Автор конспекта:
Автор(ы): — Козьмина Оксана Викторовна

Место работы, должность: —

МБОУ "СОШ№20 с углублённым изучением отдельных предметов" г.Белгорода, учитель начальных классов

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

1. Продолжить работу над содержанием сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович».
2. Создавать условия для развития умений анализировать, сравнивать, сопоставлять; грамотно строить высказывания, делать логические выводы из прочитанного;
способствовать формированию навыков чтения через дифференцированный подход и использование развивающих технологий (таблицы Шульце и метод антиципации Постоловских).
3. Развивать способность анализировать и корректировать свои поступки;
воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к выполнению любого дела.

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Раздаточный материал, пословицы, таблицы, картинки

Краткое описание: —

Урок литературного чтения разработан с учетом дифференцированного подхода, с применением методик скорочтения.

1. Орг. момент

На каждом уроке чтения мы знакомимся с новыми авторами, их героями, проживаем вместе с ними их истории, сопереживаем, огорчаемся, радуемся, удивляемся и вместе с этим незаметно для себя приобретаем жизненный опыт.
Вот и сегодня мы продолжим работу над сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
и будем не только учиться хорошо читать, выразительно говорить, но и анализировать поступки героев, узнавать новое об окружающем мире и развивать своё творчество.
Мы будем работать над сказкой. А поскольку в сказках много необычного, то и этапы на уроке будут носить необычные названия:

• «Ученик, не зевай, речь свою ты развивай»
(речевая разминка)
• «Пока мы были дома…»
(проверка домашнего задания)
• «Сказочными тропами…», 1 тропа: «Диалог прочтёшь — много знаний приобретёшь»
(чтение по ролям)
• «Сказочными тропами…», 2 тропа: «Угощения для Ленивицы и Рукодельницы»
(работа над деформированным текстом)
• «Труден сказочный наш путь, немного нужно отдохнуть»
(физ. минутка)
• «Сказочными тропами…», 3 тропа: «Награды Мороза Ивановича»
(выборочное чтение)
• «Загадки Мороза Ивановича»
(итоговый тест)

Думаю, что успешно пройти все этапы нам поможет девиз урока:
Душу и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2. Речевая разминка

• Работа с таблицами Шульце
• Чтение пословицы с разным логическим ударением, разной интонацией:
Труд кормит, а лень портит.
1 ряду прочитать с ударением на 1 слове;
2 ряду – «Что делает труд?»;
3 ряду – «Что делает лень?».
Всем мальчикам прочитать с интонацией сомнения.
Всем девочкам – с поучительной интонацией.

3. Проверка домашнего задания (по рядам)

1 ряд читает описание Ленивицы и Рукодельницы, выбирает, кто из героев заслуживает похвалы, а кто — порицания.
После чтения и беседы самостоятельная работа: «Как Рукодельница очищала воду?»
/предлагается схема, нужно восстановить порядок/.

уголь – крупный песок – кувшин – бумага – грязная вода
2 ряд — самостоятельно читает словосочетания (предвосхищение), сопоставляет с героями.

Счтает мух
Кпрзнчает
Вжет
Ленивица Цдит воду Рукодельница
Пт песни
Тпит печь
Мтёт избу
Крмит петуха
Длго спит
Прсит нянюшку
Жлтся на всех
3 ряд – самостоятельно находит в таблице качества персонажей и объясняет, кому они принадлежат.

У

С
Е
Р
Д
И
Е
Е
Л

О

Т
Е
Р
П
Е
Н
И
Е

Б

Н
Л
И
Ь
А
К
К
Н

И

Е
Ш
В
Т
А
Р
У
Ь

Д

Р
Я
О
С
Т
Н
О
С

Ч

И
В
О
С
Т
Ь
Ь
Т

Усердие
Обидчивость
Терпение
Неряшливость
Аккуратность
Лень

/После проверки всех групп/
— Проверка домашнего задания показала, что вы внимательно прочитали сказку, а также подтвердили своей работой слова пословицы:
«Терпенье и труд всё перетрут».

4. Работа по учебнику. Диалог

- Что такое диалог?
— Читая и слушая диалог Рукодельницы и Мороза Ивановича, обратите внимание, о каких диковинках идёт речь в сказке.

2-3 ряды получают задание подобрать подходящую пословицу к 1 диковинке Мороза Ивановича (пословицы о труде к уроку – у каждого ученика)
/ Снег на полях – хлеб в закромах/

1 ряд:
— Что узнали нового?
— Происходят ли в реальной жизни такие явления? Приведите пример.

5. Физ. минутка

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь,
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

6. Работа по учебнику

- Какие чудеса произошли с девочками, когда каждая из них спустилась в колодец?
/ они увидели яблоню с золотыми яблочками и печь/
— Вам предлагается деформированный текст. Используя текст сказки, вам нужно восстановить отрывок.
1 варианту – отрывок про Рукодельницу, а 2 варианту – про Ленивицу.
1 вариант:
С.198
Рукодельница, ни мало не мешкая, схватила _______________, ______________ пирожок и положила его за ______________.
Рукодельница подошла к ______________ , потрясла его за сучок, и __________ _________ так и посыпались к ней в ______________.

2 вариант:
С.203
— Да как бы не так!
Мне _________ утомлять — ______________ поднимать да в печку тянуться; захочешь, _________ ____________.
— Да как бы не так! – отвечала Ленивица. – Мне себя __________ — ручки _________ , за сучья __________… Успею набрать, как _________ ___________!

/после проверки/
— Какая пословица подходит к этим отрывкам?
/Всякий человек в деле познаётся/
7. Работа с текстом
Мороз Иванович наградил девочек за работу. Нам известно, что награды были разными.
Обведите награды Рукодельницы красным, а награды Ленивицы – синим цветом и объясните, почему награды были разными словами Мороза Ивановича (с.206)

Горсть серебряных пятачков, брильянтик.

Пребольшой серебряный слиток и пребольшой бриллиант.

/Жить и служить – разница.
Работа работе рознь.
Какова работа, такова и награда/
8. Закрепление. Тест /поставить снежинку на месте верного ответа/
1. С какой пословицы начинает писатель свою сказку?
А) Нам даром, без труда ничего не даётся.
Б) Один за всех, все за одного
В) Старый друг лучше новых двух
2. Как Рукодельница очищала воду?
А) пропускала через уголь и песок
Б) несколько раз кипятила
В) пропускала через несколько слоёв ткани
3. Зачем Мороз Иванович укрыл зелёную травку снежной периной?
А) чтобы её не заметили люди или животные
Б) чтобы весна подольше не приходила
В) чтобы укрыть её от холода
4. Что сказал Мороз Иванович Ленивице?
А) «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда»
Б) «Ничего не заслужила»
В) «Хоть ты девочка и неумелая, но старательная, вот тебе награда»
5. Закончи пословицу:
«Терпенье и труд всё…»
А) перетрут
Б) изменят
В) выполнят
1 2 3 4 5
А
Б
В

Проверка./Таблица на доске/
— Заканчивая наш урок, хочу вспомнить слова одной народной сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок».
Какой урок извлекли вы из сказки «Мороз Иванович»?
Если, пройдя через все этапы урока, вы поняли, что в жизни человека имеет большое значение труд, то возьмите букву «Т» и разместите её рядом с Рукодельницей,
если же вы выбираете лень, то возьмите букву «Л» и разместите её рядом с Ленивицей.
Спасибо за урок.
9. Домашнее задание
Придумать акростих по имени понравившегося персонажа.

Файлы: Внеклассное занятие по чтению.odt
Размер файла: 27883 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология