Автор конспекта:
Автор(ы): — Токмакова Ирина Дмитриевна
Место работы, должность: — Красносельская основная общеобразовательная школа, руководитель русского языка и литературы
Регион: — Костромская мир
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее оврагообразование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 сословие
Предмет(ы): — Русский санскрит
Цель урока: — повторить и обобщить изученное о глаголе подобно части речи; совершенствовать навыки употребления глаголов в речи, однако опять же правописания глаголов
Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
В. В. Бабайцева "Русский язык. Теория"
Используемое оборудование: —
Презентация, тексты, «Путевые листы».
Используемые ЦОР: —
Презентация "Кострома"
Краткое описание: — Итоговый проповедь по теме «Глагол» в форме заочной экскурсии по Костроме. Цель урока: повторить и обобщить изученное о глаголе подобно части речи; совершенствовать навыки употребления глаголов в речи, однако опять же правописания глаголов Оборудование: Презентация, тексты, «Путевые листы».
Итоговый урок по теме «Глагол» в форме заочной экскурсии по Костроме.
Цель урока: повторить и обобщить изученное о глаголе как части речи; совершенствовать навыки употребления глаголов в речи, а также правописания глаголов
Оборудование: Презентация, тексты, «Путевые листы».
Ход урока:
1. Организация класса.
2. Словарная работа. Составить два словосочетания со словом «экскурсия» так, чтобы в одном словосочетании это слово было главным, а в другом – зависимым. Подобрать синонимы.
3. Слово учителя.
Сегодня мы совершим заочную экскурсию по Костроме. Мы поговорим о прошлом города, пройдём по современным улицам. 1 слайд.
4. Работа с текстом. (Этот и последующие тексты есть для каждого ученика).
Кострома – древний русский город. Гладь реки Волги ________________ Кострому на две части, ______________________ городу особую красоту и своеобразие. Улицы и набережные Костромы _________________________ великое прошлое и живую историю города. Простор могучей русской реки и проникающая в душу природа ___________________________________________ что-то необычное, сказочное. Неповторимый облик города _____________________________ прекрасными памятниками старины, дошедшими до наших дней.
- Возможно ли оставить текст в таком виде? Что здесь не хватает?
- Вставить на месте пропусков подходящие по смыслу и форме глаголы.
- Какую роль играет глагол в нашей речи?
(Глагол называет действия предметов. Почти в каждом предложении есть глагол, так как сообщение о действиях предметов характеризует эти предметы.
«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе», — говорил А. Н. Толстой.)
- Прочитайте получившиеся тексты. Продолжим наше путешествие.
5. Оформление «Путевых листов».
Слайды 2 и 3.
Кострома сохранила прекрасные памятники русской архитектуры и уникальные произведения русских мастеров. Пожалуй, самым известным памятником является Ипатьевский монастырь. Его стены возвышаются при слиянии рек Волги и Костромы. Центральное место в монастыре занимает Троицкий собор, золотые купола которого видят все путешествующие по Волге.
- Сделайте первую запись в путевых листах. Выпишите из текста все глаголы в таблицу и заполните её.
Глаголы
возвратность
вид
спряжение
- Что отражает данная таблица? Какие признаки глагола она объединяет?
- Назовите глаголы 1 спряжения; 2 спряжения.
- Как определить вид глагола? Какого вида все глаголы в тексте? Почему?
- Что указывает на возвратность глагола?
6. Пройдёмся по Костроме. Слайды 4 и 5.
Центр города всегда привлекал туристов и гостей города своей первозданностью и заставлял задуматься о вечном торжестве красоты и мастерства. Это, прежде всего, торговые ряды. Вот уже несколько столетий они работают для костромичей. Открываются каждое утро и приглашают за покупками.
Выдающийся памятник русского зодчества - пожарная каланча. Её стройный и строгий силуэт украшает центр города.
- Выписать из текста глаголы; выполнить действия на выбывание; оставшиеся глаголы разобрать по составу (выполнить морфемный разбор)
7. С ширью-гладью, с домами белыми,
С пышной зеленью, чуть в пыли, -
Десять улиц лучами-стрелами
В даль от площади пролегли.
И какой ни пройдёте улицей,
Той ли, этой ли стороной,
Всюду новое соревнуется
С доброй русскою стариной.
Одна из этих улиц – проспект Мира. Слайды 6 и 7.
Старинные здания живут здесь современной жизнью. Пройдите от площади Ивана Сусанина несколько метров вперёд и остановитесь у здания Дворянского собрания. Здесь, как и много лет назад, принимают самых важных гостей города. Сделайте ещё несколько шагов, и перед вами откроется великолепное зрелище – здание Художественного музея. Нельзя не залюбоваться его красотой. Следуйте далее. И вот уже перед вами высится драматический театр имени А. Н. Островского.
- Найдите в тексте глаголы, выпишите их в путевой лист, распределив на 3 группы и решая орфографические задачи.
8. Заканчиваем путешествие в современном городе. Слайды 8 и 9.
Прочитайте текст
Началось 21 столетие. Кострома изменила свой облик и в то же время
удивительным образом сохранила чары старого купеческого волжского города. Как и раньше швартуются к пристани в данное время сделано современные теплоходы. За современными товарами мы ходим в старинные торговые ряды. И все же Кострома – современный город с современным ритмом жизни. Но прошлое дорого костромичам. И поэтому пройдёт немного времени, и в центре города будет стоять новый памятник патриоту земли русской – Ивану Сусанину.
- Продолжаем заполнять путевой лист. Выпишите глаголы, определяя их время. К какому наклонению относятся данные глаголы? Почему?
- Почему в этом тексте возможно использование глаголов разного времени?
- Выделите окончания глаголов. На что указывают данные окончания?
9. Самостоятельная работа. Морфологический разбор глагола – выписать любые 2 глагола и разобрать их морфологически.
10. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие. Слайд 10.
Нет на Волге города красивей,
Краше Волги нет реки в России, - писал костромской поэт Евгений Старшинов.
11. Домашнее задание.
Написать небольшой текст: «Если бы Кострома была столицей…»
«Если бы я был экскурсоводом…», «Если бы я жил в Костроме…».
Глаголы какого наклонения вам нужно будет употребить в тексте?
Приложение 1
Тексты для работы.
1. Кострома сохранила прекрасные памятники русской архитектуры и уникальные произведения русских мастеров. Пожалуй, самым известным памятником является Ипатьевский монастырь. Его стены возвышаются при слиянии рек Волги и Костромы. Центральное место в монастыре занимает Троицкий собор, золотые купола которого видят все путешествующие по Волге.
2. Центр города всегда привлекал туристов и гостей города своей первозданностью и заставлял задуматься о вечном торжестве красоты и мастерства. Это, прежде всего, торговые ряды. Вот уже несколько столетий они работают для костромичей. Открываются каждое утро и приглашают за покупками.
Выдающийся памятник русского зодчества - пожарная каланча. Её стройный и строгий силуэт украшает центр города.
3. Проспект Мира
Старинные здания живут здесь современной жизнью. Пр…йдите от площади Ивана Сусанина несколько метров вперёд и ост…новитесь у здания Дворянского собрания. Здесь, как и много лет назад, прин…мают самых важных гостей города. …делайте ещё несколько шагов, и перед вами откро…т(?)ся великолепное зрелище – здание Художественного музея. Нельзя (не)залюбоват(?)ся его красотой. Следуйте далее. И вот уже перед вами выс…т(?)ся драматический театр имени А. Н. Островского.
4. Началось 21 столетие. Кострома изменила свой облик и в то же время
удивительным образом сохранила чары старого купеческого волжского города. Как и раньше швартуются к пристани в данное время сделано современные теплоходы. За современными товарами мы ходим в старинные торговые ряды. И все же Кострома – современный город с современным ритмом жизни. Но прошлое дорого костромичам. И поэтому пройдёт немного времени, и в центре города будет стоять новый памятник патриоту земли русской – Ивану Сусанину
Приложение 2
Экскурсия по Костроме Путевой лист
Учени_________ 6 «___» класса __________________________________________
Кострома – преклонный славянский город. Гладь реки Волги ______________________ Кострому на две части, __________________________ городу особую красоту и своеобразие. Улицы и набережные Костромы ___________________ великое минувшее и живую историю города. Простор могучей реки и проникающая в душу природа__________________________________________ что-то необычное, сказочное. Неповторимый вид города_______________
__________________ прекрасными памятниками старины, дошедшими накануне наших дней.
Глаголы
возвратность
вид
спряжение
______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выполни распределение глаголов по группам (из 3 текста)
Выполни морфемный разбор инфинитива
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Самостоятельная работа. Морфологический разбор глагола.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Файлы: Итоговый проповедь по теме Глагол.doc
Размер файла: 74240 байт.