроке?
- Зачем нужно употреблять в речи имена прилагательные?
(Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, т.е. прилагательных, наша речь станет ярче, красивее)
12 Домашнее задание:
3 группа – № 162
2 группа – сочинение-миниатюра об осени
1 группа — подобрать эпитеты к слову дождьи строчки из стихотворений и прозы одожде
Одаренные – проследить по произведениям, какие эпитеты используют к слову ветер русские поэты Пушкин и Есенин
13 Релаксация
—
Файлы: Урок русского языка, 3 класс, ноябрь, 2009.docx
Размер файла: 35407 байт.