Автор конспекта:
Автор(ы): — Токмакова Ирина Дмитриевна

Место работы, должность: — Красносельская основная общеобразовательная школа, руководитель русского языка и литературы

Регион: — Костромская мир

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее оврагообразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 сословие

Предмет(ы): — Русский санскрит

Цель урока: — повторить и обобщить изученное о глаголе подобно части речи; совершенствовать навыки употребления глаголов в речи, однако опять же правописания глаголов

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

В. В. Бабайцева "Русский язык. Теория"

Используемое оборудование: —

Презентация, тексты, «Путевые листы».

Используемые ЦОР: —

Презентация "Кострома"

Краткое описание: — Итоговый проповедь по теме «Глагол» в форме заочной экскурсии по Костроме. Цель урока: повторить и обобщить изученное о глаголе подобно части речи; совершенствовать навыки употребления глаголов в речи, однако опять же правописания глаголов Оборудование: Презентация, тексты, «Путевые листы».

Итоговый урок по теме «Глагол» в форме заочной экскурсии по Костроме.

Цель урока: повторить и обобщить изученное о глаголе как части речи; совершенствовать навыки употребления глаголов в речи, а также правописания глаголов

Оборудование: Презентация, тексты, «Путевые листы».

Ход урока:

1. Организация класса.

2. Словарная работа. Составить два словосочетания со словом «экскурсия» так, чтобы в одном словосочетании это слово было главным, а в другом – зависимым. Подобрать синонимы.

3. Слово учителя.

Сегодня мы совершим заочную экскурсию по Костроме. Мы поговорим о прошлом города, пройдём по современным улицам. 1 слайд.

4. Работа с текстом. (Этот и последующие тексты есть для каждого ученика).

Кострома – древний русский город. Гладь реки Волги ________________ Кострому на две части, ______________________ городу особую красоту и своеобразие. Улицы и набережные Костромы _________________________ великое прошлое и живую историю города. Простор могучей русской реки и проникающая в душу природа ___________________________________________ что-то необычное, сказочное. Неповторимый облик города _____________________________ прекрасными памятниками старины, дошедшими до наших дней.

  • Возможно ли оставить текст в таком виде? Что здесь не хватает?
  • Вставить на месте пропусков подходящие по смыслу и форме глаголы.
  • Какую роль играет глагол в нашей речи?

(Глагол называет действия предметов. Почти в каждом предложении есть глагол, так как сообщение о действиях предметов характеризует эти предметы.

«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе», — говорил А. Н. Толстой.)

  • Прочитайте получившиеся тексты. Продолжим наше путешествие.

5. Оформление «Путевых листов».

Слайды 2 и 3.

Кострома сохранила прекрасные памятники русской архитектуры и уникальные произведения русских мастеров. Пожалуй, самым известным памятником является Ипатьевский монастырь. Его стены возвышаются при слиянии рек Волги и Костромы. Центральное место в монастыре занимает Троицкий собор, золотые купола которого видят все путешествующие по Волге.

  • Сделайте первую запись в путевых листах. Выпишите из текста все глаголы в таблицу и заполните её.

Глаголы

возвратность

вид

спряжение

  • Что отражает данная таблица? Какие признаки глагола она объединяет?
  • Назовите глаголы 1 спряжения; 2 спряжения.
  • Как определить вид глагола? Какого вида все глаголы в тексте? Почему?
  • Что указывает на возвратность глагола?

6. Пройдёмся по Костроме. Слайды 4 и 5.

Центр города всегда привлекал туристов и гостей города своей первозданностью и заставлял задуматься о вечном торжестве красоты и мастерства. Это, прежде всего, торговые ряды. Вот уже несколько столетий они работают для костромичей. Открываются каждое утро и приглашают за покупками.

Выдающийся памятник русского зодчества - пожарная каланча. Её стройный и строгий силуэт украшает центр города.

  • Выписать из текста глаголы; выполнить действия на выбывание; оставшиеся глаголы разобрать по составу (выполнить морфемный разбор)

7. С ширью-гладью, с домами белыми,

С пышной зеленью, чуть в пыли, -

Десять улиц лучами-стрелами

В даль от площади пролегли.

И какой ни пройдёте улицей,

Той ли, этой ли стороной,

Всюду новое соревнуется

С доброй русскою стариной.

Одна из этих улиц – проспект Мира. Слайды 6 и 7.

Старинные здания живут здесь современной жизнью. Пройдите от площади Ивана Сусанина несколько метров вперёд и остановитесь у здания Дворянского собрания. Здесь, как и много лет назад, принимают самых важных гостей города. Сделайте ещё несколько шагов, и перед вами откроется великолепное зрелище – здание Художественного музея. Нельзя не залюбоваться его красотой. Следуйте далее. И вот уже перед вами высится драматический театр имени А. Н. Островского.

  • Найдите в тексте глаголы, выпишите их в путевой лист, распределив на 3 группы и решая орфографические задачи.

8. Заканчиваем путешествие в современном городе. Слайды 8 и 9.

Прочитайте текст

Началось 21 столетие. Кострома изменила свой облик и в то же время

удивительным образом сохранила чары старого купеческого волжского города. Как и раньше швартуются к пристани в данное время сделано современные теплоходы. За современными товарами мы ходим в старинные торговые ряды. И все же Кострома – современный город с современным ритмом жизни. Но прошлое дорого костромичам. И поэтому пройдёт немного времени, и в центре города будет стоять новый памятник патриоту земли русской – Ивану Сусанину.

  • Продолжаем заполнять путевой лист. Выпишите глаголы, определяя их время. К какому наклонению относятся данные глаголы? Почему?
  • Почему в этом тексте возможно использование глаголов разного времени?
  • Выделите окончания глаголов. На что указывают данные окончания?

9. Самостоятельная работа. Морфологический разбор глагола – выписать любые 2 глагола и разобрать их морфологически.

10. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие. Слайд 10.

Нет на Волге города красивей,

Краше Волги нет реки в России, - писал костромской поэт Евгений Старшинов.

11. Домашнее задание.

Написать небольшой текст: «Если бы Кострома была столицей…»

«Если бы я был экскурсоводом…», «Если бы я жил в Костроме…».

Глаголы какого наклонения вам нужно будет употребить в тексте?


Приложение 1

Тексты для работы.

1. Кострома сохранила прекрасные памятники русской архитектуры и уникальные произведения русских мастеров. Пожалуй, самым известным памятником является Ипатьевский монастырь. Его стены возвышаются при слиянии рек Волги и Костромы. Центральное место в монастыре занимает Троицкий собор, золотые купола которого видят все путешествующие по Волге.

2. Центр города всегда привлекал туристов и гостей города своей первозданностью и заставлял задуматься о вечном торжестве красоты и мастерства. Это, прежде всего, торговые ряды. Вот уже несколько столетий они работают для костромичей. Открываются каждое утро и приглашают за покупками.

Выдающийся памятник русского зодчества - пожарная каланча. Её стройный и строгий силуэт украшает центр города.

3. Проспект Мира

Старинные здания живут здесь современной жизнью. Прйдите от площади Ивана Сусанина несколько метров вперёд и остновитесь у здания Дворянского собрания. Здесь, как и много лет назад, принмают самых важных гостей города. делайте ещё несколько шагов, и перед вами открот(?)ся великолепное зрелище – здание Художественного музея. Нельзя (не)залюбоват(?)ся его красотой. Следуйте далее. И вот уже перед вами выст(?)ся драматический театр имени А. Н. Островского.

4. Началось 21 столетие. Кострома изменила свой облик и в то же время

удивительным образом сохранила чары старого купеческого волжского города. Как и раньше швартуются к пристани в данное время сделано современные теплоходы. За современными товарами мы ходим в старинные торговые ряды. И все же Кострома – современный город с современным ритмом жизни. Но прошлое дорого костромичам. И поэтому пройдёт немного времени, и в центре города будет стоять новый памятник патриоту земли русской – Ивану Сусанину

Приложение 2

Экскурсия по Костроме Путевой лист

Учени_________ 6 «___» класса __________________________________________

  • Восстанови текст.
  • Кострома – преклонный славянский город. Гладь реки Волги ______________________ Кострому на две части, __________________________ городу особую красоту и своеобразие. Улицы и набережные Костромы ___________________ великое минувшее и живую историю города. Простор могучей реки и проникающая в душу природа__________________________________________ что-то необычное, сказочное. Неповторимый вид города_______________

    __________________ прекрасными памятниками старины, дошедшими накануне наших дней.

  • Заполни таблицу
  • Глаголы

    возвратность

    вид

    спряжение

  • Морфемный разбор глаголов
  • ______________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Выполни распределение глаголов по группам (из 3 текста)

    Выполни морфемный разбор инфинитива

  • Выпиши глаголы из текста 4, определи время, обозначь окончание.
  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Самостоятельная работа. Морфологический разбор глагола.

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Файлы: Итоговый проповедь по теме Глагол.doc
    Размер файла: 74240 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология