Автор конспекта:
Автор(ы): — Стефанова Лариса Михайловна

Место работы, должность: — Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное консультация «Республиканский телецентр образования» (Республика Коми, г. Сыктывкар), предметник русского языка и литературы.

Регион: — Республика Коми

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее конкреция

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

В. Я. Коровина. Литература, 7 класс. М.:Изд. "Просвещение", 2010 г.

Используемая методическая литература: —

1. Жизнь и созидание А. С. Пушкина. – М.: Дет. лит., 1989. Материалы ради выставки в школе и детской библиотеке).

2. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Зенит. – 1993.

Используемое оборудование: —

компьютер, колонки, мультимедийный проектор, экран.

Для проведения мероприятия необходим теледоступ в телекс Интернет.

Используемые ЦОР: —

1. http://cor.edu.27.ru/catalog/res/f99a7580-6220-1f65-d8a4-a8aea93c3183/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66& — А. С. Пушкин «Наперсница волшебной старины», клер читает Д. Н. Журавлев;

2. http://www.youtube.com/watch?v=HFV6jd6x45s — «У лукоморья дубина зеленый» (фрагмент мультфильма, "Союзмультфильм", Москва, 1950 г., телережиссер М. Цехановский);

3. http://78.159.122.138/listen.php?song=240197 — Н. А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»;

4. http://www.zaycev.net/pages/927/92778.shtml?miniplayer=true — М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;

5. http://musiclist.org.ua/song/317284.html — Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь в исполнении Г. Олейниченко.

Краткое описание: — В ходе внеклассного мероприятия учащиеся обобщают и закрепляют знания о сказках А. С. Пушкина.

“Что за прелесть сии сказки!”

Внеклассное процедура по сказкам А. С. Пушкина с использованием социальных сервисов WEB 2.0 для учащихся 5 классов.

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся сказок А. С. Пушкина.

Задачи:

образовательная: проверить урез знаний учащихся о сказках А. С. Пушкина;

развивающая: развивать речь, память, внимательность учащихся, их потребность к русской литературе, к литературным сказкам, расширять окоем школьников;

воспитательная: воспитывать почет к творчеству А. С. Пушкина, культурному наследию страны.

Предварительная работа: учащиеся делятся на 3 команды, придумывают заглавие команды.

1. Вступительное слово.

Сервис ImageChef. Инструмент “Поэтический калейдоскоп”.

Стихотворение М. Лисянского.

Он идёт среди прохожих

Улицей многоэтажною,

Удивительно похожий,

Хорошо знакомец каждому.

Ясноглазый,

Смуглолицый,

Будто в свет явился заново.

На патетический чело ложится

Завиток волос каштановых.

Снова к нам летит литое,

И живое, и весомое:

— Здравствуй, этнос младое,

Незнакомое!

Ребята! Сегодня мы совершим турне в восхитительный свет А. С. Пушкина.

2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.

Место действия пушкинских сказок — Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать беспрецедентно состоятельный и учтивый сердцу российский кави научила Пушкина его сиделка Арина Родионовна.

Демонстрируется портрет няни. Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.

Арина Родионовна была рабский бабушки поэта, Марии Алексеевны, угу в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня сильно любила курчавого, смышлёного, сильно подвижного Сашеньку. А змея какие сказки сказывала она! И насчет разбойников, и насчет грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, наичаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».

Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, большой дарование великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:

Я плоды своих скитаний,

И гармонических статей

Читаю чуть старой няне –

Подруге юности моей…

Звучит акростих «Наперсница волшебной старины». Сервис “Плэйкаст” .

Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не чуть в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жидомор его сиделка Арина Родионовна. Эта простая сельчанка была самым преданным другом опального поэта.

В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и дряхлый здание поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – самобытно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:

В синем небе звёзды блещут,

В синем сулавеси волны плещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт …

Вот будто Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь единица ты моего занятия? До обеда пишу записки, постфактум обеда сиделка рассказывает ступень сказки… Что за прелесть сии сказки, каждая из них поэма!»

А. М. Горький настолько писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были только лишь ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я поуже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, будьте здоровы не усну… »

Давайте и мы с вами ещё как-то раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

3. Конкурсная подпрограмма ради учащихся.

Демонстрация видеофрагмента: http://www.youtube.com/watch?v=HFV6jd6x45s

Ребята! Из какого произведения сии строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)

В 1820 году постфактум опубликования поэмы В. А. Жуковский подарил Пушкину оригинальный портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя».

В. А. Жуковский, главный современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое ралли в пересказе сказочных сюжетов. В результате сего состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одну поколением детей и взрослых.

Демонстрируется портрет В. А . Жуковского.

Сервис ImageGhef. Инструмент “Фоторамка”. Портрет В. А. Жуковского.

Внеклассное процедура по  сказкам А. С. Пушкина «Что за  прелесть сии сказки!» с использованием социальных сервисов WEB 2.0

Конкурс 1. Тест «Третий лишний». Сервис “Мастер-тест”.

Задание: назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.

1) «Сказка о царе Салтане»

«Сказка о Иване Царевиче и Сером Волке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о царе Берендее»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.

Конкурс № 2. «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.

Задание: сложить иллюстрацию, назвать сказку.

1 главенство — “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях” (иллюстрация А. М. Куркина)

Внеклассное процедура по  сказкам А. С. Пушкина «Что за  прелесть сии сказки!» с использованием социальных сервисов WEB 2.0

2 главенство — “Сказка о золотом петушке” (иллюстрация И. Я. Билибина)

Внеклассное процедура по  сказкам А. С. Пушкина «Что за  прелесть сии сказки!» с использованием социальных сервисов WEB 2.0

3 главенство — “Сказка о царе Салтане” (иллюстрация Б. В. Зворыкина)

Внеклассное процедура по  сказкам А. С. Пушкина «Что за  прелесть сии сказки!» с использованием социальных сервисов WEB 2.0

Конкурс 3. Литературный музей. Сервис ImageGhif. Инструмент “Мозаика из знаков”.

Внеклассное процедура по  сказкам А. С. Пушкина «Что за  прелесть сии сказки!» с использованием социальных сервисов WEB 2.0

Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат сии предметы.

Учащиеся называют героев, предметник читает строчки из сказок А. С. Пушкина.

Мешок, верёвка – Балде.

Пошёл Балда в прилегающий лесок,

Поймал двух зайков, угу в мешок.

Балда, с попом зазря не споря.

Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить

Да развязка её в сулавеси мочить.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Мешок – мудрецу.

Вот умник перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

(«Сказка о золотом петушке»).

Зеркало, яблоко – злой царице.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одну она была

Добродушна, весела.

Старушонка чурек поймала;

«Благодарствую, — сказала. –

Бог тебя благослови;

Вот за то тебе, лови!»

И к царевне наливное,

Молодое, золотое

Прямо яблочко летит …

Кушай яблочко, мои свет.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Невод – старику.

Пряжа – старухе.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

Орешки – белке.

Ель в лесу, под елью белка.

Белка песенки поёт

И орешек всё грызёт ….

А орешек не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – незамутненный изумруд.

(«Сказка о царе Салтане…»).

Конкурс № 4. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на конструирование этих музыкальных произведений.

1 главенство - гармонический кусок из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”); http://svidetel.su/audio/1262

“Полет шмеля” — музыкальная картинка, часть из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на киносюжет А. С. Пушкина. Это одну из великих и самых популярных произведений композитора.

2 главенство - М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”. http://svidetel.su/audio/1263

Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка немедленно влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.

Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу сильно быстро. Рассказывают, ась артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и радиодело переставали петь и от восторга хлопали автору.

Первое дивертисмент оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 лета в Москве, в Большом театре. С тех пор поуже больше 150 лет эта зрелище остается одной из самых лучших российских опер.

3 команда — Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)

http://svidetel.su/audio/903

Демонстрируется самовоспроизведение картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.

Внеклассное процедура по  сказкам А. С. Пушкина «Что за  прелесть сии сказки!» с использованием социальных сервисов WEB 2.0

Комментарий учителя: Белая лебедь – образ, упрямый ради русских народных песен, мандорла девушки-невесты. В действиях пушкинской Лебеди можно узнать и волшебницу Василису Премудрую, невесту-помощницу. Прекрасная Царевна-Лебедь соединила фантастическое и лирическое представления народной поэзии о женской красоте.

К сюжету сказки А. С. Пушкина обратился российский композитор Н. А. Римский-Корсаков, начертавший в 1899 году оперу «Сказка о царе Салтане». Композитор изобразил восхитительный свет чарующими звуками музыки. Либретто оперы соответствует духу литературного произведения: в опере от начала до конца царят светлое настроение, колер веселого и непринужденного сказочного повествования. А удивительным неожиданно остается Царевна-Лебедь, счастливая баба князя Гвидона. Вмешательство прекрасной и доброй волшебницы приводит к счастливой развязке: положительные герои торжествуют полную победу надо завистью и коварством.

Образ Царевны-Лебеди вдохновил русского художника М. А. Врубеля. Содружество композитора и художника было удивительным. «В звуках его моря, – сказал Врубель, – я каждый как-то раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». Врубель написал декорации к опере-сказке по сюжету Пушкина, эскизы костюмов героев, вдогонку написал картины «Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь», угу позировала ему жена, русская контральто Н. Забела.

Конкурс № 5. Викторина "Знаете единица вам сказки А. С. Пушкина". Презентация.

Вопрос 1. Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (Шесть)

Вопрос 2. Назовите имя сына царя Салтана. (Князь Гвидон)

Вопрос 3. Какая электра не встречается в «Сказке о царе Салтане»? (Шамаханская царица)

Вопрос 4. Назовите сказку, которая заканчивается словами:

Сказка ложь, угу в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

(«Сказка о золотом петушке»)

Вопрос 5. Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)

Вопрос 6. Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)

Вопрос 7. Что бросила царевне в руки нищенка черница? (Яблоко)

Вопрос 8. Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)

Вопрос 9. «Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него пляшет…» Назовите героя. (Балда)

Вопрос 10. За какую плату согласился работать Балда у попа? (За тройка щель в год)

Вопрос 11. С кем соревновался Балда, воеже получить оброк? (С бесёнком)

Вопрос 12. «Не печалься, ступай себя с богом…» Кто произносит сии слова?(Золотая рыбка)

Вопрос 13. Сколько времени дедушка и старуха прожили в землянке? (30 лет и 3 года)

Вопрос 14. Сколько как-то раз ходил дедушка к морю по приказу старухи? (5 раз)

Вопрос 15. Продолжите сообщение А. С. Пушкина: «Что за прелесть сии сказки! Каждая есть … !» (Поэма)

Конкурс 6. Сказочные объявления. Сервис “WikiWall.

Задание: прочитайте объявления; отгадайте, героям каких пушкинских сказок они принадлежат.

1) Предлагаю свои услуги:

Работаю за семерых;

Могу:

— запрягать лошадь,

— топить печь,

— закупать продукты на рынке,

— хлебопечь яйца, варить кашу,

— нянчить детей.

(Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

2) На работу в пункт требуются:

— конюх,

— повар,

— плотник.

По результатам работы выплачиваются премиальные.

Вознаграждение – по итогам работы за год.

(Поп, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3) Торговая гешефт «Пальмира» предлагает импортные товары:

— соболя — 10 тыс. руб.,

— чёрно — бурые лисицы – 5 тыс. руб.,

— чистое аргентан – 15 тыс. руб.,

— глянцгольд – 30 тыс. руб.,

— донские жеребцы – 20 тыс. руб.

Всё по доступным ценам!

«Пальмира» ждёт вас!

(Купцы, «Сказка о царе Салтане…»)

4) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.

Излечиваются заболевания:

— укусы правого и левого глаза,

— волдыри на носу.

(«Сказка о царе Салтане…»)

5) Тем, кто интересуется жилплощадью!

Всего за 5 тыс. руб. сдаю на латона свою горницу в аренду.

В горнице имеются:

— кругом лавки, крытые ковром,

— под святыми вибростол дубовый,

— хлебопечь с лежанкой изразцовой.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4. Подведение итогов, удостаивание участников.

5. Заключительное слово.

Ребята! Вот и подошло к концу наше турне по сказкам Пушкина. Надеюсь, ась сегодняшнее вам не чуть вспомнили пушкинские сказки, но ещё и узнали ощутительно нового и интересного ради себя.

Учитель разве подготовленные учащиеся читают стихотворение:

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, будто сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На сумеречный велюр тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам охота узнать…

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудеса детские глаза.

Даже если мы поуже не дети,

В 20, 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в неразумие ярких красок,

В пирушка добра надо тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и унее характер потом.

(Автор неизвестен)

Файлы: Documents.odt
Размер файла: 142827 байт.

Рубрики: Литература Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология