Автор конспекта:
Автор(ы): — Ражабова Любовь Игоревна

Место работы, должность: — г.Красный Кут,МОУ-сош №3,учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1.Дать понятие сравнительной характеристики литературных героев.

2. Подчеркнуть нравственный смысл рассказа.

3.Обучить детей сравнительному анализу.

4.Научить выборочной работе с художественным текстом, пониманию человеческого характера, мотивов, поступков, мыслей и чувств героев.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

В мире литературы. 5-й класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений: В 2ч. / Авторы-составители А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, В.В.Леденёва, Е.С.Романичева. М.: Дрофа, 2001. (В дальнейшем — учебник Кутузова.)

Используемая методическая литература: —

Уроки литературы в 5 классе. Авторы Б.И. Турьянская, Е.В. Комиссарова, М., "Русское слово",1997

Поурочное планирование по литературе. Автор О.Е. Ерёмина, М., "Экзамен",2008

Используемое оборудование: —

Текст рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Компьютер, мультимедийный проектор.

Таблицы и схемы.

Используемые ЦОР: —

Презентация « Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»»

Краткое описание: — Данный урок предназначен для анализа характеров литературных героев рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" Жилина и Костылина.

Устные портреты — характеристики героев. Портрет и характер в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цели:

1.Дать понятие сравнительной характеристики литературных героев.

2. Подчеркнуть нравственный смысл рассказа.

3.Обучить детей сравнительному анализу.

4.Научить выборочной работе с художественным текстом, пониманию человеческого характера, мотивов, поступков, мыслей и чувств героев.

Оборудование: Текст рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Компьютер, мультимедийный проектор.

Таблицы и схемы.

Используемые ЦОР: Презентация « Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»»

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знания текста.

Тестирование. Значок «+», если тезис, предложенный учителем, ребята считают правильным, значок «-» — если считают неправильным (с последующей взаимопроверкой).

ТЕСТ

1 «-» События происходили осенью.

2. «+» Жилин был невелик ростом, да удал.

3. «+» Жилин попал в плен, потому, что Костылин его бросил.

4. «-» Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. «+» Жилин написал неправильный адрес и убежал.

6. «-» Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа.

7. «+» Во время первого побега Костылин показан слабым человеком.

8. «+» Во второй раз Жилин бежал один.

9. «+» Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты.

10. «+» После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.

Оценивается тест так:

«5»-все ответы правильные

«4»-1-2 ошибки

«3»-3-4 ошибки

III. Работа с материалами учебника-хрестоматии с использованием иллюстраций.

1.Работа с текстом.

Центральная тема урока — Жилин и Костылин. Прежде всего определяем материал, над которым будем работать на уроке: «Найдите страницы, где ярче всего видно различие между Жилиным и Костылиным. Озаглавьте эти эпизоды».

Заголовки могут быть следующие:

1. Как Жилин попал в плен. (гл.1)

2. Встреча в плену(конец гл.2)

3. Неудавшийся побег (конец гл.3 и вся гл.4)

2.Работа с иллюстрациями.

Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу.

Сравним поведение двух героев. Результаты наблюдений ученики отобразят в таблице, которая будет задана на дом.

1. Анализ первого эпизода.

Жилин «остановился, раздумывает, ехать ли ему вперёд одному. Подъезжает Костылин и уговаривает его ехать». «Чего смотреть? Поедем вперёд.» Костылин храбрее Жилина? Чтобы помочь ребятам, предлагаем подумать над вопросом: «Почему Жилин хочет поехать один и почему — Костылин?» (Жилин хорошо понимает опасность и рассчитывает на свою силу, быстроту лошади. Костылин же объясняет своё предложение тем, что ему « есть хочется, да и жара». Костылин «… мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такой человек может быть слабым и изнеженным)

Затем обращаемся к кульминации этого эпизода – встрече с татарами. Прямо в тексте противопоставлено, как должен был вести себя Костылин и как он поступил, («Заместо того, чтобы подождать»), на иронические слова: закатился что есть духу, ожаривает. А как отнесётся к этому Жилин, почему он думает: не «Костылин уехал»,а «ружьё уехало»? Ребята отвечают, что Жилин не очень-то надеялся на помощь Костылина, ведь он сам хотел «добраться до ружья», «от Костылина меньше пользы, чем от ружья».

Заканчивая анализ первого эпизода, надо подвести итог. Этому помогут вопросы: «Есть ли вина Жилина, что он попал в плен? Почему это произошло?»

Что можно сказать о Жилине, какой он человек, по тому, как он вёл себя в бою? А какой человек Костылин?»

2. Анализ второго эпизода.

По второй главе, где тоже противопоставлены герои, достаточно задать несколько вопросов: «Почему Костылин просит прислать за него выкуп? Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло? Как это характеризует того и другого?» Жилин не хочет тревожить больную мать, он надеется на свои силы, активно ищет выход. Костылин же эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам ничего для этого не предпринимает.

3. Анализ третьего эпизода.

Третий эпизод, в котором противопоставлены оба пленника, — неудавшийся побег. Учитель предлагает подумать: «Что делает Жилин для подготовки к побегу, и как ведёт себя Костылин?» Главная цель Жилина – освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в ауле, поднимается на гору, чтобы определить дорогу, даже подкармливает заранее хозяйскую собаку. Он стремится предусмотреть всё заранее. Он не слепо полагается на свою удаль и силу, а активно ищет выхода. Ребята видят, что храбрость не в том, чтобы бездумно презирать опасность, а в активном поиске выхода, в умении предвидеть и использоваться всё, что может помочь осуществлению замысла, в выборе нужного момента.

Рассматривать эпизод неудавшегося эпизода целесообразно в форме пересказа, объясняя поведение обоих героев и определяя, какие черты характера обоих героев проявляются в их поведении.

IV. Подведение итога.

1.Просим ребят коротко выделить главные качества, определяющие облик героев.

Главные качества героев


ЖИЛИН КОСТЫЛИН

Наличие большое цели. Эгоизм.

Активность. Безответственность.

Верность дружбе. Безволие.

Способность на предательство.

2.Работа с кроссвордом.

V.Домашнее задание. Заполнить таблицу.

Файлы: А.С.Пушкин Во глубине сибирских руд.doc
Размер файла: 68608 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология