Автор конспекта:
Автор(ы): — Тихонова Елена Геннадиевна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №64″ заместитель директора по ВР, учитель географии

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок-практикум. Учащиеся учатся определять соств, тип, слои почв экспериментальным путём. Знакомятся с почвами Астраханской области.

Урок – практикум. Почва – уникальный природный объект.

Урок проводится в 6 классе с использованием УМК ИЦ «Вентана-Граф».

Цель: Усвоение учащимися нового учебного материала. Формировать основные понятия о почве, путем опытов выявить ее состав и свойства.

Формировать умения эффективно работать с образцами почв, текстом учебника, анализировать и уметь делать выводы.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к почвенным ресурсам. Способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, умения применять полученные знания на практике.

Методы: Частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: образцы почв и горных пород, спиртовка, пинцет, спички, колбы, раздаточный материал, сухие растения и насекомые, таблицы – образование почв, структура почв, почвы пустынь и полупустынь.

Ход урока

Организационный момент.

1. Актуализация знаний

(Показ горных пород, растений, червей, песка). Сегодня мы поговорим об уникальном объекте. Как вы думаете о каком? Вопросы 1, 4, 5 стр 172.

2.Изучение нового материала.

2.1 Постановка целей и задач урока.

Нам надо выяснить почему почва является уникальным объектом.

2.2. Впервые о почве как об особом теле природы, наряду с животными и растениями и минералами, заговорил Василий Васильевич Докучаев ( стр 173 рис 207). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по Русской равнине и Кавказу Докучаев преодолел свыше 10 тыс. км. собрал тысячи проб. По результатам подготовил труд «Русский чернозем», в котором доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы. Образование почв – это сложный процесс. Ведущим условием является взаимодействие совокупности живых организмов. Начинается этот процесс с выветривания горных пород. На них поселяются первые растения, первые животные. Умирая, они перегнивают, и образуют темное вещество – перегной. Постепенно его количество увеличивается, все больше растений и животных получают здесь питательные вещества, необходимые для жизни. От перегноя зависит плодородие почв, т.е. ее способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой. Так образуется почва.

Прочитайте стр 173 и выпишите определение почвы.

(Почва – это тонкий поверхностный слой земной коры (в среднем около 1-2 м), обладающий плодородием и возникший в результате преобладания его совместным воздействием воды, воздуха и организмов).

3. Лабораторные исследования.

В определении состава почв нам помогут опыты.

Опыт 1. В стакан с водой насыпаем немного почвы. Из нее вверх поднимаются пузырьки воздуха.

Вывод: в почве имеется воздух. Какое он имеет значение? Размешиваем почву в стакане и даем ей отстояться. Образуется два слоя: нижний – песок, а сверху глина.

Опыт 2. Прокаливание почвы. Над жестяной коробочкой с прокаливаемой почвой помещаем кусочек стекла. На нем появляются капельки воды.

Вывод: в состав почвы входит вода. Продолжим нагревать почву. Появится дым. Это сгорают органические вещества.

Опыт 3. Немного почвы насыпаем в стакан с водой и даем отстояться, затем размешиваем фильтруем. Несколько капелек прокаливаем на стекле. Вода испаряется, а растворенные в воде вещества остаются на стекле.

Вывод: в состав почвы входят минеральные вещества. Многие минеральные вещества необходимы растениям. Они растворяются в воде и поглощаются корнями.

Итак в состав почвы входят; воздух, вода, органические и минеральные вещества, песок и глина. (На доске чертится схема, которую ученики переносят в тетрадь).

Почвы бывают разной структуры, по которой наши эксперты определят типы почв. (Два ученика в белых халатах садятся за стол, где выставлено химическое оборудование и делают задание по карточке.)

КАРТОЧКА

Определить тип почвы на ощупь методом раскатывания увлажненной почвы.

Инструкция; Небольшое количество, предварительно растертой в ступке, почвы увлажнить до тестообразного состояния. Из подготовленной почвы на ладони нужно скатать шарик диаметром 1-2 см, потом раскатать из него шнур, который затем свернуть в шнур и кольцо и определить тип почвы.

Тип почвы

Шарик

Кольцо

Шнур

1.

Глинистая

Легко скатывается

Легко образуется

Не ломается и не трескается

2.

Суглинистая

Скатывается

Образуется, иногда дает трещины

С небольшим количеством мелких трещинок

3

Песчаная

Шарик не образуется

Нет

Нет

4

Супесчаная

Скатывается

Почти невозможно раскатать

Нет

Пока двое экспертов определяют тип представленных образцов почв, мы поговорим о микроорганизмах и почвенных животных, обеспечивающих развитие почвы (стр. 175 рис.211 чтение текста).

От количества этих компонентов зависят свойства почвы, структура.

Эксперты показывают и рассказывают о результатах своих исследований, а ученики делают запись в тетрадь.

В почве выделяют три основных слоя (рис.209 стр.174)

1) поверхностный – максимально насыщенный корнями.

2) переходный

3) нижний, подпочвенный.

Самыми плодородными почвами на земле считаются черноземы, верхний слой которых раньше мог превышать 100 см и содержать до 10-12% перегноя. Василий Васильевич Докучаев говорил, что «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был есть и будет кормильцем России».

А какие же почвы распространены в Астраханской области?

(показ на карте).

Почвы каштановые.

На территории Астраханской области распространены светло-каштановые почвы. В основном – это – право- и левобережная часть Волго-Ахтубинской долины только в северной части.

Почвы бурые.

Располагаются пятнами при движении с севера на юг при усилении засушливости климата постепенно расширяя свои площади. Их можно встретить и в Бэровских буграх. Повышение солености – главная причина низкого естественного плодородия. Слова В.В. Докучаева «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают ломанного гроша, как только удается ее оросить, стоит баснословные деньги. Дает прекрасные урожаи».

Почвы поймы.

Расположены в Волго-Ахтубинской пойме, которая ежегодно затапливается и наполняется плодородным илом.

Почвы дельты.

Они характеризуются увлажненностью и засоленностью.

3. Рефлексия

Что же мы узнали, почему почва является уникальным природным объектом?

Это особое природное тело, которое состоит из воды, воздуха, органических и минеральных веществ, песка и глины. Главное свойство почвы – это плодородие. В ней обитают разнообразные микроорганизмы.

Выставление оценок за урок.

Д-З. пар.49 Каждой группе найти растения, которые могут произрастать на этих почвах.

Файлы: Игра с элементами КВН.doc
Размер файла: 32256 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология