Автор конспекта:
Автор(ы): — Сафонова Алита Ринатовна

Место работы, должность: —

учитель начальных классов МБОУ Оссорской СОШ Карагинского района

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

1.Выявить основные свойства почвы.

2.В процессе опытов установить состав почвы.

3.Узнать об образовании почвы.

4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 3

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс, Москва, «Вако», 2007

2.Учебник «Окружающий мир» 3 класс Плешаков А.А.

Используемая методическая литература: —

1.Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс, Москва, «Вако», 2007

Используемое оборудование: —

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.

Используемые ЦОР: —

3.http://www.ozhegovwords.com/word/38318 Толковый словарь Ожегова

4.http://my-dictionary.ru/word/10852/issledovatel/ Значение слова «исследователь»

5.http://perluna-detyam.com.ua/ Птичка анимация

6.http://images.yandex.ru/ Солнышко, бабочки

7.http://pic.mob.ua/gallery/size=360×640;tag=ozera / Озеро

8.http://1001.ru/arc/hot_news/issue1308 / Ученый-исследователь

9.http://yousticker.com/ru/group/PhotoClub/page/3#/ group/PhotoClub/page/3 фото Земли

10. http://liniya-udachi.ru/forum/viewtopic.php?f=86&t=539 Вид Земли до нашей эры

Краткое описание: —

.

Ход урока.

I.Организационный момент. Настрой на урок. Слайд 2

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают и все … (слышат).

Голова хорошо … (думает).

II.Проверка домашнего задания.

III.Актуализация знаний, постановка цели.

-Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово. Работа в парах.

1.о

з

е

р

о

2.в

е

т

е

р

3.к

а

м

н

и

4.г

л

и

н

а

5.р

а

с

т

е

н

и

я

1.Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои поправляя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды

В нем все отражается,

Как это зеркало называется? (Озеро)

2.Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой. (Ветер)

3.Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг чертополох. (Камень)

4.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу. (Глина)

5.Дышит, растет,

А ходить не может. (Растения)

Проверка. Слайд 3

Учитель. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь вместо одного мешка двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей) Слайд 4,5

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова земля есть несколько значений.

Работа в группах со словарем.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

-Что такое почва?

-Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

Слайд 6

Вывод. Почва верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Слайд 7

-Сегодня вы будете учеными исследователями. Проведете несколько опытов и выясните состав почвы. Вспомним, кто такой исследователь? Слайд 8

План исследования. Слайд 9

1.Изучение внешнего вида.

2.Изучение при помощи лупы.

3.Проведение опытов.

4.Сделаем выводы.

5.Оформим результаты.

(Даются 20 фишек 5 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 5 столов с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются. В ходе работы результаты записываются в Листах исследователя)

Примечание. 2, 3, 5 опыты показывает учитель, все учащиеся наблюдают, группы обсуждают и записывают результаты в листы.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Результаты исследования

Внешний вид

Изучение при помощи лупы

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Опыт 4

Опыт 5

Карточки описание опытов.

Опыт 1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите в лист.

Опыт 2.(Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист.

Опыт 3.(Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно.

Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод. Запишите в лист.

Опыт 4.Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это? запишите в лист.

Опыт 5.Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

Учитель. Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это. Запишите в лист.

После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваем результаты опытов, делаем окончательный вывод.

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

Учитель. Соли это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

Учитель. На столах у вас лежат карточки, составьте схему состава почвы. (Работа в группах)

Вода

Бумага

Глина

Воздух

Соли

Карточки.

Микробы

Песок

Стекло

Перегной

Пластик

-Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

Проверка на слайде. Слайд 10

Учитель. Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд 11. Растут ли здесь растения? Почему не растут? (Нет земли)

Подберите синоним к слову земля (почва, грунт)

Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Слайд 12

-Как же на безжизненных голых скалах появилась почва? (Ответы детей)

Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему.

Слайд 13.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки, кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано.

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд 14.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей). Верно, к почве, как к природному богатству нужно относится бережно.

IV.Работа по учебнику. Стр.

Работа в парах.

Задание. Прочитайте текст. Найдите ответы на вопросы.

1.Почему почву называют чудесной кладовой?

2.Что такое соли?

3.Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

4.Как животные повышают плодородие почвы?

5.Что растения получают из почвы?

Ответы учащихся.

V.Рассказ о В.В.Докучаеве (заранее подготовленный ученик)

VI.Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

Поляна. На доске поляна из цветов, над каждым цветком этап урока (разгадывание кроссворда, работа со словарем, практическая работа, работа с учебником, рассказ о Докучаеве). Перед каждым ребенком — бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.

Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!

VII.Домашнее задание. Учебник стр.65-69 пересказ. Подготовить сообщение, презентацию о разрушении почвы, об охране почвы

Ход урока.

I.Организационный момент. Настрой на урок. Слайд 2

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают и все … (слышат).

Голова хорошо … (думает).

II.Проверка домашнего задания.

III.Актуализация знаний, постановка цели.

-Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово. Работа в парах.

1.о

з

е

р

о

2.в

е

т

е

р

3.к

а

м

н

и

4.г

л

и

н

а

5.р

а

с

т

е

н

и

я

1.Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои поправляя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды –

В нем все отражается,

Как это зеркало называется? (Озеро)

2.Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой. (Ветер)

3.Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг – чертополох. (Камень)

4.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

5.Дышит, растет,

А ходить не может. (Растения)

Проверка. Слайд 3

Учитель. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей) Слайд 4,5

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова «земля» есть несколько значений.

Работа в группах со словарем.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

-Что такое почва?

-Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

Слайд 6

Вывод. Почва – верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Слайд 7

-Сегодня вы будете учеными – исследователями. Проведете несколько опытов и выясните состав почвы. Вспомним, кто такой исследователь? Слайд 8

План исследования. Слайд 9

1.Изучение внешнего вида.

2.Изучение при помощи лупы.

3.Проведение опытов.

4.Сделаем выводы.

5.Оформим результаты.

(Даются 20 фишек 5 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 5 столов с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются. В ходе работы результаты записываются в Листах исследователя)

Примечание. 2, 3, 5 опыты показывает учитель, все учащиеся наблюдают, группы обсуждают и записывают результаты в листы.

ЛИСТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Результаты исследования

Внешний вид

Изучение при помощи лупы

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Опыт 4

Опыт 5

Карточки – описание опытов.

Опыт 1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите в лист.

Опыт 2.(Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист.

Опыт 3.(Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно.

Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод. Запишите в лист.

Опыт 4.Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это? запишите в лист.

Опыт 5.Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

Учитель. Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это. Запишите в лист.

После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваем результаты опытов, делаем окончательный вывод.

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

Учитель. Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

Учитель. На столах у вас лежат карточки, составьте схему состава почвы. (Работа в группах)

Вода

Бумага

Глина

Воздух

Соли

Карточки.

Микробы

Песок

Стекло

Перегной

Пластик

-Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

Проверка на слайде. Слайд 10

Учитель. Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд 11. Растут ли здесь растения? Почему не растут? (Нет земли)

Подберите синоним к слову «земля» (почва, грунт)

Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Слайд 12

-Как же на безжизненных голых скалах появилась почва? (Ответы детей)

Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему.

Слайд 13.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки, кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано.

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд 14.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей). Верно, к почве, как к природному богатству нужно относится бережно.

IV.Работа по учебнику. Стр.

Работа в парах.

Задание. Прочитайте текст. Найдите ответы на вопросы.

1.Почему почву называют «чудесной кладовой»?

2.Что такое соли?

3.Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

4.Как животные повышают плодородие почвы?

5.Что растения получают из почвы?

Ответы учащихся.

V.Рассказ о В.В.Докучаеве (заранее подготовленный ученик)

VI.Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (разгадывание кроссворда, работа со словарем, практическая работа, работа с учебником, рассказ о Докучаеве). Перед каждым ребенком — бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.

Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!

VII.Домашнее задание. Учебник стр.65-69 пересказ. Подготовить сообщение, презентацию о разрушении почвы, об охране почвы

Файлы: РЈСЂРѕРє-исследование_Почва_3_класс[1].doc
Размер файла: 71168 байт.

Рубрики: Окружающий мир Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология