Автор конспекта:
Автор(ы): — Армянинова Надежда Ивановна

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия №1 МО «Ахтубинский район»

Регион: — Астраханская отрасль

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее углеобразование

Класс(ы): — 5 сорт

Предмет(ы): — Русский язычище

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — запись урока (занятия)

Краткое бытописание ресурса: — На уроках русского языка в 5 классе возле изучении темы «Имя существительное» дозволяется проводить урок-исследование, взаимосвязанный с разделом «Орфоэпия», безрезультатно ровно языковые нормы и речевая обучение являются одной изо составляющих национальной культуры. Задания для учащихся направлены на то, затем чтобы сохранить организм языка и те правила, подобно ровно были накоплены предшествующими поколениями. Выполнение упражнений воспитывает пиетет к нормам речевого этикета, личностной адаптированности сих норм, а опять же ориентирует школьников на интенсивную работу культуры мышления.

Урок-исследование
на тему
«Правильность речи: колебания в падежных формах имён существительных».

Цели: закрепить знания некоторых орфоэпических норм; организовать посреди учащихся зондирование нового языкового материала с проявлением вариантности некоторых падежных форм (им. – вин. п. сущ-х мн. ч. м.р.; род. п. ед. ч. сущ-х II скл.; род. п. мн. ч. сущ-х II скл.); в результате сей исследования помочь учащимся определить основные закономерности в образовании данных падежных форм, уяснить норму.

Ход урока

I. Повторение.
Орфоэпический диктовка (может производиться самими учащимися). Называется словосочетание, нужно определить корректность либо иррегулярность его с точки зрения орфоэпии. Если какое-либо существительное произнесено неправильно, нужно его исправить. Все словосочетания записываются (в микротом числе и исправленные с орфоэпическими пометами). Образец записи:
1. баловать ребёнка;
2. заключить договоры;
3. обле(х)чить задание;
4. материальное обеспечение;
5. сверка начата;
6. пласт зелено;
7. трое ребят ждало автобус;
8. нам звонят.
После выполнения задания ещё в одно прекрасное время кто-либо изо учащихся читает написанное и комментирует нормы произношения.
II. Работа над новым материалом.
1. Учитель диктует под запись:
Формы слова образуются возле его изменении, адекватно различают формы падежа, числа и т.д. Средством выражения формы слова ровно правило является окончание. Неправильный подборка окончания – грубая грамматическая ошибка.

2. Работа учащихся в группах вдоль заданиям учителя (задания написаны на отдельных карточках для каждой группы).
1-я группа: зондирование форм существительных им. – вин. п. мн. ч. м.р.)
1) Поставьте существительные в форму им. п. мн. ч., определите возможные варианты окончаний в данной форме.
2) Пользуясь словарем, запишите их в 3 столбика:
доканчивание чуть –и (-ы),
окончания чуть –а (-я), возможны варианты окончания.
3) Как используются слова, в которых возможно 2 окончания:
в разговорном стиле_________ _____?
в деловом стиле__________________?
Инженер, слесарь, токарь, маляр, столяр, шофер, пекарь, аптекарь, лекарь, доктор, профессор, директор, инспектор, тренер, договор, торт, порт, сорт, трюфель, улей, борт, шторм, компас, ветер, якорь.
4) Из объявления: «Приглашаются на работу слесари-сантехники».
5) Ну и слесаря теперича пошли! Ничего делать не умеют!

2-я группа: зондирование форм существительных род. п. ед. ч. II скл.
1) В огне брода нет. – Не зная броду, не суйся в воду.
2) Я хотел купить сыру, сахару, изюму и мармеладу, так ни сыра, ни сахара, ни мармелада не было.
-В одном либо разных падежах стоят выделенные существительные? Есть единица тут ошибки?
В какой группе примеров существительные не изменяются вдоль числам?
-В каких случаях окончания –а и –у взаимозаменяемы, мера есть возможен всяк вариант? Подведите итоги наблюдения и сделайте вывод.
3) группа: зондирование форм существительных род. п. мн. ч. II скл.
1) Пользуясь словарем, поставьте существительные в форму род. п. мн. ч. и запишите в 3 столбика: с окончанием –ов (-ев), с нулевым окончанием, вариантные.
а) Воин, солдат, командир, партизан, лейтенант, старшина, гусар, улан, казак.
б) Болгарин, татарин, чех, поляк, грек, англичанин, молдованин, грузин, армянин, румын, француз, якут.
-В каком ряду существительных подборка окончания подчиняется определенной закономерности, а в каком – нет?
(Посмотрите в «Узелок на память». О какой закономерности идёт речь?)

«Узелок на память»
ленчик на –ин (-ын) не на -ин (ын)
один: много: один: много:
славянин болгар чех чехов
грузин грузин узбек узбеков
валах румын

III. Выступления групп с выводами.
(Выводы с обоснованием записываются всеми учащимися)
1-я группа: У существительных м.р. в форме им. –вин. п. мн. ч. возможны различные окончания:
-а(-я) либо -ы(-и). Существительные с окончанием -а(-я): маляр, доктора, профессора, директора, улья;
-и(-ы): инженеры, токари, столяры, торты, порты, компасы, якори;
варианные: ветры, (а), сорты (а), слесари (я), штормы (а).
Если допускаются 2 окончания, мера в деловом и научном стилях подобает предпочесть –ы, а в разговорном возможно –а.

2-я группа: Выделенные существительные стоят в форме род. п. ед. ч.
Данные существительные не изменяются вдоль числам, безрезультатно ровно обозначают вещества ( в 2-м случае).
Вещественные существительные возле обозначении части целого в род. п. ед. ч. Имеют доканчивание –у.
3-я группа: У существительных м.р. в форме род. П. мн. Ч. Возможны окончания: -ов(-ев): командиров, лейтенантов, казаков, воинов;
нулевое: солдат, партизан, военнослужащий (ов).
Выбор окончания подчиняется определенной закономерности в 2-ом ряду существительных: существительные на –ин, (-ын), -ан в форме род. П. мн. Ч. Имеют нулевое доканчивание ( а время от времени и усеченную основу).

Практическая работа.
I. Ответьте на вопросы:
1) Можно единица написать в приказе: «Слесаря цеха №5»?
2) Можно единица написать в письме к другу: «А слесаря в нашем цеху в настоящий момент не те, подобно ровно были мы с тобой когда-то!»?
II. Учительница диктовала экспликация изо сборника дидактического материала. В тексте встретилось предложение: «Колхозники выставляют улья». Ученица, не расслышав, написала: «Колхозники выставляют ульи». Учительница исправила в последнем слове –и на –я, поставила на полях «палочку» и снизила оценку на одинец балл. Что училка сделала неправильно?
Домашнее задание:
1. Выучить записанные выводы.
2. 2. Дополнить станс теми словами, форму мн. ч. им. п. которых вас хотите запомнить:
Если лечат нас счастливо доктора,
Если учат порядочно профессора,
Только крикнуть остается нам «Ура!»

Файлы: правописание прилагательных.doc
Размер файла: 30208 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология