Автор конспекта:
Автор(ы): — Бондаренко Валентина Петровна

Место работы, должность: — МОУ СОШ № 9, учитель истории

Регион: — Ростовская нива

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее новообразование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 танцкласс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: — познакомить учащихся с наиболее яркими страницами воинской истории донских казаков; развивать умения работы с картой, схемой, единообразно выражать свою мысль; воспитать смак любви и уважения к своей Родине на основе героического примера наших предков.

Тип урока: — Комбинированный назидание

Используемые учебники и учебные пособия: —

Самарина Н.В., Витюк О.Г. "История донского края"

Используемое оборудование: —

карта, схема, презентация, экран, проектор, компьютер

Краткое описание: — Урок о воинской славе и военных походах донских казаков. Учащиеся показывают театрализованное представление, работают в группах, анализируют увиденное.

Ребята наш назидание посвящен воинской славе донских казаков. Основная дилемма урока: определить на чем основаны казачьи победы.
Давайте послушаем исповедание ученицы нашего класса Фоминой Оли обо истории зарождения донского казачества.
История происхождения казаков пред настоящего времени составляет в одиночку из неразрешимых вопросов.
Время и условия зарождения казаков уходят в глубокую древность, и пред настоящего времени чтобы истории представляют счета нет неизвестного.
Недостаток летописных источников, будто российских действительно и зарубежных, не позволяет несомненно определить год зарождения донского казачествакак самостоятельной, вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и свои особенности.
Сообщения древних историков и географов позволяют исчислить историю казаков больше чем двадцатью веками.
Имя казаков в разных вариациях -Коссахи, Косакос, Касаги, Касочи – встречается у греков, в русских летописях, в тюрских источниках. «Коссахи» в переводе с языка скифов знать «белые сахи», разве «Белые Олени»,- прозвание скифского племени, оттого у казаков в гербе белоголовый олень, раненый стрелой.
Но подо названием «казак» у разных народов существовали самые разнообразные по форме и содержанию понятия.
У персов подо словом сказать «казак» разумелись люди, состоявшие на службе, оплачиваемые казной.
По персидски «газа» и от сюда «газак».
У арабов арготизм «казак» означало всадники.
По монгольски «казах» разве «казак» означало – широкий воин, горящий отделенно в палатке или, по другому понятию – броня, защита и беспросыпный защита по охране границ, разве боевой страж.
В числе разнообразных определений идея «казак»- наиболее видно отражает его замысел – это «вольный человек».
Учитель: Кто же мог корпуленция казаком?
Ученик: Их сообщества однообразно пополнялись пришлыми людьми. Если пришлыйчеловек показывал себя достойным воином в нескольких сражениях, то он и его ребятишки становились казаками. Поэтому корпуленция казаком мог и татарин, и турок, и русский, и калмык, и поляк, и немец.
Учитель: Какими же особыми качествами обладали казаки? Давайте на основе пословиц, поговорок создадим зрак казака.
На доске горельеф казака, ребятишки находят пословицы и определяют о каком из казачьих качеств говорится в пословице.
Смелый Пословицы:
Сильный -В чистом пожнивье казачина завсе на воле .
Хитрый -Враг наглеет, угу и казачина не робеет.
Терпеливый -Где вольная станица, там казачина и гнездится.
Вольный -Доброе кружок милее богатства.
Дружелюбный -Терпи казачина – атаманом будешь.
Трудолюбивый -Кто смелый на коня сел.
Выносливый -Казаку имя донская сторона.
Любящий Родину, Родной край, Дон. –Уговор получше чем спор.
-Друг с малолетства, милее наследства.
Сценка: «Поездка на ярмарку».
Давайте вспомним какому органу принадлежала владычество на Дону. (Какие функции выполнял?)

Войсковойкруг.

Прием послов. Вопросы войны и мира. Отправкапосольства в Москву. Походы после зипунами.
Земельные вопросы. Прием в казаки.
Заключение договоров с соседями. Выбор атамана.
Дележ добычи и жалования. Суд надо преступниками.
Строительство городов. Вооружение и приуготовление
пополнения.
— — Учитель: Покажите на карте где-нибудь селились казаки.
Учитель: Как передавалась казакам военная наука?
Ученик: Она передавалась от отца к сыну, от дед к внуку.
Учитель: Что вы ведомо о военных приемах донских казаков?
Ученик: Нам известно, несомненно в ступень Азовского осадного сидения казаки использовалимножество боевых приемов, но одну из них была «Лава».
«Лава» — это боевое выстраивание казачьего пятисотенного божница в лаву. Три сотни – лава, двум – на флангах. В случае удачи противника мгновенноохватывают с флангов, в случае неудачи флангирующие сотнинаносят отрывающий удар, давая трем сотням год уйти и перестроиться.
Самое главное, несомненно казаки умели перестраиваться в лаву после считанные минуты и на полном скаку.
Учитель: Послушайте ксения и скажите о каком периоде казачьей истории рассказывается в нем.
Минуя грозных стен Азова,
Подняв косые паруса,
В тот разве другой однажды смотрели снова
Вы на чужие небеса?
В тот разве другой однажды в открытом море
С уключин унос чужую кровь,
Несли вы затем погибель и горе
В мара турецких берегов.
Но и среди вас не видел многих
В пути обратном атаман,
Когда меж берегов пологих
Ваш возвращался караван.
Кадет: Я хочу рассказать о военном приеме казаков, тот разве другой назывался «Вентерь».
Втянутый в стычку ненавистник атакуется с флангов. Сам возле этом, будто правило, разве атакует пустоту, разве натыкается на артиллерийскую батарею, непосредственно на залп.

Военный прием казаковВентерь.
Данный тактический прием рассчитан на заманивание противника с помощью имитации бегства в локальность скрытого расположения другого казачьего отряда (балка, овраг) и непредвиденный дуплет по врагу с охватом его по флангам и с тыла. Для сей маневра казаки растягивались по фронту пред 1-1,5 км.
Казачьи отряды были безмала неуловимы чтобы противника. В случае внушительный чтобы них опасности они шибко рассыпались по местности и искусно маскировались, используя рельеф.
Практическая служба с текстами.
Задание группам.
I гр. В предложенном отрывкенайти положения ,описывающие боевой уклад казаков. Стр.82. МП.
II гр. Выберите из отрывка практические знания, которые помогали казакам в XVII веке выживать в суровых условиях военных походов. Стр.92. МП.
III гр. На основе изучения отрывка из документа, составленного иностраннымсовременникомсобытий, определите:
А) несомненно не запрещалось делать донских казакам центральной властью (не менее 3-х примеров.
В) благодаря тому центральной власти было выигрышно поддерживать добрые отношения с казачеством (не менее 3-х причин). Стр.29. МП.
Если останется год сноска стр.84 МП.
Что из устоев жизни казачества 17 века вы взяли бы в наши дни, угу от почему отнюдь советовали бы отказаться.
Слово экспертам:
Учитель: Мы нонче познакомились с военными традициями донских казаков. О их подвигах оставили высказывания знаменитые люд А.В.Суворов, Л.Н.Толстой, А.Н. Радищев.
Сейчас вы живете на этой земле. Вам потомкам донских казаков беречь, охранять Донскую землю. Поэтому будьте достойны чести и славы своих предков.
Кадеты: «Служим Вере, Дону и Отечеству».

Файлы: Бондаренко Воинская слава.doc
Размер файла: 43520 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология