Автор конспекта:
Автор(ы): — Муравская Н.А.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ №8″, учитель русского языка и литературы

Регион: — Оренбургская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели и задачи урока. Создать условия для : 1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать; 2.обучения умению анализировать литературный текст; 3.выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 22

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литература. 7 класс.Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я.Коровина

Используемая методическая литература: —

Газета «Русский язык» ИД «Первое сентября» №18,2005 года-лекции педагогического университета «Первое сентября» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21,2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7(игра собери пословицу)
Материалы уроков Фестиваля педагогических идей 2004-2005,2006-2007год,
Кривушина Е.В. урок-мастерская «Верь в великую силу добра»,

Используемое оборудование: —

презентация по уроку: слайды по каждому этапу

урока. ( для наглядности) Приложение №1

Краткое описание: — Цели и задачи урока. Создать условия для : 1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать; 2.обучения умению анализировать литературный текст; 3.выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу урока. ( для наглядности) Приложение №1

Урок-размышление по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…»(По рассказу Андрея Платонова «Юшка»;7 класс)

Раздел: преподавание литературы

Цели и задачи урока.

Создать условия для :

1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

2.обучения умению анализировать литературный текст;

3.выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.

Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу

урока. ( для наглядности) Приложение №1

Эпиграфы:

Не воздавайте злом за зло.

(Из Библии)

Добро из добра приходит.

(Пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

(Пословица)

Ход урока:

1.ОРГМОМЕНТ.(Учитель сообщает, что урок не совсем обычный :придется плодотворно потрудиться: по ходу урока составлять кластеры, синквейны , сравнительные таблицы)

2.ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ.

На доске портрет Андрея Платонова и таблица

ЗНАЮ

узнал

(На слайде№4)

Вопрос 1.Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонку таблицы)

Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы)

Учитель предлагает слайд-сообщение об авторе (см.слайд№5)

Познакомившись с данным материалом , ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.

3.СТАДИЯ ВЫЗОВА.

СЛОВОУЧИТЕЛЯ

Послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением?(жалости, сострадания, желание помочь..)

Скажите ,что значит жить по законам добра и человечности?

Составьте кластер . ( слайды №6,7)

4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК. (Слайд№8)

Запишите в тетрадь.

Именно эти качества всегда ценились человечеством.

О добре, человечности ,милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знает

3. Работа в парах. Игра «Собери пословицу».

(См. на слайде)

Ответы запишите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

3

2

4

10

5

8

11

7

12

9

6

1

Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка»
Кто главный герой рассказа А.Платонова ?

5.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.

Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу , которая поможет понять: «По каким законам живет Юшка и его односельчане?»(Слайд№10)

Что в представлении людей значило жить «честно «и» просто»?

Чем Юшка отличается от односельчан?

В) Беседа по вопросам.(Слайд№11)

1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А.Платонова «Юшка»?(Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2.Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).

3.Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит?(Нет, люди жестоки по отношению к Юшки…)

4.Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

5.Умирает Юшка — непонятый черствыми людьми , обиженный их жестокостью ,равнодушием .Хуже или лучше стало людям изменились ли они?(Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… )

Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)

ВЫВОД:(слово учителя)СЛАЙД№12

В Библии сказано: »Побеждай зло ДОБРОМ.»Главный герой рассказа А.Платонова»Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло.

Счастлив человек , несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.

Давайте создадим дерево ДОБРА,
плоды каких человеческих качеств вы разместите на нём?

6.РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд№14)

Слово учителя.

Человеческая доброта и милосердие , умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро — вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,

помогать всему, что живет на земле, — таков урок этого произведения.

Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

Какие мысли возникли у вас после нашего разговора? Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…Какими чувствами наполнено ваше сердце?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Отзыв о рассказе. Сообщение о А.Платонове.

Литература:

Газета «Русский язык» ИД «Первое сентября» №18,2005 года-лекции педагогического университета «Первое сентября» «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21,2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7(игра собери пословицу)
Материалы уроков Фестиваля педагогических идей 2004-2005,2006-2007год,
Кривушина Е.В. урок-мастерская «Верь в великую силу добра»,

http://gramota.ru/slovari/Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
Автор Т.Ф.Ефремова.
© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2001–2002.

Файлы: Юшка-урок.odt
Размер файла: 0 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология