Автор конспекта:
Автор(ы): — Соломаха Елена Валерьевна

Место работы, должность: — Учитель начальных классов МОУ СОШ №31 г.Новочеркасска

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Классный руководитель

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: — Обучающие: 1.В нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся по теме «Обучение грамоте»; 2. Формирование навыков работы в команде; Развивающие: 1.Развивать любознательность, наблюдательность, воображение, познавательный интерес к русскому языку; 2. Развитие речи учащихся, пополнение их активного словарного запаса; 3. Развитие эмоциональной сферы; Воспитывающие: 1.Воспитание любви к родному (русскому) языку, радость от общения с книгой, внимание к слову; положительного отношения к знаниям; 2.Воспитывать эстетические чувства. 3. Помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний.

Учащихся в классе (аудитории): — 1

Используемая методическая литература: —

Информационные ресурсы:
1. Мультимедийные компакт диски с детскими песнями и мультфильмами;
2. Литература: Стихотворения А.Шибаева, С.Михалкова, И.Сазоновой, Л.Фадеевой, С.Маршака. Методическая рекомендация для учителя. Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» — Москва, «Баласс», 2003.
3. Журнал Начальная школа № 11, 2003
4. Журнал начальная школа плюс до и после № 4,2007.

Используемое оборудование: —

1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации;
2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Капельки солнца. Книга для чтения в 1 классе.- Москва «Баласс», 2005.
3. Билетики разного цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий);
4. На столах карточки с изображением цветка (красный, зелёный, жёлтый, синий);
5. Шапки из бумаги для подведения итогов (розовая – урок прошёл интересно, плодотворно; голубая – с творчеством; серая – взаимопомощь учащихся, поддержка; чёрная – было много ошибок) выдаются родителям перед уроком;
6. Конверты с заданиями для учащихся: кроссворд, пословицы из частей, чистоговорки, игры «Восстанови буквы», « Отгадай, какое слово спряталось?», « Грамотей»;
7. Костюмы Азбуки, «Капелек солнца», зайца Пуса, для исполнения частушек;
8. Выставка рисунков детей на тему « Чему меня научила азбука».

Краткое описание: — Нетрадиционный тип урока: урок – праздник. Тема: За всё, чему ты нас учила, спасибо, азбука, тебе! Время проведения: 90 минут (урок письма и чтения). Структура урока. 1. Организационный момент. 2. Постановка учебной задачи. ♦ Деление на четыре команды. ♦ Литературный монтаж о начале учёбы в 1 классе. ♦ Игра « Узнай слово» — АЗБУКА. ♦ Отправляемся в путешествие! 3. Актуализация знаний. ♦ Изучим карту страны Букварии. ♦ Физкультурная минутка. ♦ Игры «Вспомни скороговорку» и « Придумай чистоговорку». ♦ Упражнение в отгадывании загадок. ♦ Игра «Собери пословицу». ♦ Упражнение «Расставь буквы по порядку» (повторение алфавита). 4. «Открытие» детьми нового знания. ♦ Игра «Такие буквы странные, совсем как иностранные» (восстановление букв). ♦ Игра «Какое слово спряталось?» ♦ Игра «Грамотей». 5. Итоговое повторение. ♦ Сказочная викторина. ♦ Физкультурная пауза. ♦ Кроссворд. ♦ Частушки. 6. Итог урока. ♦ «Шапочный разбор». ♦ Физкультурная минутка. ♦ Вручение памятных грамот и медалей. ♦ Запись в школьную библиотеку.


Ход урока.
Под музыку дети заходят в нарядный класс, делятся на четыре команды (выбрав билетик одного из четырёх цветов) и садятся за парты.
Ученица: Гордые, нарядные, мы идём по улице.
С добрыми улыбками все на нас любуются.
«Провожать не надо нас!» — мы сказали маме.
А в какой идём мы класс, догадайтесь сами!
Учитель: Ну, конечно, в первый! Дорогие ребята! Совсем недавно вы впервые переступили порог нашей школы, пролетела осень, прошла зима, наступила красавица – весна.
И сегодня мы рады видеть у нас в классе так много гостей – наших родителей! Мы с гордостью рапортуем, что все мальчики и девочки 1-б класса научились читать! Ура!
Теперь вы сможете вместе с книгой отправиться в увлекательное путешествие, побывать в древних городах, познакомиться и подружиться с новыми героями сказок, и для вас откроется новый, очень удивительный и интересный мир – мир книг.
Итак, сегодня у нас радостный праздник, посвященный первой учебной книге – «Моей любимой АЗБУКЕ».
Слайд 1. Праздник прощания с Азбукой.
Давайте вспомним, как всё начиналось…
Ученик: В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
Ученица: Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах! Как много мы прочли!
Ученик: Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Ученица: Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать — в полгода! –
Научила нас она!
Учитель: Праздник начался, а самой главной гостьи – Азбуки – нет. Ребята, давайте её позовём?
Все: Азбука! Азбука! Мы ждём тебя!
Учитель: Не идёт. Давайте позовём её по-другому. Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «азбука», а мы все громко захлопаем в ладоши.
(Под музыку входит Азбука – девочка в костюме.)
Слайд 2. Солнце ласково смеётся…
Азбука: Учились все по мне всегда.
Я книга ваша – Азбука.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про реки, звёзды и моря –
Не обойтись вам без меня!
С вами очень подружиться
Мне хотелось с первых дней,
Чтоб могли вы научиться
Книжки все читать скорей.
Учитель: Давайте мысленно перелистаем страницы любимой первой книги и расскажем, чему нас научила Азбука.
Ученики (по одному): Азбука учила нас читать. Мы узнали алфавит. Учились быть аккуратными, трудолюбивыми, добрыми, заботливыми людьми. Все подружились.
Учитель: Да, всего и не перечислить! Мы многому научились у Азбуки: познакомились с буквами, узнали их секреты и тайны, научились складывать слова, из слов делать предложения, а предложения собирать в тексты. И за это всё мы очень благодарны нашей Азбуке!
Ученица: Раньше Карлсон и Мальвина,
Айболит и Буратино
Приглашали нас играть,
А теперь зовут читать, и считать, и писать.
Через сказку и игру они учат детвору…
Мы играем и поём – очень весело живём!
Слайд 3. Отправляемся в путешествие!
Учитель: А теперь мы отправляемся в удивительное путешествие в сказочную страну. Дорога туда нелегка! Вам нужно быть дружными, смелыми и умелыми, чтобы преодолеть все преграды и препятствия. Вы готовы отправиться в дальнюю дорогу?
Ребятам объявляется,
Что класс наш отправляется!
Слайд 4. Карта страны Букварии.
Друзья! Страны Букварии
Нигде на картах нет.
Но все к стране Букварии
Стремятся с детских лет.
Буквария! Буквария!-
Чудесная страна!
Хотя в страну Букварию
Дорога и трудна,
Но любят все Букварию
И крепко дружат с ней.
С высот страны Букварии
Дороги в мир видней!
Рассмотрите карту нашего путешествия. Мы окажемся в море Скороговорок, проплывём по речке Загадушке, погостим в городе Буквинске, удивимся друг другу на поле Чудес, посетим лесок Сказок, преодолеем трудный подъём по горам Кроссвордов, и вернёмся в наш светлый класс. Наши родители отправляются с нами, они будут незримыми помощниками. В конце путешествия подведут итоги.
Физ.пауза: Мы немного отдохнём
И на всё ответ найдём.
На носочки встанем,
Руки вверх потянем.
Руки на пояс,
Наклоны вперёд.
Теперь чуть-чуть попрыгаем,
И каждый отдохнёт!
Слайд 5. Море Скороговорок.
Учитель: Наш корабль находится в море Скороговорок и Чистоговорок. Ребята, кто из вас сможет вспомнить и рассказать скороговорку?
(Затем каждая команда получает рифмованную пару слов, даётся время, и дети зачитывают придуманную чистоговорку).
1.Са-са-са…коса. 2. За-за-за…коза
Си-си-си…караси. Зу-зу-зу…в тазу.
Су-су-су…в лесу. Зя-зя-зя…нельзя.
Усь-усь-усь…гусь. Арь-арь-арь…фонарь.
3. Ша-ша-ша…малыша. 4.Чи-чи-чи…мячи.
Шу-шу-шу…пишу. Ча-ча-ча…свеча.
Ёшь-ёшь-ёшь…поёшь. Цы-цы_цы…молодцы.
Да, вы молодцы! Справились с таким трудным заданием!
Слайд 6. Речка Загадушка.
Учитель: Здравствуй, ласковая речушка! Как хорошо плыть, чуть покачиваясь на волнах! Наше путешествие продолжается. Конкурс для смекалистых и внимательных.
Отгадайте загадки.
Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает. Что это? (книга).
Чёрные, кривые, от рожденья все немые. А как только встанут в ряд, то с тобой заговорят (буквы).
Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, все ужасно важные (портфель).
Есть, друзья, такая птица, если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мной и вся семья! (пятёрка).
Пока мы разгадывали загадки, речка на своих волнах принесла нас к старинным воротам.
Слайд 7. Стражники у стен города.
Стражник нас не пропускает! Чтобы ворота открылись, нужно подобрать ключи к волшебному замку.
(Из кусочков дети собирают пословицу, выходят к доске – остальные три команды читают её и слушают объяснение смысла).

Учитель: Молодцы, ребята! И с этой трудной задачей справились! Что это виднеется там вдалеке? Удивительные дома, красивые скверы…
Слайд 8. Город Буквинск.
Здесь нас радушно встречают жители этого города. Вам интересно узнать, что они нам расскажут?
Азбука: Буквы, в порядке алфавита стройся!
Буква А: Алфавит от А до Я, равнение на Азбуку!
Азбука: Гласные!
Буквы: Здесь!
Азбука: Согласные!
Буквы: Здесь!
Азбука: Буквы, Которые не обозначают звуков!
Ь и Ъ: Здесь!
Азбука: Буквы строго встали в ряд, будто по линейке,
Каждый знает своё место, и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку, посмотри.
Ну а вы теперь сумейте повторить все 33!
Ученица: Нас 33, нас 33, нас целая семья!
Мы любим книгу и мечту,
Мы верные друзья,
Мы все стоим плечо к плечу! От А до Я!
Возьмите нас с собою в путь,
Весёлые друзья!
И вас по жизни поведут все буквы, все, от А до Я!
Ученик: Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишним.
А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам!
Ученица: В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку!
Ученик: Прочтёшь ты книги о зверях,
Растениях, машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет путь от А до Я!
Учитель: В городе Буквинске случилась беда! Из другой сказочной страны Геометрии прибежала злая разбойница Резинка. Она вытерла у некоторых букв начало, у некоторых – середину, у других – конец.
И теперь…такие буквы странные,
Совсем, как иностранные.
Поможем восстановить буквы?
(Учащиеся получают конверты с заданиями, дописывают буквы карандашом).
Учитель: И здесь вы справились с трудным заданием, помогли буквам!
Слайд 9. Поле Чудес.
Учитель: Мы прибыли на поле Чудес. А здесь нас встречает сказочный герой, который говорит следующие строки:
Знаю, кто уроки учит, ключик золотой получит!
С ним в мир Знаний, ты поверь,
Без труда откроешь дверь. Кто же это? ( Буратино).
Буратино часто бывал на наших уроках, задавал каверзные вопросы, приносил интересные задания, и уже хорошо знаком со всеми мальчиками и девочками нашего класса. Но неслучайно он встречает нас на поле, которое носит такое таинственное название! Приготовьтесь к ЧУДЕСАМ!
« Отгадайте, какое слово спряталось?»
Каждая команда получает карточку, под картинкой указан номер буквы, которую надо записать. Так отгадывается слово.
Например: 1 2 5 1 2
м е ч т а
Игра «Грамотей».
Учитель: Если взять большое слово,
Вынуть буквы – раз и два!
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова!
(Каждая команда получает слово:
ХРАБРОСТЬ – хор, храбр, рост, брат, барс, оса, сто, бор;
СПОРТ – порт, сорт, сор, рост, спор, рот, торс;
САМОЛЁТ – лето, масло, сало, мёд, мало, мал;
ПЛАСТИЛИН – пила, липа, аист, сила, торт, игра, лист и т.д.).
Молодцы, и с заданиями Буратино вы замечательно справились! Пора нам опять в дорогу!
Слайд 10. Лесок Сказок.
Учитель: Следующая остановка в лесу Сказок.
Сказки просят: а сейчас
Вы, друзья, узнайте нас!
( Учитель показывает иллюстрации к сказкам, учащиеся называют её героев, название, по возможности, автора. Команды по очереди отвечают, в конце родители подводят итог, кто из ребят больше знает сказок).
Физ. минутка:
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад,
Развернулись влево, вправо,
Тихо сели, вновь за дело.
Слайд 11. Горы Кроссвордов.
Учитель: А теперь наш путь лежит в горы, которые имеют крутые склоны, на вершинах лежат сияющие на солнце шапки снега, и вокруг необыкновенная красота! Но что же это? Мы не сможем преодолеть самую высокую вершину, пока не разгадаем кроссворд. И не забывайте, ребята, что в горах очень опасно, необходимо чувствовать рядом плечо верного друга. Вы готовы на новые испытания?
Задания кроссворда:
1.Друг крокодила Гены.
2.Он говорит: «Ребята,
давайте жить дружно!»
3.Она сочиняет и поёт песни.
4.Самый добрый крокодил.
5.Обидчивый попугай, который
всем рассказывал о Таити.
6.Он не боится, когда ему говорят:
«Ну, погоди!»
Слайд 11. Вот и Азбуку прошли…
Ученик: Учебник закрывается,
Пора с ним распроститься.
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним грустит наш класс.
Но долго нам грустить нельзя,
Другие книги ждут, друзья!
Ученица: Азбуку прочли до корки.
Нам по чтению «пятёрки»!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Ученик: Сегодня праздник необычный:
Спасибо, азбука, тебе!
Ты столько знаний подарила!
Мы будем помнить о тебе!
Ученица: До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
Слайд 13.
Ученица: А для радости и удовольствия мы сейчас исполним ЧАСТУШКИ!
Мы – весёлые ребята,
В 1-б мы учимся.
Пропоём мы вам частушки,
Может, что получится!
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису.
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
С азбукой кто не в ладу –
С тем я дружбу не веду!
У меня характер крут:
Уважаю с детства труд!
«Тыщу» слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу!
Ну, а прописи у нас –
Просто загляденье!
Мы рисуем там зверят
И пишем предложения.
Мы простимся с азбукой
И рукой помашем.
И «спасибо!» десять раз
Дружно хором скажем!
Не печалься, Азбука!
Лучше нету книжки.
Подарю тебя теперь
Младшему братишке!
Мы пропели вам частушки,
Как сумели, от души!
Хороши наши частушки!
И мы тоже хороши!
Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие по сказочной, необыкновенной стране Букварии. Мы прибыли на конечную станцию. И сейчас…Смотрите-ка, к нам идут гости!
Азбука: Молодцы, ребята!
Всем спасибо за ответы, за задор, за звонкий смех!
За азарт соревнованья, обеспечивший успех!
Я вижу, что вы чудесно справились со всеми заданиями, преодолели все преграды, проявили любознательность, научились не только хорошо читать, но и дружить, быть наблюдательными, добрыми, заботливыми! Вам, наверно, интересно узнать, что думают наши родители? Слово предоставляется нашим почётным гостям.
(родители сигнализируют разноцветными «шапками», что удалось на уроке.)
Физ. пауза:
Мы ехали, мы плыли,
И с песенкой смешной
Мы вместе, как сумели,
Приехали домой.
Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал.
В пути не скучно было,
И каждый напевал.
Азбука: Ребята, я хочу вас познакомить с моей лучшей подругой и надеюсь, что вы полюбите её.
Слайд 14.
Выходит девочка в костюме Книги «Капельки солнца»
«Капельки солнца»: Очень рада встрече с вами!
Мне Солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам?
Опускаться в глубину?
Побывать во многих странах
И домчаться на Луну?
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?
Все края тебе раскрыты
На страницах книг!
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами – мне награда.
Вот шелестят мои страницы,
И кто-то к нам уже стучится.
(Стук в дверь)
Заяц Пус : Здравствуйте, ребята!
Был я зайчонком и рос я в лесу.
Пусом назвали меня за красу:
Очень пушистым сынком был у мамы,
Радостным, очень весёлым по нраву!
Около леса школа была,
Вся детвора ходила туда.
Съел я волшебный клевер, друзья,
И в школу отправился мальчиком я.
Петя Зайцев стоит перед вами,
Думаю, скоро станем друзьями!
Вместе со мной вы отправитесь в путь,
«Капельки солнца» взять не забудь.
Ученик: Потрудились мы немало!
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах букваря.
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в АЗБУКЕ!
Ученица: И в десять лет, и в шесть, и в пять
Как хорошо уметь читать!
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, птицы, пляски,
Все прочитаем в жизни сказки!
Нужна лишь книга на столе,
Да мир в семье и на Земле!
Слайд 15. Спасибо за работу!
Учитель: Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот первый в своей жизни экзамен: научились читать. Мне хочется поздравить вас и сказать: «Спасибо, за то, что вы стараетесь, за интересные вопросы, за трудолюбие, за вашу доброту и желание всё-всё узнать!»
(Учитель вручает детям медальки и памятные грамоты, книги для чтения «Капельки солнца»)
Слайд 16.
Знакомство с новым миром книг, запись в школьную библиотеку.
Слайд 17.
Учитель: Звенит звонок! Вот и закончен наш урок!

Файлы: Копия Праздник прощания с азбукой- рабочая.ppt
Размер файла: 4456960 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология