Автор конспекта:
Автор(ы): — Марданова Рашида Хамзаевна

Место работы, должность: — МБОУ «Тулугановская СОШ», учитель начальных классов

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

  • Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
  • упражнять в сгибании бумаги в технике оригами,
  • прививать любовь к родному краю,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник "Окружающия мир" 4 класс, атлас, карта Астраханской области, карточки

Используемая методическая литература: —

Экология Астраханской области

Используемое оборудование: —

телевизор, магнитовон, ноутбук

Краткое описание: — урок по окружающему миру 4 класс. Изучение родного края.

Тема «Водоёмы нашего края»

  • Цели: сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоемов и их охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
  • упражнять в сгибании бумаги в технике оригами,
  • прививать любовь к родному краю,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • презентация о природе и заповеднике Астраханского края,
  • цветная бумага,
  • ножницы,
  • технологические карты по изготовлению цветка у каждого ученика.

Ход урока.

1. Организационный момент, сообщение темы и целей.

Здравствуйте, ребята!

— садитесь, ребята. Сегодня у нас с вами необычный интегрированный урок по окружающему миру и труду.

— сегодня мы оправимся туда,

Где чистая плещется вода.

Чтоб тему урока нам узнать,

Кроссворд придется разгадать.

1) Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (овраг)

2) Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (гора)

3) Нижняя часть горы, холма. (подошва)

4) Гора в Астраханской области – Большое… (Богдо)

5) Самое теплое море России.

6) Форма поверхности высотой от 10 до 200 метров. (холм)

7. Вся территория земной поверхности разделена на

природные…

-Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о водоемах Астраханского края.

2. Проверка д/з.

Графический диктант

Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -.

Формы земной поверхности — это равнины и горы.

Возвышенность, высота которой более 1000 метров, — холм.

Терриконы — это горы, созданные природой.

Старый заброшенный карьер — это рана на поверхности Земли.

Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в зем лю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступи ли правильно.

— Овраги и балки украшают поверхность родного края.

(Ответ: + — + + —)

3. Работа над новой темой.

— Разгадайте, ребятки такую загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу. И стеклянной быть могу.

(вода)

Правильно, ребята. Это вода. А каким цветом обозначена вода на глобусе и карте?

(синим, голубым)

— Верно. А как вы считаете, одинакова ли вода на вкус?

(нет, вода бывает пресная и соленая)

— Правильно, молодцы. А какая вода на вкус в нашей реке ?

(пресная)

— Где вода соленая? (в морях и океанах)

— Ребята, скажите, какие водоемы вы знаете?(океан, море, озеро, река, пруд, канал, водохранилище, ручей)

— Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой, называются естественные. К ним относятся : океан, море, озеро, река, ручей. Водоемы, созданные человеком, называются искусственные. Это канал, водохранилище, пруд.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ

Океан канал

Море водохранилище

Озеро пруд

Река

Ручей

— Запишите в тетради.

— Ребята, скажите, какие естественные водоемы расположены на территории Астраханской области?

(Каспийское море, озеро Баскунчак, реки Волга и Болда)

— Верно. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. На берегу какой реки расположен наш город?

(на берегу реки Волга)

— Правильно. Посмотрите, какая это красивая, величественная река. И сейчас ребята 1 группы приготовили рассказ про Волгу

1 ученик

— На севере Калининской области, на Валдайской возвышенности, близ озера Селигер есть деревня Волгово-Верховье. Недалеко от деревни стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец. В глубине этого колодца видно тихое биение ключа. С него начинается могучая река Волга.

Слайд 5. Река Волга.

Длина реки Волга составляет в настоящее время свыше 3.5 тыс. км. Трудно переоценить историческое значение этой реки для русского человека. Состояние реки не может не вызывать у большинства россиян искренний и живой интерес. Экологическое состояние Волги прямо или косвенно сказывается на огромном количестве населения, проживающего в ее бассейне. Площадь водосбора реки составляет примерно 8 процентов территории России.

Рассматривая экологические проблемы реки необходимо заметить, что в настоящее время река несет колоссальную экологическую нагрузку. На прилегающей площади реки и ее основных притоков находится огромное количество промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Удельный вес этих предприятий в экономике страны составляет для промышленных предприятий 45%, сельскохозяйственных 50%. Значительное негативное влияние на состояние реки оказывают города, расположенные в ее бассейне. По статистике из ста самых грязных городов России шестьдесят пять, расположены на берегах реки и ее притоках. Общий объем, загрязненных стоков, которые тем или иным образом попадают в реку, составляет около 38% от общего объема таких стоков по стране.

Учитель:

Место, где река берет свое начало, называется исток. Слабеньким ручейком выглядит Волга в своем истоке. Дальше, пройдя через несколько озер, сливаясь с другими ручейками и речушками, Волга разливается могучей рекой.

— Как вы считаете, какое течение у Волги, быстрое или медленное?

(быстрое)

— Верно. Волга — широкая, полноводная река с быстрым течением.

— Много более мелких рек несут в Волгу свои воды, они называются притоками. Самые крупные из них — это Ока и Кама. (5-й пункт)

— Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем. Кто знает, куда впадает Волга?

( в Каспийское море)

— Правильно. И сейчас ребята 2 группы подготовили сообщение про Каспийское море

2. Ученик

Каспийское море.

1 ученик. Каспийское море — самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11—13 % на юго-востоке.

Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время — примерно 28 м ниже уровня Мирового океана.

Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина — 1025 м.

2 ученик. Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

О какой роли водоема была наша физкультминутка?

Что мы делали? (Мы отдыхали, значит водоем — это место отдыха людей.)

А еще что вы знаете о значении водоемов? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи.

4. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Мы на пляже, солнце жжет.

Побежим скорее в реку,

Окунемся, поплывем.

Ах, какая благодать,

Но и меру надо знать.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

7.

Сообщения учащихся.

— А сейчас, ребята, давайте с вами прослушаем сообщения ваших товарищей еще об одном великолепном водоеме нашего края: об озере Баскунчак. (…)

3. Ученик

. Озеро Баскунчак.

1 ученик. Баскунчак — уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли и прикрытой толщей осадочных пород. Это самое большое и самое солёное из всех известных соляных озёр мира. Площадь озера Баскунчак около 115 кв.км, находится оно в Астраханской области в 53 км к востоку от Волги. Рядом с озером Баскунчак расположены п. Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак.

2 ученик. Мощность поверхностной залежи соли на озере Баскунчак достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли на озере Баскунчак достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера Баскунчак составляет до 80 % от общей добычи соли в России, здесь добывают от 1,5 до 5 миллионов тонн соли в год. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога.

3 ученик. Соленое озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса. В 1997 Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником (Богдинско-Баскунчакский заповедник), где на площади 53,7 тыс.га установлен специальный природоохранный режим

Учитель:

— Вы все знаете, какие рыбы водятся в наших реках. Но кроме рыб на Волге живет множество водоплавающих птиц: цапли, лебеди, бакланы, пеликаны. Посмотрите, ребята, какие это красивые птицы. Но водоемы – это удивительный дом не только для животных, но и для растений. Это кувшинка, чилим, кубышка и конечно гордость астраханского края

Вы узнаете разгадав кроссворд

ЗАГАДКИ

1. Самая крупная пресноводная рыба. (Белуга)

2. На дне, где тихо и темно

Лежит усатое бревно. (Сом)

3. И гнездо для утки,

И свисток, и дудки,

И картон, и бумага.

(Тростник).

4. Искусный строитель хаток и плотин, санитар рек. (Бобёр).

5.Крупное животное со стройными ногами и горбатым носом. (Сайгак).

6. Роза Каспия, заветный цветок дельты. (Лотос.)

А что вы знаете об этом прекрасном цветке?

Ученик 4. Рассказ о лотосе:

Лотос – редкое, красиво цветущее водное или околоводное растение из семейства лотосовых. Травянистый многолетник. Обычное место обитания лотоса – илистые протоки, заводи, ильмени в дельтах рек. В древности лотос считали священным растением из-за способности поворачиваться за солнцем. Растение занесено в Красную книгу и нуждается в охране. (Показ картинок, коробочки для семян.)

Ученик 5.

«Лотос» Н.Мордовина:

Скоро снова у самого устья Роза Каспия – огненный лотос.

Волга алый накинет платок – Распылался над синью речной.

Это сотни бутонов распустит Вечным таинством света и цвета

Лотос дельты – заветный цветок. Манит лотос людские умы.

Ученик 6:

Лотос – к счастью, вы слышите это?

Да к добру ли для лотоса — мы?

Мы, щадить не умевшие сроду

Ни земли, ни воды, ни цветка,

Лотос – к счастью…

Вся – к счастью – природа!

Оттого-то и дышим пока.

6.III. Практическая работа.

— Сегодня на уроке мы с вами попытаемся воссоздать уголок Астраханского заповедника с его растительным миром. Каждая группа будет изготавливать по технологическим картам цветы лотоса.

1. Лотос — вот успокаиваются быстрые токи воды, открываются тихие заводи, поднимаются над зеркальной их гладью островки зелени. Величаво колышутся матово-сизого оттенка аршинные, круглые листья, а над ними дивной красоты розоватые, алые, нежно-пунцовые чаши легендарного цветка. Это лотос, тот самый — гордость волжской дельты -"каспийская роза"(изготовление

цветка в технике оригами по технологическим картам)

Закрепление .

— Давайте с вами составим памятку «Правила поведения у водоема». Что нельзя делать у водоемов?

(Нельзя мыть транспортные средства! Нельзя бросать мусор в воду! Нельзя оставлять мусор на берегу! Нельзя купаться в незнакомом месте! )

8. Итоги урока. Выставление оценок.

— Давайте, ребята, теперь подведем итоги нашего урока. Какое значение в природе имеют водоемы?

Как мы должны вести себя у водоемов?

С какими водоемами Астраханской области мы сегодня познакомились?

9. Д/З. с.154-156, работа в тетрадях.

5. Исследовательская лаборатория.

— Значение водоемов очень велико. Но всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?

Сейчас мы с вами перенесемся в лабораторию и увидим, как человек может загрязнить воду.

Лаборант: представьте себе такой случай. Водитель помыл свой автомобиль в реке. В воду попали бензин и смазочное масло.(показ ситуации)

— Приятно вам будет купаться в такой реке? А как себя будут чувствовать рыбы и другие живые существа? (…) Правильно, ребята.

Лаборант: кроме этого, многие люди часто бросают мусор в воду. (показ ситуации), оставляют мусор на берегу.

— Посмотрите, ребята, как выглядит берег нашей реки Болды. И у нас в селе живут люди, которые не понимают, что совершают большое зло. Поэтому давайте не будем уподобляться этим людям и не будем засорять нашу реку. И еще, ребята, никогда не купайтесь и не ныряйте в незнакомых местах. Ведь никогда неизвестно на какой мусор мы можем наткнуться. (10-й пункт)

— В настоящее время заводы и фабрики очищают использованную воду и вновь применяют ее в своей работе. И у нас в селе, и в других селах нашей области образуются зеленые патрули из таких же как вы школьников. Которые организуют субботники и выходят на расчистку берега реки. Но не только берег мы должны содержать в чистоте, но и всю территорию своего села. И мы с вами, как только растает снег, выходим на уборку территории школы – сада.

.

Занимательные задачи.

Составь как можно больше слов из слова «Астрахань».

Подчеркни лишнее: лотос, кувшинка, чилим, одуванчик, кубышка

Какие рыбы спрятались? бовал знаас торёс дукса тапвол алгебу

Угадай рыб Астраханских водоёмов:

Зачеркни лишнее: Кабан, сайгак, лисица-корсак, заяц-русак, заяц-беляк, верблюд, медведь.

В период начиная с конца июля и по сентябрь в низовьях Волги , ниже города Астрахань зацветает Астраханский лотос. Это удивительное растение поражает величиной и красотой своих цветков, которые цветут всего три дня. В низовьях Волги мы наблюдаем прекрасные картины цветения этих растений, которые образуют целые поля , уходящие за горизонт, к самому морю.

В течении дня цветок открыт, а на ночь закрывается.

Цветёт всего три дня . на его месте образуется вот такая коробочка с семенами.

Небольшая справка о лотосе.

Лотос каспийский

Лотос каспийский, который долгое время называли разновидностью орехоносного.

Основное его отличие от других видов заключается в том, что его лепестки имеют желтовато-белую окраску, а концы их розовые.

Места произрастания:

Лотос каспийский произрастает преимущественно в дельтах Волги и Куры, на побережье Каспийского моря, в Астраханской области.

Лотос — это реликтовое растение, занесённое в Красную книгу, и срывать его запрещёно, что в принципе и не имеет смысла, в условиях астраханской жары , он полностью увядает.

Лотосы росли ещё во времена динозавров, семена лотосов, которые были найдены при раскопках египетских пирамид, были посажены и прекрасно выросли. Возраст семян насчитывал более трёх тысяч лет

Блиц-турнир капитанов команд

Наши команды подходят к Астрахани. Заветная цель близка. Решить, кому же будет принадлежать победа, должны капитаны команд. Итак, отвечайте по очереди:

Какой минерал назван в честь нашего областного центра? (Астраханит)

Где в Астраханской области находятся пещеры? (гора б. Богдо)

Что такое «солончак»? (место, где соль выступает на поверхность земли)

Что такое «моряна»? (Ю.-В. ветер, дующий с Каспия)

Где в области самые плодородные почвы? (В Волго-Ахтубинской пойме)

Что такое «ильмень»?

Почему Каспий — это озеро? (нет связи с Мировым океаном)

Какие породы осетровых водятся у нас? (осётр, белуга, севрюга, шип, стерлядь)

Почему озёра у нас имеют разные оттенки от красного до жёлтого? (из-за обитающих там микроорганизмов и разной степени солёности воды)

Древесину этого дерева не разрубишь топором, она тонет в воде, её называют «зелёным углём». О каком дереве говорится? (саксаул)

Ученик 4. Рассказ о лотосе:

Лотос – редкое, красиво цветущее водное или околоводное растение из семейства лотосовых. Травянистый многолетник. Обычное место обитания лотоса – илистые протоки, заводи, ильмени в дельтах рек. В древности лотос считали священным растением из-за способности поворачиваться за солнцем. Растение занесено в Красную книгу и нуждается в охране.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология