Автор конспекта:
Автор(ы): — Багдашина Ольга Юрьевна

Место работы, должность: — МОУ «Средняя общеобразовательная школа» №28 г.Балаково

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок окружающего мира с презентацией по программе "Начальная школа ХХ1 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой познакомит учащихся с царствами живой природы.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Вот звенит для нас звонок – начинается

урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели.

На уроке каждый из вас будет исследователем и для себя должен сделать открытие.

Слайд 1

Наш урок мне хочется начать небольшим стихотворением Н. Рыленкова:

Всё в тающей дымке —
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Ребята, о чем пишет автор в данном стихотворении?

Конечно же, о природе.

Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.

Актуализация знаний

На доске два силуэта дома. Дети расставляют картинки с объектами живой и неживой природы.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы.

Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это царства живой природы

Постановка учебной задачи

Слайд2

- Какова тема нашего урока?

-Какие задачи поставим?

-Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим название каждому царству.

Усвоение детьми нового знания

Слайд 3, 4

Царство животных

- Рассмотрите фотографии. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? Как назвать одним словом все перечисленные группы?

- Это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере.

- Назовите представителей царства животных, которые обитают в нашей области.

Слайд 5

Царство грибов

Отгадайте загадку

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

Что же времечко проходит

Мы ж в царство грибов приходим.

- Грибы не относятся к растениям. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они очень быстро, прямо на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для здоровья, ядовитые.

Слайд 6

Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли – это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй и называется грибницей.

- Давайте рассмотрим части гриба.

Слайд 7

Нам и лето, нам и осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес

Это чудо из чудес!

Игра «Сбор грибов»

Мы идем лесной тропинкой,

А куда – не знаем сами.

За малиной? За малиной!

За грибами? За грибами!

Групповая работа

Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов — это непростая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы и выньте изображения грибов, рассмотрите их. Подумайте, на какие группы можно их разделить.

Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. Затем такая же работа проводится фронтально. В процессе работы на доске выстраивается таблица.

Внизу помещаются картинки с изображением грибов.

ГРИБЫ

СЪЕДОБНЫЕ

НЕСЪЕДОБНЫЕ

Слайд 8,9

Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением гриба и прикрепите его в то место на “полянке”, где он “любит” расти.

На доске “полянка”. Дети договаривают слово — отгадку хором, “рассаживают” грибы.

Будто смазаны маслом,
Мы блестим на солнце красном,
Как лесные дошколята,
Под сосной растут … (маслята)

Что за грибки глядят на нас,
Столпились тесной кучкой?
Ох, и дружные ребята,
На пеньке растут… (опята)

Я в красной шапочке расту,
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик)

Растут в лесу сестрички,
Рыжие … (лисички)

Лета первая примета:
Под берёзкой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:

На нашей лесной полянке растут съедобные грибы: под сосной — маслята, около берёзы — подберёзовик, под осиной — подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.

Как вы думаете, нужны грибы лесу?

Слайд 10

Слайд 11

Отгадайте загадку

Дышит, растет, а ходить не может.

- Как вы думаете, в какое царство мы отправляемся дальше?

Царство “Растения”

Групповая работа

Дети рассматривают изображения дерева, кустарника и травы.

Учащиеся 1 группы “Трава” получают задание: рассмотреть первую фотографию, найти в тексте, предложенным учителем, подходящие под описания картинки слова, подчеркнуть их и попытаться дать название этому изображению.

Аналогичная работа во 2 группе “Кустарник” и 3 группе “Дерево”.

Слайды 12, 13, 14

Дети делают вывод: все растения делятся на три группы — травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Где можно встретить растения?

Куда не глянешь, всюду увидишь растения – в лесу, на лугу, в парке и даже на подоконнике. Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Нет ни привычных тополей на улице, золотых одуванчиков ранней весной, нет цветов в комнате. Но это не самое страшное. Вместе с растениями исчезнет то, без чего жизнь невозможна: воздух, кислород. Ведь именно растения вырабатывают кислород, необходимый для жизни.

Недаром растения называют “зелёные лёгкие нашей планеты”.

Мы были в царстве растений. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство. Сейчас внимательно послушайте информацию о нем и попробуйте дать ему название.

Царство “Бактерии”

В царстве том житьё не худо,

Есть там вот какое чудо:

Это микроорганизмы.

Только клеточка одна,

Но живёт, живёт она.

Первыми жителями Земли были бактерии.

Существуют три типа бактерий: шарообразной, палочкообразной и винтообразно – изогнутой формы. Бактерии населяют не только нашу планету Земля, но и организмы живых существ.

Слайд 15

Групповая работа

Поработайте в группах. Бактерии - друзья или враги? Обоснуйте свою точку зрения.

Слайд 16, 17, 18, 19

Человек очень своеобразно относится к бактериям. Многие бактерии вредны. Такие болезни как дифтерия, воспаление легких, туберкулез, грипп, пневмония и множество других инфекций – все это дело “рук” различных видов бактерий. Не будь бактерий, жизнь на Земле была бы невозможна. Человек размножает некоторые виды бактерий, потому что нуждается в них и использует. Например, полезны при скисании молока и брожении сладких фруктовых соков. Многие сыры получили свой изысканный вкус благодаря бактериям. Вот такие интересные жители в этом царстве.

5. Обобщение изученного материала.

Слайд 20

В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.

Игра “Расселим по царствам”.

Групповая работа

У каждого группы набор картинок представителей четырёх царств, отгадывают загадки и заполняют домики “бактерии”, “грибы”, “растения”, “животные”.

Загадки:

1) Это микроорганизмы, они живут повсюду, их можно рассмотреть только в микроскоп? (Бактерии).

2) Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).

3) Стоит лепёшка на одной ножке: кто мимо не пройдёт, всяк наклонится? (Гриб).

4) Какой колокольчик не звенит? (Цветок – колокольчик).

Подведение итогов урока

Что было самым интересным?

Что нового для себя вы узнали?

- Дальнейшее знакомство с миром природы мы продолжим на следующем уроке.

Природа требует к себе бережного отношения. Человек должен жить так, чтобы не навредить природе, а помогать ей! Человек может сохранить чистым воздух и воду, леса и луга. Он может защитить растения и животных от вымирания. Но для этого человеку надо быть разумным.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля!

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

Домашнее задание

Для юных ученых – подготовить рассказ об одном из царств природы.

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас

Поднимаем руки мы команде: раз!

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде : два!

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.

Наш медведь пошел домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем

И урок наш продолжаем.

О природе

Царства природы

Узнать о царствах природы

гриб

растения

Выслушиваются мнения детей

Везде

Выслушиваются мнения детей

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология