Автор конспекта:
Автор(ы): — Молчанова А.В.

Место работы, должность: — СОШ №4, учитель начальной школы

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

Создание условий для формирования восприятия целостной картины мира.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: —

- учебник;

- раздаточный материал для работы в группе;

- презентации;

- глобус;

- фонарик.

Используемые ЦОР: —

- компьютер;

- мультимедийный диапроектор;

- интерактивная доска.

Краткое описание: — формирование новых знаний.

Урок окружающего мира во 2-м классе«Смена времен года»

Молчанова Анжелла Викторовна,

учитель начальных классов

Цель: Создание условий для формирования восприятия целостной картины мира.

Задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания о признаках врем года, об особенностях каждого сезона.

2. Познакомить с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года.

3. Формировать предпосылки научного мировоззрения.

4. Расширять словарный запас учащихся и развивать монологическую речь.

5. Развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.

6. Развивать креативные способности.

7. Воспитывать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Форма проведения: урок.

Формы организации совместной деятельности:

- фронтальная;

- работа в группах.

Оборудование:

- учебник;

- раздаточный материал для работы в группе;

- презентации;

- глобус;

- фонарик.

Техническое оснащение:

- компьютер;

- мультимедийный диапроектор;

- интерактивная доска.

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Игра «Подари тепло другу»

(Ученики, сидя за партами, поворачиваются друг к другу. Один ученик раскрывает ладошки, а другой накрывает их своими ладошками).

— Ребята, посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему соседу, но так ласково и нежно, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. Вот и подарили мы тепло друг другу. Пусть ваша теплота и дружба сопровождает нас сегодня на уроке.


II. Актуализация знаний.

1. Просмотр фильма(учитель читает стихи о временах года).

Фильм

Льдом закована река в крепкие оковы,

И пришел издалека к нам мороз суровый.

За окном звенят капели, первоцветы зацвели.

С юга прибыли в апреле гуси, утки, журавли.

Вот и лето подоспело, зеленью леса одело.

Выросли грибы в бору, комары звенят в жару.

Птичьи стаи в октябре полетели к югу.

Там тепло, там в декабре не закружит вьюга.

Вновь декабрь к нам приходит, он снежинки хороводит.

К нам мороз опять вернулся, год закончен, круг замкнулся.

— Скажите, что вы увидели в фильме? (картины природы, весну, осень, зиму, лето и т.д.)

— А осень, зима, весна, лето – что это? (времена года)

— Молодцы, а сейчас я хочу проверить, как вы знаете времена года.

2. Работа в группах.

2.1. Создание мини — проекта.

— Каждая группа составляет свою композицию – кусочек природы каждого времени года! Если вы хотите, что-то добавить к картинкам из набора, дорисуйте это цветными карандашами.

(У каждой группы свое время года и свой набор, из которого дети собирают композицию и наклеивают ее на лист бумаги).

2.2. Защита проекта.

Каждая группа выступает со своим проектом и защищает свои времена года (Это лето, потому что природа оделась в зеленый наряд, много цветов, ярко светит солнышко и т.д.). Проекты детей помещаются на доску.

— Ребята, я тоже бы хотела принять участие в проекте, и сделала солнышко, чтобы наша композиция была яркой и солнечной. А солнышко за вашу хорошую работу дарит вам свои частички тепла, за то что все группы выполнили работу верно, хотя были ловушки (Учитель раздает ученикам желтые кружочки).

III. Постановка проблемы.

— Дети, а какое сейчас время года? (Весна) – помещаю Землю на доску.

— А как вы думаете, всегда ли будет весна? (Нет).

— Как можно назвать явление, когда весну сменяет лето, а за летом следует осень, за осенью же приходит зима? (Смена времен года)

— А отчего зависит смена времен года? (От солнышка, Земля крутится вокруг Солнца и т.д.)

Запомните, пожалуйста, все ваши ответы. Проверим ваши предположения позже.

Физкультминутка

Наши тонкие цветки, Вот и бабочка проснулась,

Распускают лепестки. Улыбнулась,потянулась.

Ветерок чуть дышит, Раз, два, три, четыре, пять…

Лепестки колышет. Будем мы весну встречать!

IV. Совместное открытие знаний.

— Давайте, послушаем, а что о смене времен года думают герои сказки Н. Сладкова «Почему год круглый».

4.1. Инсценировка отрывка сказки.

ДУБ: Год потому круглый, что за год на всех деревьях годовое кольцо нарастает. Как год так новое кольцо. А кольцо – тоже круг!

ЕЛКА: Нет, друзья, ведь всем известно, что мы елки, круглый год зеленые. А как же мы могли быть зелеными, если бы год не был круглым?

СОЛНЦЕ: Потому год круглый, что Земля вокруг меня мчится по кругу. Как полный круг сделает, так и год!

— Ребята, кто из героев прав? (Солнце)

— А почему? (Земля вращается вокруг Солнца)

- Да, Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки и совершает один оборот за 365 или 366 дней.(Показать движение Земли на схеме).

4.2.Проведение опыта.

- Ребята, а сейчас давайте с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, отчего же происходит смена времен года.

— Мне нужен помощник. Аня будет солнышко (ученица держит фонарик), а свет от фонарика его лучами.

1. Прямое направление света фонарика на глобус.

— Что напоминает след фонарика? (Пятно)

— Какое оно по форме? (Круглое)

— А как оно освещено? (Ярко)

2. Наклонное направление света фонарика на глобус.

— Аня, а теперь наклони фонарик.

— Какой формы стало пятно? (Овальное)

— Как оно стало освещено? (Тускло, слабо)

— А как вы думаете, в каком случае на Земле будет теплее? (В первом случае, когда фонарик был направлен прямо). А в каком случае холоднее? (Во втором случае, когда фонарик светил с наклоном).

Если дети будут затрудняться, можно пригласить ученика и показать опыт на его ладошке.

- Правильно! Прямые лучи – значит, ТЕПЛО!

- Лучи под наклоном – ХОЛОДНО!

4.3.Работа по учебнику

— Отчего еще зависит смена времен года вы узнаете из учебника. Прочитайте статью на с. 58 самостоятельно, приготовьтесь отвечать на вопросы.

— Что нового вы узнали из статьи в учебнике? (Земля имеет наклон).

— Куда смотрит ось Земли? (На Полярную звезду).

- Смена времен года зависит от наклона Земли.

— Давайте вспомним, какие ответы мы давали в начале урока о смене времен года. Кто был прав?

Вывод.

— Мы с вами много поработали, много услышали, увидели. Кто же скажет, почему после зимы приходит весна, после весны – лето, после лета – осень!

— Давайте вспомним,какие ответы мы давали в начале урока о смене времени года?

— Кто был прав?

— Вспомним нашу сказку – что сказало солнышко о смене времен года ?

Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца.

Какой вывод мы сделали после проведения опыта?

Смена времен года зависит от направления солнечных лучей.

— Что узнали из учебника?

- Смена времен года зависит от наклона оси Земли.

V. Формулировка темы.

— Как бы вы сейчас сформулировали тему нашего урока? (Смена времен года).

Идет фильм, учитель говорит: Слайды

— И это будет происходить из года в год! Четыре времени года переходят друг в друга не сразу. Зима в весну, весна в лето, лето в осень перетекают постепенно, незаметно. Год за годом, круг за кругом – так движется ЖИЗНЬ! Жизнь на Земле, жизнь страны, наша с вами жизнь!

VI. Первичное закрепление знаний.

— Сейчас я проверю, все ли слушали внимательно и поняли, отчего зависит смена времен года.

Выполнение проверочной работы (викторины) на интерактивной доске. Слайды

МОЛОДЦЫ!

VII. Рефлексия. Слайды

- Все есть в нашем проекте: из жаркого лета мы можем отправиться в прохладу осени. Каждый из нас по своему воспринимает времена года, кто-то по приметам, кто-то по настроению. Если бы вам сейчас представилась возможность переместиться в созданные вами уголки времен года, где бы вы хотели оказаться? В какое время года попасть?

— Возьмите ваши солнышки и приклейте его по своему настроению. Тот, кто смог услышать звуки природы, тех я поздравляю со счастливой встречей! Кому удалось узнать новые признаки своего времени года? Это замечательно!

— Как много солнышек поселилось … (назвать время года, где солнышек больше всего), но я думаю, что каждое время года заслуживает тепла от Солнышка!

— Ребята, мы очень много успели сделать на уроке. Как вы думаете почему? (Мы старались. Были дружными. Активными. Делали все вместе).

VIII. Домашнее задание.

— Расскажите своим родителям, почему происходит смена времен года.

— Сочините сказку на одну из тем: «Почему бывает лето?», «Почему бывает весна?», «Почему бывает зима?», «Почему бывает осень?».

Файлы: разработка открытого урока.docx
Размер файла: 36295 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология

Обзор и сравнение диапроекторов