Автор конспекта:
Автор(ы): — Нигматуллина Лира Ильдусовна

Место работы, должность: — МОУ «Уруссинская средняя общеобразовательная школа №3″ Ютазинского муниципального района РТ, учитель биологии

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — Изучить особенности организации прокариот на примере бактерий, рассмотреть функциональные особенности бактерий распространение и значение их в жизни человека и в природе;сформировать умение у учащихся определять бактерии и их принадлежность к царству прокариот, умение работать с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, схемами,самостоятельно делать схемы, заполнять таблицы, решать проблемные вопросы и анализировать их.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Краткое описание: — На уроке изучаются разновидности бактерий по способу питания, значение и роль бактерий в природе и жизни человека.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока:

-Изучить особенности организации прокариот на примере бактерий;

-рассмотреть функциональные особенности бактерий распространение и значение их в жизни человека и в природе;

-сформировать умение определять бактерии и их принадлежность к царству прокариот; умение работать с текстом учебника и дополнительной литературой, таблицами и схемами;

-самостоятельно делать схемы и заполнять таблицы;

-решать проблемные вопросы и анализировать.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.

Средства обучения: учебник биологии 7 класса, таблица «особенности проявления признаков бактерий (среда обитания, основные формы и строение бактериальных клеток, генетический материал, размножение бактерий); влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений»; схема «роль бактерий в природе»; СD-диск по биологии с фрагментом «значение бактерий в природе и для человека».

Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала:

а) Разнообразие бактерий по способу питания;

б) Роль бактерий в природе;

3. Просмотр фрагмента на CD-диске « значение бактерий в природе и жизни человека.

4. Закрепление знаний. Подведение итогов.

Ход урока:

1. Проверка знаний.

Индивидуальные задания:

-ученик по рисунку «строение бактерии» подписывает все ее части;

-ученик зарисовывает основные формы бактериальных клеток и дает им названия.

Фронтальный опрос:

- Где встречаются бактерии?

- Почему бактерии считаются наиболее древними организмами?

- Какое строение имеет бактериальная клетка?

- Где расположен генетический материал бактерии?

- Как размножаются бактерии?

- Какое значение имеет образование спор у бактерий?

-От чего зависит название бактерии?

2. Изучение нового материала.

Запись в тетрадь числа и темы урока:

А) Рассказ учителя о питании бактерий.

По способу питания бактерии делятся на тех, которые питаются готовыми органическими веществами, их называют гетеротрофными и которые вырабатывают органические вещества из неорганических – это автотрофные бактерии.

Те, которые питаются органическими веществами умерших животных и растений, получили название сапрофитов. Это бактерии почвенные и поселяющиеся на растительных и животных останках (бактерии гниения, брожения и другие). Есть бактерии, которые поселяются в живых организмах и питаются их соками – это паразиты. Среди них много болезнетворных, вызывающих заболевания туберкулезом, тифом, холерой, дифтеритом.

Автотрофные бактерии делятся на те, которые используют солнечную энергию – это фотосинтетики. К ним относятся зеленые, пурпурные, серобактерии. Бактерии, использующие энергию химических связей – хемосинтетики делят на железобактерии, серобактерии, нитрофицирующие бактерии.

(Демонстрация влажного препарата «Клубеньки на корнях бобовых растений», как представитель азотфиксирующих бактерий и рассказ о их значении).

Ученики записывают в тетради схему разнообразия бактерий по способу питания:

Бактерии

/ \

Автотрофные гетеротрофные

/ \ / \

Фотосинтетики хемосинтетики паразиты сапрофиты

Б) Роль бактерий в природе. Работа с текстом учебника.

Учитель добавляет: Бактерии гниения называют природными санитарами, они способствуют повышению плодородия почвы. Но они же могут способствовать гниению пищевых продуктов, при неправильном их хранении. Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти. Огромна роль бактерий в круговороте азота.

3. Просмотр фрагмента на CD-диске « значение бактерий в природе и жизни человека».

4. Закрепление знаний.

Фронтальный опрос:

- Что в размножении бактерий является ограничивающим фактором?

- Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?

- Какова роль бактерий как разрушителей органического вещества?

Задание в тетради:

Ученики чертят в тетради «шапку» таблицы и заполняют ее.

Значение бактерий для человека

Область применения

Отрицательная роль

Положительная роль

Медицина

Ветеринария

Отрасли промышленности, сельского хозяйства

Домашнее задание:

1. Изучить параграф учебника, ответить на вопросы после параграфа.

2. Творческое задание. Подготовить материалы о «цветении» воды в водоемах.

Файлы: Карточки к урокам.doc
Размер файла: 4213248 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология