Автор конспекта:
Автор(ы): — Бутакова Елена Георгиевна

Место работы, должность: — МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.А. Мезенцева», учитель математики и информатики

Регион: — Республика Бурятия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Образовательные: Познакомить с двоичным кодированием и привить практические навыки учащимся.

Воспитательные: Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика.

Задачи развития: Способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия..

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

А.А. Дуванов. Электронный учебник «Азы информатики. В мире информации»

Ребус. Электронное пособие Роботландского университета.

Используемая методическая литература: —

А.А. Дуванов. Азы информатики. В мире информации. Книга для учителя

Используемое оборудование: —

Компьютер для учителя

Медиапроектор

Экран

Компьютеры для учащихся

Используемые ЦОР: —

Краткое описание: — Урок информатики в 5 классе по теме "Кодирование информации". Урок разработан на основе материала гипертекстового учебника А. А. Дуванова «Азы Информатики. В мире информации"

Ход урока:

Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Наш урок мы начнем с разминки.

Разминка.

На экране показаны ребусы [3], в которых зашифрованы компьютерные термины. Учащиеся отгадывают слово и объясняют его значение.

Постановка темы и целей урока.
Учащиеся узнают тему урока, разгадав ребус.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию. Мы представим себя разведчиками: будем зашифровывать сообщения, чтобы их не могли прочитать наши противники.

Проверка домашнего задания.
Для чего люди осуществляют такое действие с информацией, как кодирование? Это делается для того, чтобы сообщение, которое несет информацию, можно было сохранить или передать на носителе. Для этого часто бывает необходимо изменить (преобразовать) форму представления информации.
— Какие формы представления информации вы знаете? (таблица на экране)
Упражнение-диктант. Представление звуковой информации в графическом виде.
Поставьте точку в тетради (пример на экране). Выполните следующие действия:


1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг вправо

1 шаг вниз

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг вправо

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вверх

1 шаг влево

1 шаг вниз

1 шаг влево


Проверка: по образцу на экране.

— У кого рисунок не получился? Как вы думаете, почему?
За правильно выполненное задание учащиеся получают красный лепесток.

Изучение нового материала [1].
- Кодирование – это одно из действий с информацией. Например, нельзя передать устное сообщение человеку, который находится далеко, без специальных устройств. Для этого можно воспользоваться телефоном. Телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем – обратно в звук. При этом, смысл сообщения не изменяется.

Человек работает у компьютера, набирает на клавишах буквы и цифры. Эта информация попадает в машину и записывается на магнитный диск. На диске информация хранится в виде намагниченных и ненамагниченных участков. (слайд)

Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из точек и тире сложились буквы, из букв — текст. (слайд)

С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота. (слайд)
Кодирование – это преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.

Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.

Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о десяти шариках.

Графические данные о шариках

Текстовые данные о шариках

Числовые данные о шариках

•••••

•••••

Десять шариков

10

Упражнение (устно). Заполнить таблицу (задание на слайде).

С кодированием информации мы часто встречаемся в нашей жизни. Например, на улице поперек дороги можно увидеть широкие белые полосы – «зебру». «Зебра» является закодированной для водителей и пешеходов информацией: здесь можно переходить через дорогу! Есть ещё цветовой способ кодирования информации для пешеходов и водителей. (рассмотреть команды светофора).

Кодирование информации производится по определенному правилу, чтобы можно было декодировать и прочитать закодированное сообщение.

Товары в магазине маркируют при помощи штрих кода, который содержит информацию о товаре и его производителе.

Штриховой код — это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами. Кроме того, под штрих кодом может быть помещен код в виде ряда цифр. (слайд)

Информация всегда хранится и передаётся в виде кодов. Нельзя хранить просто информацию, без носителя. Точно так же нельзя хранить и передавать просто информацию: она всегда имеет какую-то форму, то есть закодирована.

Двоичное кодирование — это кодирование информации при помощи нулей и единиц. Для компьютерных технологий такой способ представления информации оказался очень удобным.

Дело в том, что компьютеры построены на элементах, которые могут находиться в двух возможных состояниях. Одно такое состояние обозначают цифрой 0, другое — цифрой 1.

Примером двоичного устройства служит обычная электрическая лампочка. Она может находиться в одном из двух состояний: включена (состояние 1) или выключена (состояние 0).(слайд)

Можно построить на лампочках электрическую память и хранить в ней, например, числа при помощи двоичного кода Листика.

На заре компьютеростроения для хранения информации использовали память на магнитных сердечниках.

Магнитный сердечник — это небольшое ферритовое кольцо (диаметром около половины сантиметра). Сердечник легко намагничивается электрическим током в одном направлении (состояние 1) и легко перемагничивается в другое направление (состояние 0).

В современных компьютерах в качестве элемента памяти используют электронное устройство — транзистор. Транзистор может пропускать через себя ток (состояние 1) или нет (состояние 0).

Сейчас транзисторы, как и другие электронные элементы, изготовляют способом, похожим на фотопечать. В одной микросхеме размером с ноготок может быть “отпечатано” несколько миллионов транзисторов.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Выдача домашнего задания.

Запишите арифметическое выражение для решения следующей задачи и подсчитайте ответ:

Наша умница Мальвина

Опекает Буратино

И купила для него,

Что ему нужней всего:

0010 обложки, 0011 линейки

И на 0111 рублей наклейки.

На обложках — Бармалей,

Цена каждой — 0101 рублей.

На линейки, что купила,

0100 0010 рубля хватило.

Сколько стоили покупки?

На раздумье — полминутки.

Работа на компьютере.

Учащиеся выполняют задания практикума из электронной версии учебника.

Минутка релаксации.

Дети вместе с учителем произносят:

Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок!

Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» заданный цвет. По истечении 3 – 5с учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел.

Подведение итога урока.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Чему вы сегодня научились?
  • Спасибо за урок. Все свободны!
  • Файлы: Информатика_РизатдиноваА.М..doc
    Размер файла: 117248 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология