Автор конспекта:
Автор(ы): — Марданова Рашида Хамзаевна
Место работы, должность: — МБОУ «Тулугановская СОШ», учитель начальных классов
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Окружающий мир
Цель урока: —
- Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
- упражнять в сгибании бумаги в технике оригами,
- прививать любовь к родному краю,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник "Окружающия мир" 4 класс, атлас, карта Астраханской области, карточки
Используемая методическая литература: —
Экология Астраханской области
Используемое оборудование: —
телевизор, магнитовон, ноутбук
Краткое описание: — урок по окружающему миру 4 класс. Изучение родного края.
Тема «Водоёмы нашего края»
- Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
- упражнять в сгибании бумаги в технике оригами,
- прививать любовь к родному краю,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- презентация о природе и заповеднике Астраханского края,
- цветная бумага,
- ножницы,
- технологические карты по изготовлению цветка у каждого ученика.
Ход урока.
1. Организационный момент, сообщение темы и целей.
Здравствуйте, ребята!
— садитесь, ребята. Сегодня у нас с вами необычный интегрированный урок по окружающему миру и труду.
— сегодня мы оправимся туда,
Где чистая плещется вода.
Чтоб тему урока нам узнать,
Кроссворд придется разгадать.
1) Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (овраг)
2) Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (гора)
3) Нижняя часть горы, холма. (подошва)
4) Гора в Астраханской области – Большое… (Богдо)
5) Самое теплое море России.
6) Форма поверхности высотой от 10 до 200 метров. (холм)
7. Вся территория земной поверхности разделена на
природные…
-Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о водоемах Астраханского края.
2. Проверка д/з.
Графический диктант
Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -.
Формы земной поверхности — это равнины и горы.
Возвышенность, высота которой более 1000 метров, — холм.
Терриконы — это горы, созданные природой.
Старый заброшенный карьер — это рана на поверхности Земли.
Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в зем лю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступи ли правильно.
— Овраги и балки украшают поверхность родного края.
(Ответ: + — + + —)
3. Работа над новой темой.
— Разгадайте, ребятки такую загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу. И стеклянной быть могу.
(вода)
Правильно, ребята. Это вода. А каким цветом обозначена вода на глобусе и карте?
(синим, голубым)
— Верно. А как вы считаете, одинакова ли вода на вкус?
(нет, вода бывает пресная и соленая)
— Правильно, молодцы. А какая вода на вкус в нашей реке ?
(пресная)
— Где вода соленая? (в морях и океанах)
— Ребята, скажите, какие водоемы вы знаете?(океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)
— Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой, называются естественные. К ним относятся : океан, море, озеро, река, ручей. Водоемы, созданные человеком, называются искусственные. Это канал, водохранилище, пруд.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ
Океан канал
Море водохранилище
Озеро пруд
Река
Ручей
— Запишите в тетради.
— Ребята, скажите, какие естественные водоемы расположены на территории Астраханской области?
(Каспийское море, озеро Баскунчак, реки Волга и Болда)
— Верно. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. На берегу какой реки расположен наш город?
(на берегу реки Волга)
— Правильно. Посмотрите, какая это красивая, величественная река. И сейчас ребята 1 группы приготовили рассказ про Волгу
1 ученик
— На севере Калининской области, на Валдайской возвышенности, близ озера Селигер есть деревня Волгово-Верховье. Недалеко от деревни стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец. В глубине этого колодца видно тихое биение ключа. С него начинается могучая река Волга.
Слайд 5. Река Волга.
Длина реки Волга составляет в настоящее время свыше 3.5 тыс. км. Трудно переоценить историческое значение этой реки для русского человека. Состояние реки не может не вызывать у большинства россиян искренний и живой интерес. Экологическое состояние Волги прямо или косвенно сказывается на огромном количестве населения, проживающего в ее бассейне. Площадь водосбора реки составляет примерно 8 процентов территории России.
Рассматривая экологические проблемы реки необходимо заметить, что в настоящее время река несет колоссальную экологическую нагрузку. На прилегающей площади реки и ее основных притоков находится огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Удельный вес этих предприятий в экономике страны составляет для промышленных предприятий 45%, сельскохозяйственных 50%. Значительное негативное влияние на состояние реки оказывают города, расположенные в ее бассейне. По статистике из ста самых грязных городов России шестьдесят пять, расположены на берегах реки и ее притоках. Общий объем, загрязненных стоков, которые тем или иным образом попадают в реку, составляет около 38% от общего объема таких стоков по стране.
Учитель:
Место, где река берет свое начало, называется исток. Слабеньким ручейком выглядит Волга в своем истоке. Дальше, пройдя через несколько озер, сливаясь с другими ручейками и речушками, Волга разливается могучей рекой.
— Как вы считаете, какое течение у Волги, быстрое или медленное?
(быстрое)
— Верно. Волга — широкая, полноводная река с быстрым течением.
— Много более мелких рек несут в Волгу свои воды, они называются притоками. Самые крупные из них — это Ока и Кама. (5-й пункт)
— Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем. Кто знает, куда впадает Волга?
( в Каспийское море)
— Правильно. И сейчас ребята 2 группы подготовили сообщение про Каспийское море
2. Ученик
Каспийское море.
1 ученик. Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11—13 % на юго-востоке.
Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно 28 м ниже уровня Мирового океана.
Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина — 1025 м.
2 ученик. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.
О какой роли водоема была наша физкультминутка?
Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем — это место отдыха людей.)
А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.
4. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже, солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать,
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
7.
Сообщения учащихся.
— А сейчас, ребята, давайте с вами прослушаем сообщения ваших товарищей еще об одном великолепном водоеме нашего края: об озере Баскунчак. (…)
3. Ученик
. Озеро Баскунчак.
1 ученик. Баскунчак — уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли и прикрытой толщей осадочных пород. Это самое большое и самое солёное из всех известных соляных озёр мира. Площадь озера Баскунчак около 115 кв.км, находится оно в Астраханской области в 53 км к востоку от Волги. Рядом с озером Баскунчак расположены п. Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак.
2 ученик. Мощность поверхностной залежи соли на озере Баскунчак достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли на озере Баскунчак достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак составляет до 80 % от общей добычи соли в России, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.
3 ученик. Соленое озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса. В 1997 Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га установлен специальный природоохранный режим
Учитель:
— Вы все знаете, какие рыбы водятся в наших реках. Но кроме рыб на Волге живет множество водоплавающих птиц: цапли, лебеди, бакланы, пеликаны. Посмотрите, ребята, какие это красивые птицы. Но водоемы – это удивительный дом не только для животных, но и для растений. Это кувшинка, чилим, кубышка и конечно гордость астраханского края
Вы узнаете разгадав кроссворд
ЗАГАДКИ
1. Самая крупная пресноводная рыба. (Белуга)
2. На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно. (Сом)
3. И гнездо для утки,
И свисток, и дудки,
И картон, и бумага.
(Тростник).
4. Искусный строитель хаток и плотин, санитар рек. (Бобёр).
5.Крупное животное со стройными ногами и горбатым носом. (Сайгак).
6. Роза Каспия, заветный цветок дельты. (Лотос.)
А что вы знаете об этом прекрасном цветке?
Ученик 4. Рассказ о лотосе:
Лотос – редкое, красиво цветущее водное или околоводное растение из семейства лотосовых. Травянистый многолетник. Обычное место обитания лотоса – илистые протоки, заводи, ильмени в дельтах рек. В древности лотос считали священным растением из-за способности поворачиваться за солнцем. Растение занесено в Красную книгу и нуждается в охране. (Показ картинок, коробочки для семян.)
Ученик 5.
«Лотос» Н.Мордовина:
Скоро снова у самого устья Роза Каспия – огненный лотос.
Волга алый накинет платок – Распылался над синью речной.
Это сотни бутонов распустит Вечным таинством света и цвета
Лотос дельты – заветный цветок. Манит лотос людские умы.
Ученик 6:
Лотос – к счастью, вы слышите это?
Да к добру ли для лотоса — мы?
Мы, щадить не умевшие сроду
Ни земли, ни воды, ни цветка,
Лотос – к счастью…
Вся – к счастью – природа!
Оттого-то и дышим пока.
6.III. Практическая работа.
— Сегодня на уроке мы с вами попытаемся воссоздать уголок Астраханского заповедника с его растительным миром. Каждая группа будет изготавливать по технологическим картам цветы лотоса.
1. Лотос — вот успокаиваются быстрые токи воды, открываются тихие заводи, поднимаются над зеркальной их гладью островки зелени. Величаво колышутся матово-сизого оттенка аршинные, круглые листья, а над ними дивной красоты розоватые, алые, нежно-пунцовые чаши легендарного цветка. Это лотос, тот самый — гордость волжской дельты -"каспийская роза"(изготовление
цветка в технике оригами по технологическим картам)
Закрепление .
— Давайте с вами составим памятку «Правила поведения у водоема». Что нельзя делать у водоемов?
(Нельзя мыть транспортные средства! Нельзя бросать мусор в воду! Нельзя оставлять мусор на берегу! Нельзя купаться в незнакомом месте! )
8. Итоги урока. Выставление оценок.
— Давайте, ребята, теперь подведем итоги нашего урока. Какое значение в природе имеют водоемы?
Как мы должны вести себя у водоемов?
С какими водоемами Астраханской области мы сегодня познакомились?
9. Д/З. с.154-156, работа в тетрадях.
5. Исследовательская лаборатория.
— Значение водоемов очень велико. Но всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
Сейчас мы с вами перенесемся в лабораторию и увидим, как человек может загрязнить воду.
Лаборант: представьте себе такой случай. Водитель помыл свой автомобиль в реке. В воду попали бензин и смазочное масло.(показ ситуации)
— Приятно вам будет купаться в такой реке? А как себя будут чувствовать рыбы и другие живые существа? (…) Правильно, ребята.
Лаборант: кроме этого, многие люди часто бросают мусор в воду. (показ ситуации), оставляют мусор на берегу.
— Посмотрите, ребята, как выглядит берег нашей реки Болды. И у нас в селе живут люди, которые не понимают, что совершают большое зло. Поэтому давайте не будем уподобляться этим людям и не будем засорять нашу реку. И еще, ребята, никогда не купайтесь и не ныряйте в незнакомых местах. Ведь никогда неизвестно на какой мусор мы можем наткнуться. (10-й пункт)
— В настоящее время заводы и фабрики очищают использованную воду и вновь применяют ее в своей работе. И у нас в селе, и в других селах нашей области образуются зеленые патрули из таких же как вы школьников. Которые организуют субботники и выходят на расчистку берега реки. Но не только берег мы должны содержать в чистоте, но и всю территорию своего села. И мы с вами, как только растает снег, выходим на уборку территории школы – сада.
.
Занимательные задачи.
Составь как можно больше слов из слова «Астрахань».
Подчеркни лишнее: лотос, кувшинка, чилим, одуванчик, кубышка
Какие рыбы спрятались? бовал знаас торёс дукса тапвол алгебу
Угадай рыб Астраханских водоёмов:
Зачеркни лишнее: Кабан, сайгак, лисица-корсак, заяц-русак, заяц-беляк, верблюд, медведь.
В период начиная с конца июля и по сентябрь в низовьях Волги , ниже города Астрахань зацветает Астраханский лотос. Это удивительное растение поражает величиной и красотой своих цветков, которые цветут всего три дня. В низовьях Волги мы наблюдаем прекрасные картины цветения этих растений, которые образуют целые поля , уходящие за горизонт, к самому морю.
В течении дня цветок открыт, а на ночь закрывается.
Цветёт всего три дня . на его месте образуется вот такая коробочка с семенами.
Небольшая справка о лотосе.
Лотос каспийский
Лотос каспийский, который долгое время называли разновидностью орехоносного.
Основное его отличие от других видов заключается в том, что его лепестки имеют желтовато-белую окраску, а концы их розовые.
Места произрастания:
Лотос каспийский произрастает преимущественно в дельтах Волги и Куры, на побережье Каспийского моря, в Астраханской области.
Лотос — это реликтовое растение, занесённое в Красную книгу, и срывать его запрещёно, что в принципе и не имеет смысла, в условиях астраханской жары , он полностью увядает.
Лотосы росли ещё во времена динозавров, семена лотосов, которые были найдены при раскопках египетских пирамид, были посажены и прекрасно выросли. Возраст семян насчитывал более трёх тысяч лет
Блиц-турнир капитанов команд
Наши команды подходят к Астрахани. Заветная цель близка. Решить, кому же будет принадлежать победа, должны капитаны команд. Итак, отвечайте по очереди:
Какой минерал назван в честь нашего областного центра? (Астраханит)
Где в Астраханской области находятся пещеры? (гора б. Богдо)
Что такое «солончак»? (место, где соль выступает на поверхность земли)
Что такое «моряна»? (Ю.-В. ветер, дующий с Каспия)
Где в области самые плодородные почвы? (В Волго-Ахтубинской пойме)
Что такое «ильмень»?
Почему Каспий — это озеро? (нет связи с Мировым океаном)
Какие породы осетровых водятся у нас? (осётр, белуга, севрюга, шип, стерлядь)
Почему озёра у нас имеют разные оттенки от красного до жёлтого? (из-за обитающих там микроорганизмов и разной степени солёности воды)
Древесину этого дерева не разрубишь топором, она тонет в воде, её называют «зелёным углём». О каком дереве говорится? (саксаул)
Ученик 4. Рассказ о лотосе:
Лотос – редкое, красиво цветущее водное или околоводное растение из семейства лотосовых. Травянистый многолетник. Обычное место обитания лотоса – илистые протоки, заводи, ильмени в дельтах рек. В древности лотос считали священным растением из-за способности поворачиваться за солнцем. Растение занесено в Красную книгу и нуждается в охране.