Автор конспекта:
Автор(ы): — Перевалова Татьяна Петровна

Место работы, должность: — МБОУ «Жигайловская СОШ», заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии

Регион: — Белгородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: —

  • Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме: знание особенностей вод России, их размещение, типы;
  • Закрепить основные понятия темы;
  • Определить умение работать с картами;
  • Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;
  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её

    Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

    Учащихся в классе (аудитории): — 12

    Используемые учебники и учебные пособия: —

    Учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 271с.

    УМК: Атлас География России. Природа. 8 класс.– М.: Дрофа, 2006.

    Используемая методическая литература: —

  • Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей», — 2004, 312 с.
  • Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109 с.
  • Используемое оборудование: —

  • Физическая карта России;
  • Таблицы:
  • Пейзажи с изображением рек;
  • Музыкальное оформление.
  • Эпиграф:
  • Слайдовые презентации
  • Сводная таблица
  • Электронный учебник по географии 8 класса.
  • Краткое описание: — Я приветствую вас на уроке проверки знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»


    Обобщающий урок по теме: "Внутренние воды и водные ресурсы России".

    Тип урока: проверка знаний

    Учебно-воспитательные задачи:

  • Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме: знание особенностей вод России, их размещение, типы;
  • Закрепить основные понятия темы;
  • Определить умение работать с картами;
  • Формировать знания об основных источниках загрязнения вод;
  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, желание сохранить её.
  • Развивающие задачи:

  • Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность;
  • Формировать навыки коллективной работы;
  • Продолжить формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.
  • Методы и приемы работы:

  • Практические , тестовые и творческие задания в группах и индивидуально.
  • Опережающее задание: практическое применение полученных знаний при выполнении слайдовой презентации по теме.
  • Оформление:

  • Физическая карта России;
  • Таблицы:
  • Пейзажи с изображением рек;
  • Музыкальное оформление.
  • Эпиграф:
  • Слайдовые презентации
  • Сводная таблица
  • Электронный учебник по географии 8 класса.
  • Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Учитель: Добрый день, ребята. Наш сегодняшний урок мне бы хотелось начать строками стихотворения

    С горы, сбегая без труда,
    Она гремит как гром.
    В морозный день она тверда –
    Руби хоть топором!
    Нагрей её – и к небесам
    Она взлетит тогда!
    Теперь ты мне ответишь сам
    Зовут ее … (вода)

    слайд

    Это действительно вода и я приветствую вас на урокепроверки знаний по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России». А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»

    2. Конкурс знатоков географии

    Сегодня у нас не просто урок конкурс Знатоков географии. Мы будем повторять и обобщать знания по теме «Внутренние воды России», закрепим умения работать с картами атласа, настенными картами, с текстом, умение работать индивидуально и в группе.

    Для работы на уроке мы организовали две команды. Одна из них команда «Волга» — капитан Меняйло Т., вторая «Байкал» — капитан Кривошей А.. И нам предстоит установить, какая же из двух команд больше знает о внутренних водах нашей страны и кто достоин звания «Знатока географии».

    У каждого из вас на парте лежат личные маршрутные листы, где указаны названия конкурсов. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны, и по их количеству вы будете заполнять баллы за каждый конкурс. Жетоны мне будут помогать раздавать капитаны команд. Вы понимаете, что от ваших индивидуальных результатов будет зависеть общекомандный результат и Знатоком географии будет признана команда, набравшая большее количество баллов . Общекомандные баллы я буду заносить в конкурсные таблицы на доске. В конце урока подведем итоги: 50-70- «5», 30-49-«4», ниже 29 и ниже- «3»

    Итак, начинаем!

    Конкурс «Разминка» — где вам предстоит вспомнить основные понятия и термины из темы «Внутренние воды». Оцениваться конкурс будет как в команде, так и индивидуально. На столах у вас лежат карточки с терминами. Я читаю вопрос, а вы поднимаете табличку с правильным ответом.

    1 балл за каждый правильный ответ

    Вопросы:

    1. Природное углубление, место, где река протекает (русло)

    2. Граница между двумя речными бассейнами.( водораздел)

    3.Отношение величины падения реки к её длине. (уклон)

    4.Замкнутые котловины в земной коре, заполненные водой, имеющие замедленный водообмен (озеро)

    5. Толщи замерзших горных пород, не оттаивающих в течение длительного периода времени (многолетняя мерзлота).

    6. Кратковременный подъем уровня воды в реке, вызванный поступлением в реку обильных осадков (паводок).

    7. Количество воды, протекающее в речном русле за год (годовой сток).

    8. Наиболее низкий уровень воды в реке (межень).

    Баллов: 32

    Ребята, успешно справившись с заданием, заполняем свои индивидуальные маршрутные листы, Посчитайте общее количество баллов, я выставлю командный результат.

    Конкурс «Картографический»

    В этом конкурсе вам предстоит показать свои умения работать с картой, знания расположения рек и озер России, умение соотносить названия и географические объекты .

    От каждой команды прошу выйти по одному представителю.

    Для 1 команды на указателях написаны реки, озера, выбираете указатель, прикрепляете на карту, где находится данный географический объект. Другая же команда – будет все тоже выполнять за компьютером. Чтобы узнать, кто работать за компьютером, ответим на вопрос.

    Тебе кипучее начало

    Дано вершинами Саян,

    Недаром гордо, величаво

    Ты мчишься в грозный океан. (Енисей)

    Образуется слиянием Большого (Бий-Хем) и Малого (Ка-Хем) Енисеев у г. Кызыл.)

    Список географических объектов: реки- Северная Двина, Индигирка, Печера, Иртыш, Яна, Анадырь, Амур, Колыма, Енисей , Лена, Обь, Ангара

    озера: Байкал, Онежское, Ладожское, Таймыр, Ханка, Ильмень.

    5 баллов

    А все остальные могут заработать дополнительные баллы, ответив на вопросы о реках и озерах России и показав их на карте:

    Прослушайте четверостишье о реке, если необходимо, дайте ее название, назовите исток и устье, а также к бассейну какого океана она принадлежит:

    Правильный ответ оценивается 1 баллом.

    1. Коварная, лихая, сумасбродная,
    Родная дочь Байкала – старика,
    Ты по тайге меж гор течешь свободная
    Могучая сибирская река. (Ангара) – Байкал, приток Енисея.

    2. Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
    Летом – вся блестя, зимой – белея,
    Верная подруга Иртышу,
    Ты течёшь на север смело. (Обь) ( Образуется слиянием Катуни и Бии на Алтае. Впадает в Обскую губу Карского м )

    3. О, Волга! После многих лет
    Я вновь принес тебе привет.
    Уж я не тот, но ты светла
    И величава, как была. (исток на Валдайской возвышенности впадает в Каспийское море)

    4. То над Доном сад цветет,
    Во саду дорожка;
    На нее я б все глядел,
    Сидя из окошка. (Начинается на Среднерусской возв., впадает в Таганрогский зал. Азовского моря)

    О каком озере России идет речь, покажите его на карте:

    Озеро 1.Это озеро-море. Самое круп­ное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское.)

    Озеро 2.Это озеро — самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду прохо­дила Дорога жизни — единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ла­дожское.)

    Озеро 3.Еще при Петре I проложили русские люди «государеву дорогу» от сту­деного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладо­гу. В озеро впадают 60 рек, а вытекает река Свиръ. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)

    Озеро 4.А это озеро — исторический памятник великого подвига русского наро­да. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озе­ро лежит в центре России. Котловина озе­ра ледникового происхождения. (Чудское)

    Подведем итоги конкурса:

    Конкурс «Практиков»

    За правильный ответ команда получит 5 баллов. Сейчас ваша задача, определить падение, уклон рек, указанных на карточке.

    1 команда – Лена (Длина 4400 км Н1=930 м Н2=0 м Падение 930-0=930 м Уклон =93000:4400=21 см/км)

    2 команда – Волга (Длина 3531 км Н1= 256 м Н2= — 28 м Падение 256+28=284 м Уклон =28400:3531=8 см/км)

    Подводим итог:

    Конкурс «Теоретиков» — 5 б

    Перед вами тестовые задания и бланки ответов, которые вы должны заполнить. Напротив каждого вопроса вы должны поставить правильный вариант ответа. Через 5 минут вы обмениваетесь работами с соседом по команде и проверяете работу по ключу


    Ответы

    Вариант 1

  • а
  • в
  • в
  • а
  • б
  • а
  • в
  • б
  • а
  • 10.г

    Ответы

    Вариант 2

  • а
  • г
  • а
  • б
  • в
  • б
  • б
  • в
  • в
  • 10.а


    Подводим итоги

    Конкурс «Найди ошибку»

    Сейчас каждая команда получит текст о внутренних водах России, в каждом из которых допущены ошибки, и ваша задача найти ошибки и исправить их. Вариант текста: «Болота», «Ледники»

    Каждая пара получает инструкция для работы:

     Внимательно прочтите текст

     Подумайте, какие ошибки допущены

     Подчеркните ошибки

     Выберите лидера группы для ответа.

    Оглашение результатов работы, по схеме:

     Прочтите текст

     Назовите, какие были допущены ошибки

     Предложите правильный ответ

    Отметить в маршрутном листе количество правильных ответов (1 балл – один верный ответ)

    Текст «Болота»

    Площадь болот в России около 2 млн. кв.км. Причина возникновения болот: переувлажнение грунта при малом количестве осадков, большом испарении и замедленном стоке. Образованием болот завершается и эволюция мелких озер. Сильно заболочены Юг Русской равнины, Васюганье на Дальнем Востоке. Болота – это важный источник питания рек и озер. Разнообразно и практическое использование болот. В болотах сосредоточено около 80% запасов железной руды страны.

    Ошибки: малом количестве осадков, большом испарении, Юг Русской равнины, Васюганье на Дальнем Востоке, запасов железной руды.

    Текст «Многолетняя мерзлота»

    Многолетняя мерзлота – это толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий в течении долгого времени. Многолетняя мерзлота широко представлена на юге России. В её зону попадает побережье Тихого океана в европейской части России, включая весь Кольский полуостров. Сибирь практически вся лежит в её пределах. Таким образом, более 6 % площади России занято многолетней мерзлотой. Причина образования многолетней мерзлоты: слабые морозы, многоснежные зимы. Мерзлота – «холодильник» для почв и приземного воздуха, она помогает проникновению корней в грунт.

    Ошибки: на юге России, побережье Тихого океана, более 6%, слабые морозы,, она помогает проникновению.

    5 баллов

    Подводим итоги конкурса

    Конкурс проектов – 10 б

    Каждая команда представляет слайдовую презентацию о водном объекте, название которого носит ваша команда, где отражает географическое положение, хозяйственное использование, природу и экологическую обстановку данного водного объекта

    Конкурс Синквейнов – 1 б

    Вам предстоит составить синквейн по теме внутренние воды, по любому из объектов. Кто из вас напомнит структуру синквейна.

    Итак приступим. Синквейн запишите на белых листах бумаги и готовый расположите на доске. 1 балл за каждый

    3. Подведение итогов.

    По результатам подсчетов победила команда «__________________», она набрала «_» баллов.

    В личном зачете – победил игрок__________________________________

    4. Домашнее задание: Повторить тему «Внутренние воды», составить кроссворд по теме

    Вопросы (дополнительно)

  • Водится ли рыба в Луже? А в Тазе? (Да. Лужа – река бассейна Оки; Таз – впадает в Тазовский залив Карского моря).
  • Какая река России состоит из животного и меры площади? (Вол – га).
  • К какому сооружению нужно прибавить “А”, чтобы получилась название крупной сибирской реки? (Ангар – а)
  • Какая река носит название стороны света? (Юг – река, сливающаяся с Сухоной и образующая Северную Двину).
  • Какая сибирская река носит название, обозначающая упаковку? (Тара – правый приток Иртыша)
  • Какой приток Вятки носит название ядовитой змеи? (Кобра)
  • Какая река плавает – Гусь (Ивановская и Рязанская области) какая река летает – Ворона (бассейн р. Оки).
  • Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут)
  • Файлы: внутренние воды России финал.ppt
    Размер файла: 3033088 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология