Автор конспекта:
Автор(ы): — Бутенина Надежда Юрьевна
Место работы, должность: — МОБУ «Медведевская общеобразовательная средняя школа №3 им 50-летия Медведевского района», учитель начальных классов
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. – М.: «Баласс», 2008.
Используемое оборудование: —
карточки с творческими заданиями и опорными словами по теме «Части речи», таблицы.
Краткое описание: — формировать представление о частице не и её употребление с глаголами, умение писать частицу не с глаголами раздельно. Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами». Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету и развивать навыки культурного поведения. Оборудование: карточки с творческими заданиями и опорными словами по теме «Части речи», таблицы.
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правило правописания частицы не с глаголами"
Бутенина Надежда Юрьевна, учитель начальных классов
Система. Программа «Школа 2100».
Учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. – М.: «Баласс», 2008.
Цель урока:формирование представлений о частице не и её употреблении с глаголами.
Задачи урока: формировать представление о частице не и её употребление с глаголами, умение писать частицу не с глаголами раздельно.
Развивать умение слышать и видеть орфограмму «Правописание частицы не с глаголами».
Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к русскому языку, интерес к предмету и развивать навыки культурного поведения.
Оборудование: карточки с творческими заданиями и опорными словами по теме «Части речи», таблицы.
Ход урока
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Д д Дд ддд До де Дл дм дя
Доброе дело и в воде не тонет
-Обозначить части речи и подчеркнуть орфограммы
— Выписать из пословицы словосочетание прилагательное + существительное. Разобрать имя прилагательное как часть речи.
-Выписать имя существительное и разобрать как часть речи.
3. Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
а) Актуализация знаний.
– Сегодня мы понаблюдаем, для чего используется и как пишется частица не с глаголами
б) Наблюдение по учебнику.
Упр. 360 с.100
Запись на доске:
Читал – не читал
Любит читать – не любит читать
– Прочитайте предложения.
Оля любит читать стихи.
Илья не любит читать стихи.
– Чем отличаются? Почему изменился смысл предложения?
– Вы догадались, как называется слово не? (Частица).
в) Постановка проблемы.
Что такое не?
К какой части речи относится?
Как пишется не с глаголами?
г) Поиск решения.
1. Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).
— Это предлог? (Нет). Союз? (Нет). Значит это другая часть речи. Называется частица.
— Какую роль выполняет она в речи?
Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.
2.Наблюдение по учебнику.
– С. 101, упр. 361 – 1 вариант – (с 1 – 3 предложения); 2 вариант (4- 6 предложения)
– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
– Как написана частица не с глаголами? (Раздельно).
– Выпишите глаголы с частицей не.
Словарная работа.
— Послушайте стихотворение Александра Шибаева
— Выпишите слова к теме «Гардероб» . Запишите ещё одно слово платок .
(Это древнерусское слово означает кусок материи)
— Глаголы терпеть не могут частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.
4. Работа с правилом.
– Давайте подтвердим наши открытия. На странице 100 прочитайте пра1вило про себя.
– Сколько в нём частей?
– О чём говорится в 1-ой части? Во 2-ой?
– Это орфограмма – пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом.
– Подчеркните орфограмму-пробел в написанных словах.
5. Физкультминутка.
Наши глазоньки устали. Мы дадим им отдохнуть:
Раз, два, три, четыре, пять – быстро глазки закрывать.
Шесть, семь – их открыть и на руки поглядеть.
Головою не верти, только глазками води:
Вверх, вниз, влево, вправо. Отдохнули?! Повернёмся вправо влево.
Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой, вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой!
Повернись на право к другу. Правую дай руку другу!
6. Первичное закрепление.
а) Работа по учебнику в парах.
– С. 101, упр.362.
– Возьмите карандаш. Восстановите пословицы.
– Объясните каждую кратко.
– Спишите. Обозначьте орфограмму-пробел.
б) Творческая работа в микро коллективах.
– Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.
Девочек __ дёргать за косички.
__ драться на переменах.
На уроках __ говорить с соседом.
__ приходить вовремя на занятия.
– Проверим, что у вас получилось.
– Молодцы!
7. Самостоятельная работа.
Стр. 101 упр. 363
На прутике записка (писать):
«Не подходите» (ход) близко (близок)!»
Затем дети разбирают слова по составу, называют части речи.
8. Итог урока.
– Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
— С какой орфограммой познакомились
– Какие задания понравились больше всего?
– Кто легко справился со всеми заданиями?
– Какое задание показалось самым сложным? Почему?
– Над чем ещё надо поработать дома?
– Я предлагаю вам правило в стихах:
Не выучил, не знаешь – не делай, не спеши.
С глаголами отдельно частицу не пиши.
9. Самооценка.
— Я знаю правило правописания частицы не с глаголами.
— Я знаю правило и могу применить его на практике.
— Я знаю правило, могу научить товарища.
— Кого бы вы похвалили за работу на уроке.
10. Домашнее задание.
С.106, упр.7; С.100 – правило.
Спасибо за урок!
Файлы: Презентация Типы речи.ppt
Размер файла: 90112 байт.