Автор конспекта:
Автор(ы): — Нигматуллина Лира Ильдусовна
Место работы, должность: — МОУ «Уруссинская средняя общеобразовательная школа №3″ Ютазинского муниципального района РТ, учитель биологии
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — Изучить особенности организации прокариот на примере бактерий, рассмотреть функциональные особенности бактерий распространение и значение их в жизни человека и в природе;сформировать умение у учащихся определять бактерии и их принадлежность к царству прокариот, умение работать с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, схемами,самостоятельно делать схемы, заполнять таблицы, решать проблемные вопросы и анализировать их.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Краткое описание: — На уроке изучаются разновидности бактерий по способу питания, значение и роль бактерий в природе и жизни человека.
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Times New Roman»,»serif»;}
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
-Изучить особенности организации прокариот на примере бактерий;
-рассмотреть функциональные особенности бактерий распространение и значение их в жизни человека и в природе;
-сформировать умение определять бактерии и их принадлежность к царству прокариот; умение работать с текстом учебника и дополнительной литературой, таблицами и схемами;
-самостоятельно делать схемы и заполнять таблицы;
-решать проблемные вопросы и анализировать.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.
Средства обучения: учебник биологии 7 класса, таблица «особенности проявления признаков бактерий (среда обитания, основные формы и строение бактериальных клеток, генетический материал, размножение бактерий); влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений»; схема «роль бактерий в природе»; СD-диск по биологии с фрагментом «значение бактерий в природе и для человека».
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала:
а) Разнообразие бактерий по способу питания;
б) Роль бактерий в природе;
3. Просмотр фрагмента на CD-диске « значение бактерий в природе и жизни человека.
4. Закрепление знаний. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Проверка знаний.
Индивидуальные задания:
-ученик по рисунку «строение бактерии» подписывает все ее части;
-ученик зарисовывает основные формы бактериальных клеток и дает им названия.
Фронтальный опрос:
- Где встречаются бактерии?
- Почему бактерии считаются наиболее древними организмами?
- Какое строение имеет бактериальная клетка?
- Где расположен генетический материал бактерии?
- Как размножаются бактерии?
- Какое значение имеет образование спор у бактерий?
-От чего зависит название бактерии?
2. Изучение нового материала.
Запись в тетрадь числа и темы урока:
А) Рассказ учителя о питании бактерий.
По способу питания бактерии делятся на тех, которые питаются готовыми органическими веществами, их называют гетеротрофными и которые вырабатывают органические вещества из неорганических – это автотрофные бактерии.
Те, которые питаются органическими веществами умерших животных и растений, получили название сапрофитов. Это бактерии почвенные и поселяющиеся на растительных и животных останках (бактерии гниения, брожения и другие). Есть бактерии, которые поселяются в живых организмах и питаются их соками – это паразиты. Среди них много болезнетворных, вызывающих заболевания туберкулезом, тифом, холерой, дифтеритом.
Автотрофные бактерии делятся на те, которые используют солнечную энергию – это фотосинтетики. К ним относятся зеленые, пурпурные, серобактерии. Бактерии, использующие энергию химических связей – хемосинтетики делят на железобактерии, серобактерии, нитрофицирующие бактерии.
(Демонстрация влажного препарата «Клубеньки на корнях бобовых растений», как представитель азотфиксирующих бактерий и рассказ о их значении).
Ученики записывают в тетради схему разнообразия бактерий по способу питания:
Бактерии
/ \
Автотрофные гетеротрофные
/ \ / \
Фотосинтетики хемосинтетики паразиты сапрофиты
Б) Роль бактерий в природе. Работа с текстом учебника.
Учитель добавляет: Бактерии гниения называют природными санитарами, они способствуют повышению плодородия почвы. Но они же могут способствовать гниению пищевых продуктов, при неправильном их хранении. Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти. Огромна роль бактерий в круговороте азота.
3. Просмотр фрагмента на CD-диске « значение бактерий в природе и жизни человека».
4. Закрепление знаний.
Фронтальный опрос:
- Что в размножении бактерий является ограничивающим фактором?
- Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?
- Какова роль бактерий как разрушителей органического вещества?
Задание в тетради:
Ученики чертят в тетради «шапку» таблицы и заполняют ее.
Значение бактерий для человека
Область применения
Отрицательная роль
Положительная роль
Медицина
Ветеринария
Отрасли промышленности, сельского хозяйства
Домашнее задание:
1. Изучить параграф учебника, ответить на вопросы после параграфа.
2. Творческое задание. Подготовить материалы о «цветении» воды в водоемах.
Файлы: Карточки к урокам.doc
Размер файла: 4213248 байт.