Автор конспекта:
Автор(ы): — Зачиняева Марина Викторовна

Место работы, должность: — МОУ лицей «МОК №2″ учитель

Регион: — Воронежская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — дать представление о роли прилагательных в достижении точности и выразительности речи

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Разумовская М.М. Русский язык 7 класс

Используемая методическая литература: —

Методические рекомендации к учебнику Разумовской М.М. «Русский язык» 7 класс

Используемое оборудование: —

карточки для творческой работы, индивидуальнве карточки, проектор, осенний букет из листьев разных деревьев разнообразной расцветки и размера

Используемые ЦОР: —

мультимедийный пректор

Краткое описание: — Структура урока: 1. Организация начала урока 2.Сообщение темы и цели урока 3. Мотивация деятельности учащихся 4.Этап обобщения теоретических знаний и практических навыков: А) Коллективная работа с классом Б) Проверка домашнего задания В) Творческая работа учащихся с учетом дифференцированного подхода 4. Подведение итогов уока. 5.Домашнее задание. Выставление оценок. 6. Релаксация

Ход урока.
1. Презентация . 1 слайд.
Учащиеся выразительно читают слова В.Г.Белинского
Восхищаясь стихом Пушкина, Виссарион Белинский писал:»И что же это за стих!…все акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягок игуст, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как удар меча в руке богатыря. В нем и обольстительная, невыразимая прелестьи грация, в нем все богатство мелодии и гармония языка и ритма…»
- Попробуйте прочитать этот текст без прилагательных
- Изменился текст? Каким он стал?
- Какую роль играют имена прилагательные в речи?
(Рассказы учащихся или презентацииоб употреблении в речи прилагательных – домашнее задание)
2. Краткая историческая справка (ученик)
Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории. Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже и переводится – «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное»
Вывод учителя: итак, имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность и могут передавать настроение писателя, раскрывают отличительные свойства предмета. Если говорить образно, то это можно сравнить с ровной асфальтированной дорогой и летней лесной поляной. Серое однообразие и обилие красок. И сейчас мы еще раз в этом убедимся.
3. Наблюдение. Описание осеннего букета.
- Перед вами осенний букет. Из каких листьев он состоит? Опишите их. (Дети записывают: кленовые, дубовые, березовые, осенние, желтые, красные, багряные, пурпурные, резные, большие, маленькие.)
- А если бы не было прилагательных, была бы наша речь такойобразной и яркой?
- Какие тропы используют в своем составе имена прилагательные? (Эпитеты. Они придают особую образность речи.)
- Что такое эпитет?
( Эпитет-это поэтическое, образное определение, выраженное обычно именем прилагательным.)
4. Презентация Слайд 2. Стихотворение А.С. Пушкина «Осень»
- Найдите в этом стихотворении эпитеты.
5. Проверка домашнего задания. Чтение отрывков из стихотворений об осени, выделение в них эпитетов.
- Ни один писатель и поэт не прошел мимо темы осени. Давайте прочитаем строчки об осени из стихотворений известных поэтов, которые вы выписывали дома, и понаблюдаем, какую же роль играют прилагательные в речи
(Учащиеся читают отрывки,называют эпитеты, которые встретились в них.
«Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…» (С.А. Есенин)
«Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет луч, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.» ( А.С.Пушкин)
«Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес , опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В овражках сыростью грибной.» (И.А.Бунин)
Вывод: Итак, во всех этих отрывках используется множество эпитетов. Велика роль эпитетов среди других стилистических средств языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями нередко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский язык необыкновенно богат эпитетами.
- Ребята, для чего же вы должны чаще употреблять в своей речи имена прилагательные?
5. Подбор и запись эпитетов к слову осень.
- Давайте попробуем подобрать эпитеты к слову осень. Запишем их на доске.
(Багровая, багряная, пурпурная. Золотая, поздняя, запоздалая, первоначальная, безрадостная, грустная, чудесная, ненастная, туманная.)
- Изучением тропов занимаются лингвисты с давних пор. Существуют специальные словари, в которых собраны наблюдения за художественными тропами. Например, «Словарь эпитетов русского языка» Кстати, в нем примерно 75 эпитетов к слову осень.
- Найдите и подчеркните среди записанных прилагательных синонимы. Дайте определение синонимам
6. Работа с учебником. Выполнение тренировочных упражнений № 157 (коллективно, устно),
№ 158 (письменно, самостоятельно, с последующей проверкой)
- А как называются слова с противоположным значением? (антонимы)
- Найдите антонимы среди записанных нами прилагательных об осени.
7. Творческая работа с учетом дифференциации учащихся
1 группа пишет сочинение-миниатюру об осени с использованием как можно большего количества эпитетов
3 группа выполняет № 164
2 группа Игра «Узнай предмет»:
- Играем со 2 группой в игру «Узнай предмет» Опишите предметы, которые вы видите на карточках перед собой, с помощью прилагательных, не называя сами предметы. Ваши одноклассники должны догадаться, о чем идет речь. Например, огромный, темно-серый, толстокожий, хоботоносный, толстоногий. Кто это?
8. Проверка работы 3 группы (учащиеся зачитывают выписанные словосочетания, в которых прилагательные употреблены в переносном значении)
9. Проверка работы 1 группы (учащиеся читают написанные ими сочинения-миниатюры об осени)
10. Работа с одаренными учащимися.Чтение стихотворения собственного сочинения учеником.
11. Подведение итогов.
-О чем мы говорили на уроке?
- Зачем нужно употреблять в речи имена прилагательные?
(Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, т.е. прилагательных, наша речь станет ярче, красивее)
12 Домашнее задание:
3 группа – № 162
2 группа – сочинение-миниатюра об осени
1 группа — подобрать эпитеты к слову дождьи строчки из стихотворений и прозы одожде
Одаренные – проследить по произведениям, какие эпитеты используют к слову ветер русские поэты Пушкин и Есенин
13 Релаксация

Файлы: Урок русского языка, 3 класс, ноябрь, 2009.docx
Размер файла: 35407 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология