Автор конспекта:
Автор(ы): — Бирюля Светлана Владимировна

Место работы, должность: — МКОУ Серебрянская СОШ, учитель географии и биологии

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: —

Закрепить знания о:

иммунитете

защитных реакциях организма

Развивать умения:

проводить самонаблюдения

работать с учебником, дополнительным материалом

делать выводы

Воспитывать:

уважение друг к другу при работе в группах

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 8

Используемые учебники и учебные пособия: —

Н.И.Сонин, М.Р.Сапин Биология Человек 8 класс,

Н.И.Сонин Рабочая тетрадь, 8 класс

Используемая методическая литература: —

В.Н Семенцова Биология Технологические карты уроков 8 класс

Используемое оборудование: —

интерактивная доска

Краткое описание: — Технологическая карта урока Планируемый результат Разработка памятки «как помочь своему организму преодолевать простудные заболевания» План урока Личная значимость изучаемого для школьника Как помочь себе преодолеть простудные заболевания Методы обучения Проблемный, исследовательский, проектный Тип урока комбинированный Приемы деятельности учителя Проведение эвристической беседы в форме диалога, работа с учебником, показ видеоматериала, организация миниисследования Оборудование Система для мультимедиа, учебник , тетрадь, сообщения- опережающие задания

Технологическая карта урока

Планируемый результат

Разработка памятки «как помочь своему организму преодолевать простудные заболевания»

План урока

Личная значимость изучаемого для школьника

Как помочь себе преодолеть простудные заболевания

Методы обучения

Проблемный, исследовательский, проектный

Тип урока

комбинированный

Приемы деятельности учителя

Проведение эвристической беседы в форме диалога, работа с учебником, показ видеоматериала, организация миниисследования

Оборудование

Система для мультимедиа, учебник , тетрадь, сообщения- опережающие задания

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Аспекты здоровьесбережения

I. Организационный момент.Приветствие 1слайд

Вопрос: что означает слово «Здравствуйте»

II. Определение темы урока.Создание проблемной ситуации: 2 слайд

Вопрос: куда обращаемся

Вопрос: а организм сам себе может помочь?

Определите тему сегодняшнего урока- сл 3

Приветствие

Ответ: (пожелание здоровья)

Ответ: (К врачу.)

Ответ: может, возможные ответы: защитные реакции- температура, сон, пить хочется

Учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока

1. Гигиенические условия в классе (кабинете);чистота,

температура и свежесть воздуха,

рациональность освещения класса и доски,

наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий

2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем;

опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т.д.

Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Во всех видах учебной деятельности учитель может использовать ЦОРы. Но нужно помнить, что при использовании ЦОРов утомляемость наступает быстрее. Поэтому при составлении плана урока следует обратить внимание на чередование видов деятельности с ЦОРами и без них.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;

Ориентировочная норма: 7-10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания;

словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.

Норма — не менее трех за урок.

5. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

не позже чем через 10-15 минут.

6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);

активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и

взаимооценки) и др.

7. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;

8. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;

Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.

Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации

школьников, но и губительно отражается на их характере.

9. Физкультминутки и физкультпаузы;

10. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

11. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;

интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые

учителем.

12. . Благоприятный психологический климат на уроке;

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

13. Преобладающее выражение лица учителя;

Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.

14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.

Норма — не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

15. Темп и особенности окончания урока;

Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:

учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,

учитель мог прокомментировать задание на дом,

попрощаться со школьниками.

16. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

III. Называется цель урока и задачи, 4 и 5сл.

IV. Актуализация знаний:

Вопрос : вспомните что защищает нас от инфекций?

Что такое иммунитет?

Какие виды иммунитета мы знаем?сл6

Какое механизм создания иммунитета? 7сл

Возможный ответ: иммунитет

способность организма защищать себя от болезнетворных бактерий и вирусов, а также от инородных тел и веществ

Врожденный и приобретенный

Фагоцитоз(врожденный) и антитела(приобретенный)

V. Защитные реакции организма

1. Температура.сл8

Сообщение-

Повышение температуры тела — наиболее типичное проявление не только ОРВИ, но и любой инфекционной болезни. Организм таким образом сам себя стимулирует, вырабатывая при этом вещества, которые будут бороться с возбудителем.

Главное из этих веществ — интерферон. Про него многие слышали, хотя бы потому, что в виде капель в нос он довольно часто назначается врачами. Интерферон — это особый белок, обладающий способностью нейтрализовать вирусы, а его количество имеет прямую связь с температурой тела — т.е. чем выше температура, тем больше интерферона. Количество интерферона достигает своего максимума на второй-третий день после повышения температуры и именно поэтому большинство ОРВИ благополучно заканчиваются на третий день болезни. Ежели интерферона мало — ребенок слабенький (не может отреагировать на инфекцию высокой температурой), или родители «сильно умные»: быстренько температуру «сбили», — то шансов на окончание болезни за три дня почти не остается. В этом случае вся надежда на антитела, которые покончат с вирусами обязательно, но вот сроки болезни будут совсем другими — около семи дней. Кстати, приведенная информация во многом объясняет два факта: отвечает на вопрос, почему «нелюбимые» дети болеют три дня, а «любимые» — неделю, и на научном уровне объясняет народную мудрость касательно того, что леченый грипп проходит за 7 дней, а нелеченый — за неделю.

2. Кожа как терморегулятор сл9

При повышении температуры тела необходимо сделать все для того, чтобы организм имел возможность терять тепло.Тепло теряется двумя путями — при испарении пота и при согревании вдыхаемого воздуха.

Два обязательных действия:

1. Обильное питье — чтобы было чем потеть.

2. Прохладный воздух в комнате (оптимально 16—18 градусов).

Если эти условия выполнены, вероятность того, что организм сам не справится с температурой, очень невелика.

3. Плохой аппетит сл10

Какова причина плохого аппетита?

Возможные ответы: организму нужны силы, чтобы бороться с болезнью.

Отчет о социологическом опросе:

Сл 11

Отвечали на вопрос: 1. сколько дней был плохой аппетит(исследователь опросил 15 человек)

2-3 дня- большинство опрошенных-10 человек

2. Что хочется есть во время болезни:

Большинство ответили- ничего не хочется –только пить, отвечали чего- нибудь кисленького, фрукты сл13

Сообщение: как питаться во время простудного заболевания? Сл12

При простуде у больного часто пропадает аппетит. И это хорошо.
Теперь организму не надо отвлекаться на переваривание пищи – он все свои силы и защитные резервы бросает на борьбу с вирусом.

Но, повторяю: на борьбу с инфекцией организм тратит большое количество энергии, дать ему которую может только обильное питьё. Поэтому главным в лечении простуды должно быть употребление жидкости.

А аппетит восстановится сам собой. Организм подскажет, вернее, проголодается.

Воздержитесь от употребления мясных, жирных и жареных блюд, а также от копчёностей и маринадов.
Если без мяса или рыбы не можете, то готовьте их на пару, тушите или отваривайте.

Лучше всего во время простуды «посидеть» на кисломолочных продуктах: кефире, живом йогурте и твороге.
Дело в том, что молочные продукты насыщены легкоусвояемым белком, необходимым для восстановления клеток организма, которые повреждены вирусами.
А кисломолочные продукты содержат живую культуру бифидобактерий. Они восстанавливают и нормализуют кишечную микрофлору, убивают патогенные микроорганизмы и активизируют обменные процессы, помогая выводить шлаки и токсины.
Кстати говоря, потому иммунитет и ослабевает, что в кишечнике нарушена микрофлора (дисбактериоз).

4. Все время хочется спать?

Сон- защитная реакция организма сл 14

Кто обратил внимание – какое количество дней прозвучало во всех рекомендациях?

( три дня)

VI. Организм помог нам справиться с болезнью.

А как мы поможем организму быть сильным?

Зачем мы в школе делаем зарядку по утрам?

Предположения: закаливание, физическая тренировка

Различные сообщения о закаливании.

Сообщения о пользе зарядки

VII. Разработка памятки как помочь своему организму во время болезни?

1. Обильное питье

2. До 38 температуру не сбиваем

3. Правильное питание

4. Влажная уборка в помещении

5. Проветривание

6. Больше спать

VIII. Если на уроке останется время, поставить проблемный вопрос

Оценить рекламу лекарственных препаратов, которые предлагают поправиться за один день.

Файлы: Защитные реакции организма.pptx
Размер файла: 723597 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология