Автор конспекта:
Автор(ы): — Бутенина Надежда Юрьевна

Место работы, должность: — МОБУ «Медведевская общеобразовательная средняя школа №3 им 50-летия Медведевского района», учитель начальных классов

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. – М.: «Баласс», 2008.

Используемое оборудование: —

карточки с творческими заданиями и опорными словами по теме «Части речи», таблицы.

Краткое описание: — формировать представление о частице не и её употребление с глаголами, умение писать частицу не с глаголами раздельно. Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами». Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету и развивать навыки культурного поведения. Оборудование: карточки с творческими заданиями и опорными словами по теме «Части речи», таблицы.

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правило правописания частицы не с глаголами"

Бутенина Надежда Юрьевна, учитель начальных классов

Система. Программа «Школа 2100».

Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. – М.: «Баласс», 2008.

Цель урока:формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.

Задачи урока: формировать представление о частице не и её употребление с глаголами, умение писать частицу не с глаголами раздельно.

Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».

Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету и развивать навыки культурного поведения.

Оборудование: карточки с творческими заданиями и опорными словами по теме «Части речи», таблицы.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Будем отвечать активно,

    Хорошо себя вести.

    Чтобы гости дорогие

    Захотели вновь прийти!

  • Чистописание.
  • Д д Дд ддд До де Дл дм дя

    Доброе дело и в воде не тонет

    -Обозначить части речи и подчеркнуть орфограммы

    — Выписать из пословицы словосочетание прилагательное + существительное. Разобрать имя прилагательное как часть речи.

    -Выписать имя существительное и разобрать как часть речи.

    3. Изучение нового материала.

    Сообщение темы и цели урока.

    а) Актуализация знаний.

    – Сегодня мы понаблюдаем, для чего используется и как пишется частица не с глаголами

    б) Наблюдение по учебнику.

    Упр. 360 с.100

    Запись на доске:

    Читал – не читал

    Любит читать – не любит читать

    – Прочитайте предложения.

    Оля любит читать стихи.

    Илья не любит читать стихи.

    – Чем отличаются? Почему изменился смысл предложения?

    – Вы догадались, как называется слово не? (Частица).

    в) Постановка проблемы.

    Что такое не?

    К какой части речи относится?

    Как пишется не с глаголами?

    г) Поиск решения.

    1. Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).

    — Это предлог? (Нет). Союз? (Нет). Значит это другая часть речи. Называется частица.

    — Какую роль выполняет она в речи?

    Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.

    2.Наблюдение по учебнику.

    – С. 101, упр. 361 – 1 вариант – (с 1 – 3 предложения); 2 вариант (4- 6 предложения)

    – Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

    – Как написана частица не с глаголами? (Раздельно).

    – Выпишите глаголы с частицей не.

    Словарная работа.

    — Послушайте стихотворение Александра Шибаева

    — Выпишите слова к теме «Гардероб» . Запишите ещё одно слово платок .

    (Это древнерусское слово означает кусок материи)

  • Рассказ учителя.
  • — Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

    4. Работа с правилом.

    – Давайте подтвердим наши открытия. На странице 100 прочитайте пра1вило про себя.

    – Сколько в нём частей?

    – О чём говорится в 1-ой части? Во 2-ой?

    – Это орфограмма – пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом.

    – Подчеркните орфограмму-пробел в написанных словах.

    5. Физкультминутка.

    Наши глазоньки устали. Мы дадим им отдохнуть:

    Раз, два, три, четыре, пять – быстро глазки закрывать.

    Шесть, семь – их открыть и на руки поглядеть.

    Головою не верти, только глазками води:

    Вверх, вниз, влево, вправо. Отдохнули?! Повернёмся вправо влево.

    Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!

    Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!

    Топни правою ногой, вправо шаг. На месте стой!

    Топни левою ногой, влево шаг и снова стой!

    Повернись на право к другу. Правую дай руку другу!

    6. Первичное закрепление.

    а) Работа по учебнику в парах.

    – С. 101, упр.362.

    – Возьмите карандаш. Восстановите пословицы.

    – Объясните каждую кратко.

    – Спишите. Обозначьте орфограмму-пробел.

    б) Творческая работа в микро коллективах.

    – Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.

    Девочек __ дёргать за косички.

    __ драться на переменах.

    На уроках __ говорить с соседом.

    __ приходить вовремя на занятия.

    – Проверим, что у вас получилось.

    – Молодцы!

    7. Самостоятельная работа.

    Стр. 101 упр. 363

    На прутике записка (писать):

    «Не подходите» (ход) близко (близок)!»

    Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи.

    8. Итог урока.

    – Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?

    — С какой орфограммой познакомились

    – Какие задания понравились больше всего?

    – Кто легко справился со всеми заданиями?

    – Какое задание показалось самым сложным? Почему?

    – Над чем ещё надо поработать дома?

    – Я предлагаю вам правило в стихах:

    Не выучил, не знаешь – не делай, не спеши.

    С глаголами отдельно частицу не пиши.

    9. Самооценка.

    — Я знаю правило правописания частицы не с глаголами.

    — Я знаю правило и могу применить его на практике.

    — Я знаю правило, могу научить товарища.

    — Кого бы вы похвалили за работу на уроке.

    10. Домашнее задание.

    С.106, упр.7; С.100 – правило.

    Спасибо за урок!

    Файлы: Презентация Типы речи.ppt
    Размер файла: 90112 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология