Автор конспекта:
Автор(ы): — Красовская Е.Д.

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ №143

Регион: — Нижегородская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: —

Обобщить знания учащихся о химических элементах и веществах, образуемых ими. Заинтересовать учащихся 7-х классов предметом "химия", который им предстоит изучать на следующий год.

1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы деятельности.

2. Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы, применять в жизни.

3. Активизировать самостоятельный поиск информации и её анализ.

4. Развивать творческое мышление учащихся.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

О.С. Габриелян "Химия" 8, 9 класса, Химия для любознательных.

Используемая методическая литература: —

Занимательные опыты по химии, 111 вопросов по химии.

Используемое оборудование: —

Приборы для демонстрации занимательных опытов.

Используемые ЦОР: —

Опыты с анимациями.

Краткое описание: —

Без металлов не прожить, они нужны нам очень!

Долго будут всем служить — твёрдые и прочные.

А теперь давайте вспомним о другой группе химических элементов НЕМЕТАЛЛАХ

Небольшая группа красных элементов, чтоб вступить в реакцию, ждут они момента.

Окислить могут без труда любой металл таблицы, их свойствами кислотными могут все гордиться!

I. Вступление

1 ведущий: Есть на свете наука, без которой сегодня невозможно воплотить в жизнь самые фантастические проекты и сказочные мечтания. Это — ХИМИЯ! В её копилке немало таких чудес, перед которыми бледнеют фантазии лучших сказочников мира: словно Золушку в принцессу превращает она графит в алмаз, придаёт бумаге прочность металла, а металл наделяет… памятью. Недаром её называют волшебницей и чудесницей: она кормит, поит, одевает, лечит, стирает, добывает полезные ископаемые, позволяет подняться в космос и опуститься на дно океана.

2 ведущий: Поэтому сегодня мы собрались здесь, чтобы выяснить: а что же мы знаем об этой науке? В зале учащиеся 9-го класса, которые уже второй год изучают эту замечательную науку. Здесь же и восьмиклассники — они знакомы с химией только один год. Мы пригласили на наше мероприятие и семиклассников — им ещё только предстоит изучать все понятия и законы, которые лежат в основе химии. Мы надеемся, что всем сегодня будет интересно и каждый из вас, независимо от уровня подготовки, узнает что-то новое, интересное.

1.в. Всем известно, что мир вокруг нас состоит из веществ, а вещества состоят из -?

Конечно, из молекул. Но вещества бывают разные:

2 в. Есть твёрдые, блестящие, хорошо проводят электрический ток — из них строят станки и машины, изготавливают провода и возводят мосты…

Эти вещества называются? Правильно, МЕТАЛЛЫ.

1 в. А есть вещества хрупкие, мягкие, летучие, не проводят электрический ток, а часто ещё имеют неприятный запах. Эти вещества относятся к … НЕМЕТАЛЛАМ.

Давайте вспомним о них!!!

II. «Такие разные металлы…»

Металлов семья нам знакома из химии

В таблице они и зелёные, чёрные

У них электронов немного совсем

На уровне внешнем стоят без проблем.

Без металлов не прожить

Они нужны нам очень.

Долго будут всем служить

Твёрдые и прочные.

а) Монтаж о металлах — выступление учащихся

Na

Натрий — щелочной металл,

Бросьте его в воду.

Выделяет из неё

Много водорода.

Ca

Кальций — важный элемент,

Для детей и взрослых.

Если мало, то в момент

Жди проблемы костные.

AL

Алюминий — он хитёр,

Следи за ходом мысли.

В разных средах быстр и скор,

Основной и кислый.

Pb

Очень тяжёлый, охотники ценят,

Свинец металлический нужен, конечно.

Но, если в бензине оксид вдруг заметят,

То ядом признают состав этот смешанный.

Fe

Железо всюду нас окружает:

Машины, станки и крыши домов.

Но если в крови его мало бывает,

Придётся привлечь вам скорей докторов.

Mg

Он друг и сосед элемента двадцатого,

В природе и в жизни ты встретишь его.

Зелёный листок им очень богатый,

Плохого не скажешь о нём ничего!

Rb и Cs

Эти металлы такие активные,

Что их за стеклом берегут.

А, если на волю пустить агрессивных,

Взрывом всё сразу зажгут.

Mn, V, Ni, Cr, Ti

Эти элементы известны также вам.

Устойчивость и твёрдость и жаропрочность тоже -

Все свойства сплавам придают и делают дороже.

Sn

Олово — плавкое, очень тяжёлое,

Может меняться в различных условиях.

Если комфортно, он держит фигуру.

Словно солдатик — плотной структуры.

Если мороз, он мгновенно темнеет,

Становится хрупким, структура слабеет.

Bi, Cu, Hg, Pb, Ba

Есть элементы очень опасные,

Тяжёлыми все их зовут не напрасно!

Они все являются ядовитыми,

Соли их вредные, доступ закрыт к ним!

Au, Ag, Pt

Эти металлы — само благородство!

У них и в цене, в красоте — превосходство.

Пассивные, мягкие, очень тягучие.

Борьба из-за них напряжённая, жгучая!

б) Викторина «Что ты знаешь о металлах»- проводят ведущие

1. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,

Ещё по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Си)

4.К восьмой группе отнесён,

В честь России назван он. (Ru)

5.Прославлен всеми письменами

Металл, испытанный огнём.

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил с мечтой о нём. (Au)

6.Был металл серебристо-белым,

В соединении стал мелом. (Са)

1.Какой из металлов в глубокой древности называли «небесная медаль»?

а) железо; б) золото; в) цинк

5. Какой элемент окрашивает пламя горелки в жёлтый цвет?

а) натрий; б) калий; в) медь.

6. Кто автор строк: «твоих оград узор чугунный…»?

а)М.В. Ломоносов; б) А.С. Пушкин; в) М.Ю. Лермонтов.

8. Какое свойство алюминия позволяет использовать его как покрытие стальных изделий?

а) коррозионная стойкость; б) ковкость; в) твёрдость.

в) Демонстрация опытов, характеризующих свойства — металлов ведущие вместе с учителем

1 опыт: «Золотой дождь» Получить горячий насыщенный раствор PbI2. При его остывании выпадают золотистые кристаллы соли. Если пробирку с предварительно отфильтрованным горячим раствором внести под струю холодной воды (быстро охладить), то образуются мельчайшие золотистые кристаллики, взвешенные в жидкости. Для опыта взять: в 100 г. воды растворяется около 0,044 г. PbI2 при 0 градусах и в 10 раз больше при 100 градусах.

В домашних условиях: В пробирку положить стружку или порошок свинца, налить немного аптечной настойки иода и нагреть до кипения. Когда иод обесцветится, вылить содержимое пробирки в холодную воду. Из раствора выпадут золотистые чешуйки PbI2. Чтобы получить много соли, можно повторить опыт несколько раз.

А теперь давайте вспомним о другой группе химических элементов – НЕМЕТАЛЛАХ

Небольшая группа красных элементов,

Чтоб вступить в реакцию ждут они момента.

Окислить могут без труда любой металл таблицы,

Их свойствами кислотными могут все гордиться.

Н Водород рождает воду

Без неё — не жить!

В веществах стоит во многих

Всем готов служить.

О2 Дыханье наше — кислород

Жить без него нельзя.

Голубого цвета небосвод,

Он в реках и морях!

В состав солей, оксидов входит

В кислотах мы его находим.

Он сильный окислитель,

Нельзя о том забыть нам!

S Сера бывает — жёлтый кристалл ,

Бывает тягучая, словно резина.

Если горит, запах словно кинжал

В горле першит невыносимо!

N2 Азот в атмосфере — его очень много!

Но он не активен, ничем не грозит.

А если с грозою он встретиться сможет,

На землю кислотным дождём прогремит!

Р Фосфор — тоже знаменит

Цветом бывает разный.

Он белый — мягкий, ядовит,

Он красный — неопасный.

С Углерод во всём живом,

Он — алмаз и он графит.

Он и пища, он и дом,

В четвёртой группе он стоит.

F2 и CL2 Фтор и хлор такие газы,

От которых дурно всем.

Вдруг вдохнёшь — придётся сразу

Избавляться от проблем!

Br2 Бром — это жидкость тяжёлая, бурая

И ядовитая страшно!

паров опасаться

I2 Иод, мы знаем, твёрдый он,

Серые кристаллы.

Он защитник, он силён,

В медицине — главный.

А теперь посмотрим опыт, в котором участвуют вещества, состоящие из неметаллов:

2 опыт: H2SO4 + C12H22O11→ обугливание:12С + 11H2O ( р-р H2SO4)

Прилить концентрированную серную кислоту в стакан с сахарозой — сахароза (теряет воду) обугливается и поднимается вверх.

Загадки о химических элементах — неметаллах

2.В конце периода стоит,

В нём вода и та горит. (F2)

3.Как вдохнёшь зелёный газ,

Так отравишься сейчас. (CL2 )

7.Я светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Р)

8.Он безжизненным зовётся,

Но жизнь без него не создаётся. (N2)

9.Гость из космоса пришёл,

В воде приют себе нашёл. (Н2)

10.Я — газ, простое вещество,

Двузначен номер мой.

А слог мой первый — божество,

Река — мой слог второй.(Rn)

11. Из меня состоит всё живое,

Я — графит, антрацит и алмаз.

Я — на улице, в поле и в школе.

Я — в деревьях и в каждом из вас. (С)

Вопросы:

1. Какой цвет имеет иод в твёрдом состоянии?(Серый)

2. В какой капусте много иода? (Ламинария)

3. Почему свежий разрез яблока на воздухе темнеет? (Окисление соединений железа)

4. Какое молоко нельзя пить? (Известковое)

5. Почему крапива жжётся? (Содержит муравьиную кислоту)

6. Какое медицинское название имеет нитрат серебра? (Ляпис)

7. Отличаются ли молекулы воды, льда, водяного пара? (Нет)

8. Назовите лунный элемент. (Селен)

9. Как называется химический процесс, происходящий в зелёных листьях? (Фотосинтез)

10. Вещество, которое в расплавленном состоянии растягивается как резина? (Сера)

Выбери правильный ответ

2. Назовите самый легкий газ.

а) гелий; б) аргон; в) водород.

3. Как называется химически неделимая частица?

а) молекула; б) электрон; в) атом.

4. Какой газ называют «безжизненным»?

а) водород; б) азот; в) углекислый газ.

7. Бельё высыхает на морозе, потому что лёд способен к:

а) дистилляции; б) возгонке; в) диффузии.

9. Оксид углерода (II) — это ядовитый газ, который:

а) не имеет запаха; б) пахнет, как горящая резина; в) имеет запах клевера.

10. Что такое изотопы?

а) простые вещества, образованные атомами одного элемента, имеющие разные атомные массы; б) сложные вещества; в) простые вещества, образованные атомами одного элемента, имеющие разное строение и разные свойства.

«Третий лишний»

В каждой строке найдите вещество, отличающееся от двух других. Укажите в чём состоит отличие.

1. Na OH, KOH, Cu(OH)2

2. LiOH, H2SO4, Ca(OH)2

3. Fe(OH)3, AL(OH)3, Ba(OH)2

С какими веществами взаимодействует вода:

K Cu Na2O

SO2 AL2O3 Ca

Au CaO CO2

SO3 CaO Cu

Fe2O3 Ag Na2O P2O5 Ba K

.

Файлы: Приложение 5
Размер файла: 21778 байт.

Рубрики: Химия Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология