Автор конспекта:
Автор(ы): — Назирова Ольга Викторовна

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русская литература XXвека. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ под ред. В.П. Журавлёва. – М.: Просвещение, 2005

Используемая методическая литература: —

Блок А.А. Стихотворения. Поэма: Справочные материалы. 11 кл./ Автор-составитель С.В. Ломтев, А.В. Терновский. М.: Дрофа, 1998

Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока. Преодолевшие символизм. М.: Автограф, 1998

Используемое оборудование: —

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: —

Иллюстрации Ильи Глазунова

Краткое описание: — Урок посвящён наиболее сложному и одновременно очень красивому стихотворению А. Блока “Незнакомка”. Форма урока – составление киносценария. Цели урока представлены как в общем, так и в диагностическом виде. Учебная задача представляет собой творческое задание – создание киносценария, так как стихотворение очень яркое, наполненное зрительными образами.

Ход урока.

  • Вступительное слово учителя об истории создания стихотворения «Незнакомка», о месте произведения и его значении в творчестве А. Блока.
  • Выразительное чтение стихотворения.
  • Беседа по вопросам на выявление восприятия.
    • Каким вы увидели Петербург в стихотворении «Незнакомка»?
    • Какие строки стихотворения вам захотелось перечитать, почему?
    • Что вам показалось сложным для понимания?
    • Какие строки вам показались самыми важными?
    • Если бы вам пришлось переложить «Незнакомку» на язык другого вида искусства, что бы вы выбрали – музыку, скульптуру, живопись, кино? Объясните свой выбор.

    4. Составление киносценария.

    Слово учителя.

    Стихотворение очень красивое, загадочное. Но, как вы уже заметили, не все строки его понятны. Сейчас мы постараемся проанализировать стихотворение, чтобы понять, что волнует поэта и какую мысль он хотел донести до читателя.

    Но урок у нас будет необычным. Вы предложили несколько вариантов переложения стихотворения на язык другого вида искусства. Некоторые свой выбор остановили на кинофильме. Сегодня мы попытаемся создать киносценарий к стихотворению «Незнакомка». Для этого предстоит подумать, как и что снимать, как выглядят герои фильма, и что они чувствуют, какую музыку можно использовать в фильме, какая цветовая гамма преобладает в эпизодах фильма. В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу.

    Эпизод

    Кадр

    Цветовая гамма

    Световое оформление

    Музыкальное оформление

    План

    Откуда снимается кадр

    Частота смены кадров

    Эмоционально-оценочное отношение

    Подумайте, какие картины, несущие важную смысловую нагрузку, вы увидели в стихотворении? Это и будут эпизоды киносценария.

    • Атмосфера пригорода Петербурга;
    • ресторан;
    • одиночество лирического героя;
    • Незнакомка, её загадочность и необычность;
    • «берег очарованный и очарованная даль»; тайны, порученные поэту;
    • сокровище поэта и ключ к этому сокровищу.

    Разбиваем эпизоды на кадры, то есть уточняем: какими предстают в стихотворении увиденные вами предметы и явления, какими эмоциями и настроением они наполнены.

    Вопросы к эпизодам.

    Атмосфера пригорода Петербурга.

    • Каким вы представили изображаемый поэтом пригород Петербурга? Это реальный или идеальный мир?
    • Какие эпитеты использует автор, описывая атмосферу пригорода?
    • Можно ли утверждать, что фраза «тлетворный дух» использована только в природном смысле?
    • Почему описание пригородного фона стало «бессмысленным», уродливо искажённым?

    Ресторан.

    • Какая атмосфера царит в ресторане?
    • Как поэт относится к окружающей действительности?

    Одиночество лирического героя.

    • Можем ли мы понять чувства лирического героя? Какими средствами автор это передаёт?
    • Какую роль в стихотворении играют трижды повторяющиеся слова: «И каждый вечер…»?

    Незнакомка, её загадочность и необычность.

    • Что в облике Незнакомой девушки привлекает внимание поэта и рождает высокое вдохновение?
    • Почему на фоне духоты, пыли и пьяниц появилась Незнакомка?
    • Какие особенности облика Незнакомки говорят о её принадлежности к реальному миру, а какие делают посланницей иных миров?

    «Берег очарованный и очарованная даль».

    • Почему, глядя на Незнакомку, герой видит берег «очарованный

    и очарованную даль»?

    • Что означает эпитет «очарованный»?
    • Меняется ли душевное состояние героя после появления Незнакомки?
    • В основе стихов символистов лежит образ-символ. Есть ли образы-символы в этом стихотворении, что они означают?
    • Можно ли понять, какие тайны поручены поэту, о каком солнце идёт речь?
    • Какой теперь представляется поэту жизнь, это мир реальный или идеальный?
    • Как показать этот мир на экране, что должно обязательно присутствовать в этом эпизоде?
    • Можно ли ещё какими-то средствами передать настроение этого эпизода?
    • Какой музыкальный фрагмент поможет передать это настроение, какой должна быть эта музыка?

    Сокровище поэта и ключ к этому сокровищу.

    • В каком значении, прямом или переносном, в этом эпизоде

    использованы слова «сокровище» и «ключ»?

    • Можно ли впрямую показать этот эпизод на экране?
    • Можно ли понять, какое сокровище лежит в душе поэта?
    • Какой ключ поручен поэту и какую дверцу он может открыть?
    • Что мы должны показать на экране, чтобы передать мысли автора?
    • Какие строки стихотворения вы считаете самыми важными, почему?
    • Какой приём использует автор в построении стиха?
    • Почему стихотворение построено на контрасте, антитезе?

    5. Обобщение.

    Подводя итоги урока, мы можем сделать следующие выводы:

  • Петербург изображён Блоком с беспощадной реалистичностью. Поэт показывает неприглядность, безобразность действительности. Город, в котором всё повторяется, создаёт атмосферу одиночества, неприятия этого мира.
  • Поэт замкнут в себе, теряет связь с миром, не хочет подчиняться законам бездушного существования, хранит в душе высоту, красоту идеала. Поэтому и возникает Незнакомка.
  • Незнакомка – это символ красоты, которая спасёт мир.
  • «Берег очарованный и очарованная даль» – это символ возможности уйти от пошлости в другой мир, в другую жизнь.
  • Поэтическая интуиция помогает поэту увидеть, угадать душевное состояние Незнакомки, её прошлое и настоящее, то, что для других остаётся тайной. Солнце – символ женственности, счастья, любви.
  • Лирический герой испытывает такое сильное чувство, как будто «все души моей излучины пронзило терпкое вино».
  • Сокровище поэта – мир его фантазии, спасение от пошлости, его стремление к красоте и духовности. Ключ поэта – то, что он сумел приоткрыть дверцу в мир добра и чистоты, сумел поделиться своими чувствами с читателями.
  • Работа над составлением киносценария завершена.

    • Запомнится ли стихотворение надолго или уйдёт из памяти

    сразу же после окончания урока?

    — Понятно ли теперь, что волновало поэта и заставило его

    обратиться к этому сюжету?

    • Какую мысль А. Блок стремился донести до читателя?
    • Задание на дом.
    • Ответьте на вопрос:

    Остался ли А. Блок верен своим идеалам, которые нашли

    отражение в «Стихах о Прекрасной Даме»?

    Домашнее задание:

  • Внимательно рассмотрите иллюстрацию к стихотворению «Незнакомка» И. Глазунова. Напишите отзыв об этой иллюстрации.
  • Сделайте свою иллюстрацию к стихотворению (по желанию).
  • Файлы: Незнакомка.doc
    Размер файла: 52224 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология