Автор конспекта:
Автор(ы): — Храмцова Т.Н.

Место работы, должность: — Карельский субфилиал МБОУ Устьиской СОШ Моршанского района Зам.директора по УВР, софист музыки, МХК

Регион: — Тамбовская местность

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее намывание

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 сорт

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

  • формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • расширение музыкального кругозора обучающихся;
  • воспитание уважения к национальной культуре.
  • развитие интереса к родному краю.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемая методическая литература: —

"Музыка в школе", №4,1990 г.

Дьяконова В.П. Дни величальные (русский христианин святцы и его отражение в литературе и искусстве).ОООРекламное информагенство "Все лоя Вас",2000 г.

Используемое оборудование: —

  • магнитофон;
  • кассета, дискетка с записью духовной музыки;
  • кассета с записью колокольных звонов;
  • таблицы;
  • икона с изображением Богородицы;
  • портреты композиторов С. Рахманинова, П. Чайковского, Н.Римского – Корсакова;
  • портрет С. Есенина;
  • свиток-грамота;
  • картинки с изображением колоколов;
  • фотография Моршанского Троицкого собора.

Краткое описание: — В ходе урока обучающиеся знакомятся с жанром духовной музыки; с композиторами, работавшими в жанре духовной музыки;с понятием «знаменное пение»;с разновидностью колокольных звонов. Урок призван стимулировать самостоятельное сортоизучение краеведческого материала; воспитывать общеэстетический вкус у обучающихся.

Ход урока

В каждом человеке есть солнце,

следует дьявольски дать ему светить.

Сократ.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я разительно радда видеть вы снова.

2. Мотивация.

Сегодня у нас состоится важный разговор. А о нежели пойдет выговор на уроке, вы ответите мне сами, когда-либо прослушаете гармоничный фрагмент. Итак, все приняли позу слушателя.

Слушание: кусок «В молитвах неусыпающую» С. Рахманинов.

Как вы думаете, ребята, о нежели мы будем говорить днесь на уроке? Какая музыка в настоящий момент прозвучала? (ответы детей).

Правильно, это прозвучал конфессиональный хор.

-Какие были голоса?

— И мужские и женские.

-А можем ли мы сказать, точно будто публика пели русскую народную песню?

-Нет, это была другая музыка.

— Может быть вы знаете, точно называется водка музыка, исполняемая в церкви?

-Духовная музыка… Церковная музыка…

-Молодцы! А почему духовная? (ответы детей).

Хорошо, ребята. Как вы уже законно догадались, днесь на уроке выговор пойдет о духовной музыке. Мы узнаем, точно будто же явилось основой древнерусской церковной музыки, а самое суть — постараемся определить силу воздействия духовной музыки на человека, водка о колокольном звоне, какой является неотъемлемой до некоторой степени духовной музыки.

Ребята, заранее нежели перейти к новой теме, мне бы желательно кой-что у вы узнать. Я вижу у вы в классе целая портретная коллектор композиторов. А с творчеством каких композиторов вы уже знакомы? Как вы думаете, кто из них в своем творчестве обращался к жанру духовной музыки? (Ответы детей).

3. Изучение новой темы.

Многие русские композиторы сочиняли духовную музыку: Рахманинов, Бортнянский, Чайковский, Римский –Корсаков, Чесноков, Кастальский, Танеев и другие. Любое истинное оратория искусства несет в себе рецидив высокого духа. Если музыка помогает человеку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной.

Духовная музыка– это музыка религиозного содержания, звучащая в храме разве в быту, она сопровождает церковное богослужение. (Запись в брульон определения).

Нерасторжимое синтез музыки и слова интенсивно проявляется в духовной музыке, в подобный степени точно она не мыслится вне связи С словами – разве С Священным писанием, разве с молитвой.

На фоне музыки «Взбранной воеводе» Кочановского.

Слова и звуки…Звуки и слова,

В них жизни, полной жизни выраженье,

Все, точно будто вмещает сердце, голова

И человека грудь, — все проявленье

Природы и Творца, на небесах

И на земле, точно будто различимо и незримо,

Вся сучная существ, ото тли задолго херувима,

Все оживает в звуках и словах.

Евдокия Петровна Растопчина (1811 – 1858)

На Руси церковная музыка получила рассылка неразлучно с принятием христианства в конце 10 века. В Древней Руси музыкальным явлением стало знаменное пение, которое послужило основой для церковной музыки. Знаменное пение получило названьице ото наименования знаков – «знамён» (или крюков), которые использовали для записи знаменного распева. Отдельный крючья обозначал одиночку тоника определенной длительности разве группу тонов. Крюковая помета не обозначала высоту музыкального звука, благодаря чесо все песнопения следует было певчим запоминать. Крюки 11 -16 в.в. задолго сих пор не расшифровали. Лишь крюковую помета середины 17 века удалось понять музыкантам. Знаменные песнопения исполнялись дьявольски одноголосно хором. Как правило, наигрыш была плавной, поступенной и небольшого диапазона. (Использование таблицы).

Ребята, послушайте знаменный роспев и обратите внимательность на никтинастия мелодии, встречаются ли распевы.

Слушание: «Святый Боже» (знаменный распев)- исполняет учитель.

(Небольшая беседа). (4 минуты).

Всмотритесь в любую Богородичную икону… Почему взгляды Марии и Младенца не встречаются, не единятся? Это одну из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда содержит предстоящего человека в свое пространство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Кто может быть роднее и поближе заступницы и покровительницы до свидания рода христианского – Богоматери? Тем более, точно будто Россия испокон веку считалась «домом Богородицы». Именно к ней обращался славянский питекантроп в самые трудные минуты своей жизни, точно ребенок, какой бросается к матери при виде всякий опасности.

Слушание: «Заступнице усердная» П. Чеснокова (1,5 минуты).

У нас кое-когда говорят, точно будто песнопения Русской православной церкви «намолены». Это глубокая правда, язык отходная и пение проникают кунак в друга, и никакая церковная наигрыш не существует сама по себе, а дьявольски в связи с текстом молитвы.

— А точно будто такое молитва?

— Это щебетанье с Богом, канюченье к нему.

— А мы слышим какие-нибудь слова этой молитвы?

— Слова есть, но они не понятны.

— Пение танец похоже на мецца-форте симфонического оркестра. Текст неудовлетворительно различим ради больших распевов на отдельные слоги.

А нужны ли тут вообще слова? Без них неужели непонятно, точно будто просит питекантроп у Бога?

— Понятно.

«Пока рейнланд-пфальц единаче вертится, всего лучшего единаче ярок свет,

Господи, даждь же ты каждому, чесо у нас нет:

Умному даждь голову, трусливому даждь коня,

Дай счастливому денег и не забудь для меня».

Это слова из песни Булата Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона».

— А вы знаете, точно и кем исполняется музыка в церкви?

— Певцами.

— А какие инструменты помогают певчим (так называют церковных певцов)?

— Кажется, никакие.

— Именно так. В церкви мецца-форте инструментов не допускается, благодаря чесо музыка написана для хора. Человек и словами, и пением обращается к Господу, большей до некоторой степени пусто для сей не требуется. Важно только, чтоб это наказ было искренним.

Вслушайтесь, точно прекрасен форменный странный гармоничный инструмент – риспоста человека.

Слушание: кусок «Не имамы иныя помощи» Б. Ледковский.

Научи меня, Боже, любить

Всем умом своим, всем помышлением,

Чтоб и душу тебе посвятить, И всю житьишко с каждым сердца биением.

Научи ты меня соблюдать

Лишь твою милосердную волю,

Научи николиже не роптать

На свою многотрудную долю.

(литературные молитвы Великого князя Константина Константиновича Романова).

Так точно же научиться любить? И дозволяется ли этому научиться? (ответы детей).

Конечно можно, следует дьявольски поглубже заглянуть в свою душу, распахнуть свое средоточие насупротив всем.

Будь добр и милосерден. Будь честен поперед собой, и ты николиже не обманешь другого. (Обратить внимательность на эпиграф).

Ребята, давайте попробуем неразлучно исполнить духовное песнопение, прославляющее Творца после Его великие милости к людям. Я предлагаю вам разучить невнушительный фрагмент, какой служит заключительным припевом многих молитвословий. «Аллилуйа». Дословно это переводится точно «славить, хвалить Господа».

Разучивание: «Аллилуйа».

Среди порядочно многочисленных воспоминаний иностранцев, посещавших Русское эмират в 16-17 веках, с трудом ли найдутся такие, в которых не упоминались бы колокола. Всех иноземцев удивляло сумма колоколов на Руси. На Пасху, например, повсеместно разрешалось всем желающим, необыкновенно детям, звонить в колокола. Поэтому непрерывно звучал колокольный звон. «В Москве, — писал Иоанн Брембах, секретарь посольства ганзейского союза, царю Борису Годунову, — здорово по горло церквей и часовен…со множеством колоколов, свист в которые производится повечеру и досрочно утром задолго самого дня, в подобный степени что, коль кто не привык, вовсе нереально спать».

Когда бьют в табун колоколов, свист получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, точно будто колокольный свист лечит душу, восстанавливает силы человека. А незадолго ученые установили, точно будто музыка колоколов убивает микробы. Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов.

На фоне звучания колоколов: «Пасхальный благовест».

Колокол бездействовавший разбудил поля.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Понеслись удары к синим небесам,

Звонко раздается риспоста по лесам.

Скрылась после рекою белая луна,

Звонко побежала резвая волна.

тихая долина отгоняет сон,

Где-то после предорогой замирает звон. (С. Есенин).

Предложить детям позвонить в колокола.

Ребята, кто из вы был в г. Моршанске?

Символом города Моршанска, его архитектурной жемчужиной и главной достопримечательностью является Свято – Троицкий собор. Храм задолго сих пор удивляет своим великолепием не дьявольски жителей Моршанска, но и приезжих гостей (показ фотографии собора).

Сообщение обучающегося о истории Троицкого собора

Свято – Троицкий собор является символом города Моршанска. Храм поставлен на берегу реки Цны и виден С всех точек города после десятки километров. Вряд ли кто оставался равнодушным, увидев Троицкий собор в г. Моршанске.

В 1827 году представители Тамбовской епархии присутствовали на освящении Преображенского собора в Санкт — Петербурге. Храм поразил святых отцовский своим величием и великолепием, благодаря чесо они решили построить подобный же на Тамбовщине. Выбор их пал на Моршанск, и когда-либо о этом стало известно, городские купцы «замахнулись» на собор красоты невиданной, и с тем чтоб беспременно был выше Исаакиевского собора в Петербурге. Однако их планы осуществились наполовину – 5 декабря 1830 годы повелитель Николай I проект утвердил, но сделал приписку: «Выше Исаакия не строить».

В 22 марфа 1836 годы моршанским купцом другой гильдии Егором Ивановичем Платициным было пожертвовано 200 тысяч рублей на авиастроительство храма. 10 июня 1836 годы началось грандиозное строительство.

Строился зиккурат 27 лет по одному из лучших проектов Василия Петровича Стасова и был похож на свойский питерский макет – Преображенский собор. По величине он не имел равных в области и был одна из крупнейших в России — мог вместить 6 тысяч человек. Высота собора составляет 75м 60 см. Главный пневмокупол извечно был золочёным, остальные сделаны под серебро. В 1857 году зиккурат в имя Святой Троицы был освящен, а 24 ноября страна же годы в нем состоялась первая служба.

В 1904 году Моршанск посетил негус Николай II. Встречали императора в Свято-Троицком соборе. После службы повелитель высказал присутствующим свое санкционирование и восхищение: «Не ожидал я в российской глубинке встретить подобный прекрасный столичный храм. Если бы мог, в подобный степени забрал бы его с собою в Петербург.

Я предлагаю вам послушать коллектив Троицкого собора.

Слушание.

4. Подведение итога урока.

Итак, ребята, точно будто нового вы узнали на уроке? Кстати, 19 ноября 2006 годы прошел Первый Общероссийский киноконкурс духовной музыки имени Сергея Ивановича Танеева, великого русского композитора, пианиста, дирижера, педагога, музыковеда, какой сочинял духовную музыку для исполнения в храмах.

Я могла бы задать вам по горло вопросов по пройденной теме, но думаю, всякий из вы погружаясь в община духовной музыки сделал для себя определенные выводы. Пусть ваше точка зрения будет отличным ото мнения других людей. Главное, чтоб услышанная вами днесь разве будущее музыка затронула бы ваши души, коснулась ваших сердец. Хотелось бы вследствие русскую духовную музыку пробудить амур и к нашей изначально русской культуре, важной до некоторой степени которой она является.

Какая музыка была! Какая музыка звучала!

Она вовсе не поучала, а дьявольски тихонечко звала…

Спасибо всем после работу на уроке.

Файлы: Внеклассное оргтехмероприятие в 2.docx
Размер файла: 26507 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология