Автор конспекта:
Автор(ы): — Хеорхе Иван Иванович

Место работы, должность: —

МОУ Гатчинская Гимназия им. К.Д. Ушинского, учитель истории и обществознания.

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

1) главной задачей урока является не только углубление знаний о Петре Великом, стремление подсказать учащимся, как о нем думать (исходя из темы урока), но, прежде всего, развитие умений работать с литературой и мыслить вообще, аргументировано отстаивать свое мнение, отыскивать совместно способ решения проблемы, отслеживая свои действия; 2) подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным исследователем; 3) развитие умений и навыков коммуникативного характера в расчете на то, что это поможет повысить самооценку и позволит увереннее чувствовать себя на уроке каждому ученику.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учеников в классе: — 26

Используемое оборудование: —

· литература о Петре I;

· раздаточный материал: задания с фрагментами текста И.Л. Солоневича и вопросами к ним;

· карта «Россия в конце XVII — первой половине XVIII вв»;

· портрет Петра I;

· запись на доске: «Что такое, Петр, чудо или чудище? Я опять-таки решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно». Д.С. Мережковский.

Краткое описание: —

Форма проведения мероприятия (урок-исследование) была выбрана с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учеников. Материал внеклассного мероприятия полностью основан на учебном материале, изучаемом на уроках истории по данным теме. Работа в микрогруппах способствовала формированию у учащихся таких положительных личностных качеств, как доброжелательность, ответственность, чувство взаимопомощи. Успех одного успех всей команды, а успех всей команды успех одного. Выполнение заданий занимало немного времени и позволяло проверить одновременно всех учащихся, которые были поставлены в равные условия, т.е. работали в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом. Благодаря уроку учащиеся расширили границы своих знаний по эпохе Петра I, попробовали определить место и роль личности в истории. Полагаю, что проведение подобных мероприятий позволяет обеспечить довольно высокий уровень усвоения знаний, оценки субъективной и объективной информации и служит стимулом к дальнейшему получению знаний исторического характера.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Сценарий

Вводная часть урока:

Учитель: Пока жива будет Россия, не умолкнут споры о Петре великом, начатые ещё его современниками. Нет однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований, в чем вы убедились на прошлом уроке. Почему?

И далее идет беседа, в ходе которой ребята приходят к мысли, что вокруг имени любого великого человека всегда ведутся страстные споры и дискуссии. Собственно, они и являются своеобразным показателем масштаба личности. Что касается Петра, то истина, видимо, заключается в противоречивости самого царя, в сочетании хорошего и плохого, великого и злого в нем и его делах. Учащиеся обращают внимание на то, что, радея о благе России, он достигает её величия слишком дорогой ценой. О Петре по-разному пишут и говорят историки и политики, публицисты и поэты, писатели. Многие из них идеализируют царя-реформатора (ребята вспоминают, кто именно) Пушкин А.С., Толстой А.Н., Ломоносов М.В., Погодин М.Н. Другие гораздо осторожнее подходят к оценке его деятельности – Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Павленко и др., отмечая его негативные черты, они не умаляют значимости его преобразований. Но есть и такие, которые в Петре I видят исключительно источник всех бед России – П.Н. Милюков, славянофилы.

Задаются вопросы:

Чью позицию заняли бы вы, живущие в конце XX века? Почему?

Как бы вы отнеслись к полному отрицанию заслуг Петра I?

И далее учитель подводит ребят к мысли, что у них сегодня есть возможность выступить в защиту Петра, объявляет тему урока и ставит перед учащимися учебные задачи.

Основная часть урока:

Прежде чем начать работу над заданиями, один из учащихся делает небольшое сообщение об авторе предложенных фрагментов текста — Иване Лукьяновиче Солоневиче. Такая неординарная судьба автора во многом, наверное, определяла его необычные рассуждения о Петре I и его реформах.

Организация работы над первым заданием:

Насколько верно утверждение Солоневича, что Россия отнюдь не стояла на краю бездны в начале XVIII века, так было ли Петру от чего её спасать?

Ребята обсуждают этот вопрос, как и все другие в микрогруппах, потом идет обсуждение на уровне класса.

Организация работы над вторым заданием:

Работа с вопросами второго задания представляет собой объяснение так называемой Солоневичем «трусости и военной бездарности» Петра в 1689 году под Нарвой, в Прутском походе.

Мог ли Петр I быть спасителем России, если был труслив и бездарен? – основной вопрос, вокруг которого идет работа в микрогруппах.

Работа над третьим заданием:

Оно связано с обсуждением позиции Солоневича, который считает, что преобразования Петра I – это миф, все уже было в России до него.

Заключительный этап урока:

Он сводится к рефлексии, т.е. размышлению, оценке своей деятельности в реализации поставленных учебных задач.

Как мы работали? Каким путем шли к разрешению проблемы? Что у нас получилось лучше? Что хуже? Почему? Где мы, исходя из полученного опыта, могли бы пойти другим путем.

Файлы: План-конспект урока, Бачурина Галина Викторовна.docx
Размер файла: 53550 байт.

Рубрики: История Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология