Автор конспекта:
Автор(ы): — Ражабова Любовь Игоревна
Место работы, должность: — г.Красный Кут,МОУ-сош №3,учитель русского языка и литературы
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
1.Дать понятие сравнительной характеристики литературных героев.
2. Подчеркнуть нравственный смысл рассказа.
3.Обучить детей сравнительному анализу.
4.Научить выборочной работе с художественным текстом, пониманию человеческого характера, мотивов, поступков, мыслей и чувств героев.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
В мире литературы. 5-й класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений: В 2ч. / Авторы-составители А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, В.В.Леденёва, Е.С.Романичева. М.: Дрофа, 2001. (В дальнейшем — учебник Кутузова.)
Используемая методическая литература: —
Уроки литературы в 5 классе. Авторы Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, М., "Русское слово",1997
Поурочное планирование по литературе. Автор О.Е. Ерёмина, М., "Экзамен",2008
Используемое оборудование: —
Текст рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Компьютер, мультимедийный проектор.
Таблицы и схемы.
Используемые ЦОР: —
Презентация « Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»»
Краткое описание: — Данный урок предназначен для анализа характеров литературных героев рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" Жилина и Костылина.
Устные портреты — характеристики героев. Портрет и характер в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Цели:
1.Дать понятие сравнительной характеристики литературных героев.
2. Подчеркнуть нравственный смысл рассказа.
3.Обучить детей сравнительному анализу.
4.Научить выборочной работе с художественным текстом, пониманию человеческого характера, мотивов, поступков, мыслей и чувств героев.
Оборудование: Текст рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Компьютер, мультимедийный проектор.
Таблицы и схемы.
Используемые ЦОР: Презентация « Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»»
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знания текста.
Тестирование. Значок «+», если тезис, предложенный учителем, ребята считают правильным, значок «-» — если считают неправильным (с последующей взаимопроверкой).
ТЕСТ
1 «-» События происходили осенью.
2. «+» Жилин был невелик ростом, да удал.
3. «+» Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил.
4. «-» Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей
5. «+» Жилин написал неправильный адрес и убежал.
6. «-» Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.
7. «+» Во время первого побега Костылин показан слабым человеком.
8. «+» Во второй раз Жилин бежал один.
9. «+» Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.
10. «+» После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.
Оценивается тест так:
«5»-все ответы правильные
«4»-1-2 ошибки
«3»-3-4 ошибки
III. Работа с материалами учебника-хрестоматии с использованием иллюстраций.
1.Работа с текстом.
Центральная тема урока — Жилин и Костылин. Прежде всего определяем материал, над которым будем работать на уроке: «Найдите страницы, где ярче всего видно различие между Жилиным и Костылиным. Озаглавьте эти эпизоды».
Заголовки могут быть следующие:
1. Как Жилин попал в плен. (гл.1)
2. Встреча в плену(конец гл.2)
3. Неудавшийся побег (конец гл.3 и вся гл.4)
2.Работа с иллюстрациями.
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу.
Сравним поведение двух героев. Результаты наблюдений ученики отобразят в таблице, которая будет задана на дом.
1. Анализ первого эпизода.
Жилин «остановился, раздумывает, ехать ли ему вперёд одному. Подъезжает Костылин и уговаривает его ехать». «Чего смотреть? Поедем вперёд.» Костылин храбрее Жилина? Чтобы помочь ребятам, предлагаем подумать над вопросом: «Почему Жилин хочет поехать один и почему — Костылин?» (Жилин хорошо понимает опасность и рассчитывает на свою силу, быстроту лошади. Костылин же объясняет своё предложение тем, что ему « есть хочется, да и жара». Костылин «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такой человек может быть слабым и изнеженным)
Затем обращаемся к кульминации этого эпизода – встрече с татарами. Прямо в тексте противопоставлено, как должен был вести себя Костылин и как он поступил, («Заместо того, чтобы подождать»), на иронические слова: закатился что есть духу, ожаривает. А как отнесётся к этому Жилин, почему он думает: не «Костылин уехал»,а «ружьё уехало»? Ребята отвечают, что Жилин не очень-то надеялся на помощь Костылина, ведь он сам хотел «добраться до ружья», «от Костылина меньше пользы, чем от ружья».
Заканчивая анализ первого эпизода, надо подвести итог. Этому помогут вопросы: «Есть ли вина Жилина, что он попал в плен? Почему это произошло?»
Что можно сказать о Жилине, какой он человек, по тому, как он вёл себя в бою? А какой человек Костылин?»
2. Анализ второго эпизода.
По второй главе, где тоже противопоставлены герои, достаточно задать несколько вопросов: «Почему Костылин просит прислать за него выкуп? Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло? Как это характеризует того и другого?» Жилин не хочет тревожить больную мать, он надеется на свои силы, активно ищет выход. Костылин же эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам ничего для этого не предпринимает.
3. Анализ третьего эпизода.
Третий эпизод, в котором противопоставлены оба пленника, — неудавшийся побег. Учитель предлагает подумать: «Что делает Жилин для подготовки к побегу, и как ведёт себя Костылин?» Главная цель Жилина – освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в ауле, поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Он стремится предусмотреть всё заранее. Он не слепо полагается на свою удаль и силу, а активно ищет выхода. Ребята видят, что храбрость не в том, чтобы бездумно презирать опасность, а в активном поиске выхода, в умении предвидеть и использоваться всё, что может помочь осуществлению замысла, в выборе нужного момента.
Рассматривать эпизод неудавшегося эпизода целесообразно в форме пересказа, объясняя поведение обоих героев и определяя, какие черты характера обоих героев проявляются в их поведении.
IV. Подведение итога.
1.Просим ребят коротко выделить главные качества, определяющие облик героев.
Главные качества героев
ЖИЛИН КОСТЫЛИН
Наличие большое цели. Эгоизм.
Активность. Безответственность.
Верность дружбе. Безволие.
Способность на предательство.
2.Работа с кроссвордом.
V.Домашнее задание. Заполнить таблицу.
Файлы: А.С.Пушкин Во глубине сибирских руд.doc
Размер файла: 68608 байт.