Автор конспекта:
Автор(ы): — Тукова Надежда Борисовна

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — сформировать у обучающихся понятия силы тока, электрического напряжения и сопротивления.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

амперметр и вольтметр демонстрационные, источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, соединительные провода, реостат, чайник алюминиевый, чайная ложка, подсоленная вода, стеклянный стакан. Для проведения урока используется раздаточный материал в виде конспекта-опоры (приложение 1), таблица для проверки усвоения материала (приложение 2), таблица рефлексии на уроке. Наглядность обеспечивается демонстрационными экспериментами и презентацией, в которую входят и небольшие исторические справки, и видеофрагменты.

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Мотивационный этап. 4. Усвоение новых знаний, 5. Повторение. 6. Закрепление. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

В: Представьте себе такую ситуацию: к вам в класс пришёл новый ученик (ученица). Что для вас важнее в нём:

- внешность,

- характер,

- его материальное состояние, или что-то другое? (Ответ: характер)

В: Давайте проведём аналогию с темой, которую сейчас изучаем. »Новым учеником» будет сама тема »Электрический ток». Вы уже знаете его определение и условия существования. Что, по-вашему, необходимо теперь выяснять о нём? (Ответ: характер)

В: Почти правильно. Итак, цель урока: познакомиться с характеристиками электрического тока (слайд 1)

В: А что такое электрический ток? (говорят определение электрического тока)

В: Назовите условия существования электрического тока? (1.) наличие свободных зарядов в проводнике; 2.) наличие внешнего электрического поля)

Отметьте эти условия у себя в ОК. (работают по заполнению конспекта)

В: Какие ассоциации у вас вызывает движение электронов? (Ответ: течение воды)

Вот мы с вами и рассмотрим характеристики электрического тока на примере тока воды.

В: Вы знаете, как называется начало реки, ручейка? (ответ: исток)

Посмотрите полная аналогия ведь протекание электрического тока в цепи не возможно без источника тока. Похожие названия?

Это потому, что в 17 веке учёные-физики рассматривали электричество как бесцветную, невидимую, вез вкуса и запаха жидкость, которая переносит из одной точки пространства в другую некоторые особенные свойства. Отсюда и похожие названия.

Чтобы начать говорить о характеристиках электрического тока, давайте посмотрим следующий видеосюжет (слайд 2, слайд 3)

III. Мотивационный этап.

В: Чем отличаются эти два потока? (Ответ: скоростью течения)

В: А одинаковая ли сила движет этими частицами воды? И как зависит скорость течения от этой силы? (Ответ: Сила различная. Чем сила больше, тем скорость течения больше.)

Вывод правильный. А у меня для Вас есть небольшой сюрприз (демонстрация опыта зависимости силы тока от напора струи жидкости). Оборудование: алюминиевый чайник с солёной водой, железная ложечка, гальванометр от демонстрационного амперметра, стакан, соедини тельные провода.

(В зависимости от уровня подготовки класса, обыграть этот опыт можно по-разному. Можно сказать, что это волшебная жидкость осталась в древнем сосуде ещё с …века. Для более подготовленных учеников, можно предложить разгадать сущность этого опыта. Очень интересно вернуться к этому опыту при изучении этой же темы в 10 классе. Если заменить железную ложку алюминиевой, то легко перейти к разности потенциалов. Переход получается особенно эффектно, если ложечки найти одинаковые, а заменить их во время опыта незаметно для учащихся!)

Посмотрите, в этой цепи нет источника тока. А ток есть! Причём, чем сильнее струя воды, тем гальванометр показывает больший ток в цепи.

(Ответ: разное количество частиц совершают упорядоченное движение)

IV. Усвоение новых знаний.

Вот и первая характеристика электрического тока. Она называется сила тока.

Количество электрических зарядов прошедших через поперечное сечение проводника в единицу времени (слайд 4).

Обозначается I. Измеряется в Амперах.

Вычисляется по формуле: I= q/t

Ампер является одной из основных единиц и определяется по силе взаимодействия двух параллельных проводников с током (слайд 5). Названа так в честь французского учёного

А. Ампера (слайд 6).

Сила тока равна 1 амперу, если через поперечное сечение проводника за время равное

1 секунде протекает заряд, равный 1 Кл:

1А=1Кл/1с. (слайд 7)

Для измерения слабых токов используется 1мА и 1мкА, а сильных – 1кА.

Ток от 0,05А до 0,1 А является опасным для жизни человека.

Силу тока измеряют специальными приборами – амперметрами. Амперметр включают в цепь последовательно с тем прибором, в котором надо измерить силу тока, »+» к »+» источника, »-» к »-» источника тока. (демонстрация опыта измерения силы тока в цепи)

А


На схеме Амперметр обозначается + -

Для того чтобы электроны пришли в движение необходимо приложить внешнюю силу.

В: Что является в реке такой внешней силой? (разница давлений)

В: А как называют эту разницу давлений по-другому? Давайте посмотрим видеосюжет (слайд 8).

Как вы считаете, что изменилось? (напор)

Характеристика электрического тока будет называться напряжение. Напряжение характеризует источник тока, создающий электрическое поле, которое и действует на электроны в проводнике с определённой силой.

Величина, равная отношению работы, совершаемой электрическим полем, к модулю перемещаемого заряда, называется напряжением на данном участке цепи.

Обозначается U. Измеряется в Вольтах, в честь физика А. Вольта (слайд 9)

Вычисляется по формуле U= A/q

1Вольт равен электрическому напряжению на участке цепи, где при протекании заряда, равного 1 Кл, совершается работа, равная 1Дж:

1В= 1Дж/1Кл. (слайд 10)

Для измерения больших напряжений используют 1кВ, малых – 1мВ.

Напряжение в сухих помещениях выше 42В и выше 12В — в сырых, является опасным для жизни человека.

V

Прибор для измерения напряжения называется вольтметр. Клеммы вольтметра подключают к началу и концу того участка, напряжение на котором надо определить (т.е. параллельно), »+» к »+» источника, »-» к »-» источника тока. (демонстрация опыта измерения напряжения на электрической лампе)

На схеме Вольтметр обозначается + -

Чтобы познакомится с последней характеристикой электрического тока, посмотрим видеосюжет (слайд 11).

В: Как вы считаете, в горной реке камни помогают или препятствуют скорости течения? (препятствуют)

Подобно камням ведут себя ионы в узлах кристаллических решёток проводников, мешая движению электронов. Т.к. ионы заряжены «+», а электроны «-», электроны при своём движении притягиваются к ионам. В проводнике возникает электрическое сопротивление.

Свойство проводников ограничивать силу тока в цепи, т.е. противодействовать электрическому току, называют электрическим сопротивлением.

Сопротивление обозначается буквой R, измеряется в Омах в честь немецкого учёного Г. Ома, открывшего закон, связывающий основные электрические характеристики (слайд 12).

За 1 Ом принимают сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах 1 В сила тока равна 1А.

1Ом= 1В/1А

Небольшие сопротивления измеряют в мОм, большие в кОм и МОм (слайд 13)

Разные проводники обладают разным сопротивлением из-за различия в строении.

Мы познакомились с характеристиками электрического тока.

V. Повторение.

Проверьте правильность составленного вами конспекта (проверка конспекта по презентации слайды 14,15) Вместе с учащимися быстро повторяет конспект.

.

VI. Закрепление.

Заполните, пожалуйста, таблицу (приложение 2).

При заполнении таблицы (слайды 16,17) можно использовать составленный на уроке конспект. На уроке мы не говорили о приборе для измерения сопротивления и не записывали формулу для его вычисления. Но, если вы были внимательны, вы легко догадаетесь, как называется прибор и сможете догадаться, как записать формулу.

Выделяется время для заполнения таблицы.

После заполнения необходимо, чтобы ученики обменялись таблицами с одноклассниками и осуществили взаимопроверку. Для проверки правильности ответов используется заполненная таблица в презентации (слайды18,19). Проверенные учениками таблицы сдаются учителю.

Решите задачи (приложение 3). Выделяется время на решение задач. Проверка решения осуществляется на доске.

VII. Рефлексия.

В конце урока проводится рефлексия в виде заполнения таблицы (приложение 4).

VIII. Домашнее задание: §§ 37-43

Файлы: Приложение 4.doc
Размер файла: 25088 байт.

Рубрики: Физика Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология