Автор конспекта:
Автор(ы): — Использование маркера заполнения.

Место работы, должность: — г. Набережные Челны, СОШ № 45

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

изучить понятия: — маркер заполнения;

— как образуются формулы в Excel;

— типы формул;

— абсолютные и относительные ссылки;

— применение итоговых функций;

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Днепров Э. Д. Аркадьев А. Г. — М.: Дрофа, 2008.

2.Угринович Н.Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

3.Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

4.Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. — М.: БИНОМ, 2009.

Краткое описание: — 1. Цель урока 2. Организационный момент 3. Ход урока 4 Домашнее задание 5. Итог урока

Ход урока:

— Дать определение:

Маркер заполнения – это маленький черный квадрат в правом нижнем углу активной ячейки или диапазона. Попав на маркер заполнения, указатель принимает вид черного перекрестия.

— Рассмотреть различные типы формул, как образуются формулы;

— Изучить абсолютные и относительные ссылки;

Рассказать о применении итоговых функций;Лабораторная работа.№1

Цель: 1) научиться применять итоговые функции;

2) Развивать мышление, память, внимание;

3) Воспитывать аккуратность, трудолюбие;

Заполнить таблицу и вычислить:

Годовой отчет по продажам автомобилей

2000 год

КВ 1

КВ 2

КВ 3

КВ 4

Годовой отчет

Сумма

max

min

Срзнач

всего по легковым

411272

456369

375632

474271

1717544

всего по грузовым

562188

562188

557356

524116

2065641

итого

973460

878350

932988

998387

3783185

Лабораторная работа.№2

Цель : 1) научиться вычислять при помощи маркера заполнения;

2) Развивать мышление, память, внимание;

3) Воспитывать аккуратность, трудолюбие;

Вычислить при помощи маркера заполнения:1)

A

B

C

D

F

30

=A1/3

=СУММ(A1:B2)

=$A1*B1

=B1*C2

40

55

=A2/3

=A1+B2

=ПРОИЗВЕД(A1:B2)

=A1+C2

44

2)

A

B

C

D

F

30

=A1/3*COS(A1)

=КОРЕНЬ(А2)

=$A1*B1+СТЕПЕНЬ(В1,3)

=СУММ(A1:C4)

40

55

=SIN^2(A2)+5

=ATAN(B2)+B2

=ПРОИЗВЕД(B1:B4)

=LOG(C2)

44

Вычисления в электронной таблице

Использование маркера заполнения.

☺- означает записать в тетрадку.


[Маркер заполнения– это маленький черный квадрат в правом нижнем углу активной ячейки или диапазона. Попав на маркер заполнения, указатель принимает вид черного перекрестия.]

[ Маркер заполнения- альтернативный быстрый способ заполнения ячеек диапазона значениями или формулой. Для этого нужно ввести значение или формулу в ячейку, выбрать её и протянуть курсор, выделив требуемый диапазон. После освобождения кнопки Excelзаполнит выделенный диапазон.]

Формулы и функции.

Все формулы в Excelподчиняются одному общему синтаксису: [начинается формула со знака равенства], который указывает Excel, что это формула.

Если необходимо , чтобы в ячейке содержалось значение другой ячейки, нужно ввести знак равенства, после которого указать ссылку на эту ячейку.

☺Типы формул.

Формулы в Excelподразделяются на 4 группы:

— арифметические;

— сравнения;

— текстовые;

— адресные;

Формулы каждой группы имеют свой набор операторов и применяются по- разному.

☺Арифметические формулы.

Оперируют числами, адресами ячеек, функциями, объединяемыми арифметическими операторами. Результатами выполнения арифметических операций всегда является число.

Арифметический оператор

операция

Пример

+

-

*

/

%

^

Сложение

Вычитание

Унарный минус

Деление

Процент

Возведение в степень

3+3

3–1

-1

3*3

3/3

20%

3^2

Формулы сравнения.

Формула сравнения- оператор, который сравнивает два или более чисел, текстовые строки, содержимое ячеек как результаты функций.

Если значение сравнения истинно , то результату формулы присваивается логическое значение TRUE(истина), что эквивалентно любому ненулевому значению.

Если значение оператора ложно, то формула возвращает логический результат FALSE( ложь), что эквивалентно значению 0.

Оператор сравнения

Значение

пример

=

равно

A1=B1

>

Больше

A1>B1

=B1

МАКС (максимальное значение в строкедиапазона)

МИН(минимальное значение в строке диапазона)

СРЗНАЧ (среднее арифметическое значение чисел диапазона)

Ввод формул.

Для ввода формул в ячейку нужно просто выбрать эту ячейку и набрать формулу, начав со знака равенства (=).

При вводе формулы в ячейку ввод отображается также в строке формул. При этом аргумент функции (если это диапазон) можно сформировать мышью. Для этого нужно:

1. Открыть скобку аргументов функции

2. Обозначит мышью диапазон ячеек в листе. Диапазон выделяется «живой» рамкой, а ссылка на диапазон автоматически появляется в выражении формулы.

Мастер функций.

Хотя часто функции вводятся вручную, иногда бывает трудно запомнить правильное написание имени какой- либо функции и её аргументы. Помочь в таких случаях может инструмент Excel, который называется МАСТЕРОМ ФУНКЦИЙ. Он позволяет выбрать функцию из списка и предлагает ввести соответствующие аргументы. Процедура работы с мастером функций следующая:

1. Чтобы ввести формулу с функцией нужно нажать кнопку Вставка функции

. При этом выходит окно Мастер функций:

2. В списке Категория указать требуемый тип функции.

3. Из списка Функция выбрать необходимую функцию, при этом выйдет окно в котором необходимо задать координаты вычисляемых ячеек.

Абсолютные и относительные ссылки.

По умолчанию, ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные. Это означает, что при копировании формулы адреса в ссылках автоматически изменяются в соответствии с относительным расположением исходной ячейки и создаваемой копией.

При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются так. Что ячейка, на которую указывает ссылка рассматривается как нетабличная. Для изменения способа адресаци при редактировании формулы надо выделить ссылку и нажать F4. Элементы номера ячейки предваряются символом $. Например, при последовательных нажатиях клавиши F4 номер ячейки А1 будет записываться как А1,$A$1,A$1,$A1.

Использование маркера заполнения.

Ссылка в исходной ячейке

Ссылка в следующей ячейке

При заполнении вправо

При заполнении вниз

А1(относительная)

B1

A2

$A1(абсолютная по столбцу)

$A1

$A2

A$1(абсолютная по строке)

B$1

A$1

$A$1(абсолютная)

$A$1

$A$1

Домашнее задание: выучить основные определения.

Лабораторная работа.№1

Заполнить таблицу и вычислить

Годовой отчет по продажам автомобилей

2000 год

КВ 1

КВ 2

КВ 3

КВ 4

Годовой отчет

Сумма

max

min

Срзнач

всего по легковым

411272

456369

375632

474271

1717544

всего по грузовым

562188

562188

557356

524116

2065641

итого

Для этого:

1) В ячейку А1 ввести : годовой отчет по продажам автомобилей;

2) В ячейку А2 ввести: 200 год;

3) В ячейку А3 ввести: всего по легковым;

4) В ячейку А4 ввести: всего по грузовым;

5) Заполнить диапазон ячеек В2:Е5 соответствующими значениями;

6) Вычислить сумму продаж по легковым:

— выделить диапазон ячеек В3:Е3;

— нажать на

;

7) аналогичным образом вычислить объем продаж по грузовым;

8) сравнить полученные значения с годовым отчетом. Он должен быть равен вычисляемой сумме;

9) Вычислить итоговое значение по кварталам;

— выделить диапазон ячеек В3:В4;

— нажать на

;

10) Вычислить максимальное, минимальное, среднее значение объемов продаж отдельно по легковым, отдельно по грузовым:

— для этого воспользоваться мастером функций:


Математические МАКС, МИН, СРЗНАЧ

При этом во всех случаях выйдет окно в котором необходимо указать диапазон вычисляемых ячеек.

11) Покажите работу учителю.

Лабораторная работа.№2

Вычислить:

A

B

C

D

F

30

=A1/3

=СУММ(A1:B2)

=$A1*B1

=B1*C2

40

55

=A2/3

=A1+B2

=ПРОИЗВЕД(A1:B2)

=A1+C2

44

Для этого:

1.Запустить программу MicrosoftExcel:


Пуск программы MicrosoftExcel:

3. Ввести значения в столбец A;

4. Вычислить формулу

=A1/3

Для этого:

1) начать формулу со знака равенства в ячейке В1;

2) щелкнуть ЛКМ по ячейке А1, при этом в ячейке В1 появится символ А1;

3) дописать конец формулы /3;

4) нажать Enter;

5) При помощи маркера заполнения вычислить по этой же формуле значение ячейки В2;

5. Вычислить формулу

=A2/3

6. Вычислить формулу

=СУММ(A1:B2)

Для этого:

1) Начать формулу со знака равенства в ячейке С1;

2) Выделить диапазон ячеек А1:В2;

3) Нажать на знак

на панели инструментов;

4) При помощи маркера заполнения вычислить по этой же формуле значение ячейки С2;

Вычислить формулу:

=ПРОИЗВЕД(A1:B2)

Для этого:

1) Начать формулу со знака равенства в ячейке D3;

2) Воспользоваться мастером функций:


Математические ПРОИЗВЕД;

При этом выйдет окно в котором необходимо указать диапазон вычисляемых ячеек:А1:В2;

3) При помощи маркера заполнения вычислить по этой же формуле значение ячейки D4;

Остальные формулы вычисляются аналогичным образом;

Покажите работу учителю.

Задание 2.

Вычислить:

2)

A

B

C

D

F

30

=A1/3*COS(A1)

=КОРЕНЬ(А2)

=$A1*B1+СТЕПЕНЬ(В1,3)

=СУММ(A1:C4)

40

55

=SIN^2(A2)+5

=ATAN(B2)+B2

=ПРОИЗВЕД(B1:B4)

=LOG(C2)

44

Для этого:

Вычислить формулу

=A1/3*COS(A1)

1) Начать формулу со знака равенства в ячейке В1;

2) щелкнуть ЛКМ по ячейке А1, дописать /3* (по аналогии с предыдущим заданием);

4) при помощи мастера функций дописать COS(A1)


Математические COS(A1);

5) При помощи маркера заполнения вичислить по этой же формуле значение ячейки В2;

Остальные формулы вычисляются аналогичным образом.

Покажите работу учителю.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология