Автор конспекта:
Автор(ы): — Осипенко Валентина Петровна

Место работы, должность: — МОУ » Евпраксинская ООШ», учитель истории и обществознания

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Обществознание

Цель урока: — обобщить знания учащихся об ответственности и ее видах, подвести к пониманию личной ответственности каждого за происходящее в жизни, развивать умения ребят доказывать свою точку зрения, спорить, анализировать и делать выводы, воспитывать чувства гражданственности и ответственности, подвести к пониманию таких нравственных понятий как честь, достоинство, совесть

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

Я.Соколов " Граждановедение"

Используемое оборудование: —

Высказывания великих людей : « Каждый человек отвечает за все, что делается в этом мире» Амосов, « Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на Земле предательство и убийство» Ясенский, « Настоящего человека всегда тянет туда, где трудно» Шмидт.

Краткое описание: — Урок проведен в форме диспута. До занятия проведено анкетирование и по итогам результатов ответов учащихся проводится обсуждение вопросов о том, что такое ответственность,что лично сами учащиеся могут сделать, чтобы меньше совершалось преступлений. Организуется разбор различных правовых ситуаций. Обсуждается, какие качества необходимо воспитывать, чтобы стать настоящим гражданином.

Вступительное слово учителя.
Ребята, вам уже по 13-14 лет. Недалеко то время, когда вы станете полноправными гражданами нашей страны. Уже сейчас вы должны задуматься над смыслом своей жизни, своей личностью, воспитывать чувства долга, справедливости, учиться видеть зло и бороться с ним. Каково же место каждого из нас в этой жизни? Можем ли мы что-нибудь изменить сами? Сегодня у нас диспут.
Законы диспута.
1.Диспут – свободный обмен мнениями.
2. На диспуте все активны.
3.В споре все равны.
4.Каждый выступает и критикует любое положение.
5. Приводи факты, умей доказывать.
6.Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Каждому участнику диспута дается памятка полемиста.

Вопросы для диспута.
1. Что такое ответственность? Почему нужно говорить о личной ответственности? Как вы понимаете смысл эпиграфа к нашему диспуту « Жить, отвечая за все»?
2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек отвечает за все, что делается в этом мире?
Анализ ответов учащихся на анкету.
1. Зависит ли от вас дисциплина в классе?
Да – 50%, нет- 50% ( один ученик отметил, что наводить дисциплину – это не его работа)
Как вы думаете, прав ли последний ученик? О чем свидетельствует этот ответ?
2. Что вы можете сделать для улучшения дисциплины?
33% — успокоить других, 44% — хорошо себя вести,
16,5% — ничего, 5,5% — чтобы были дежурные
Чью позицию вы поддерживаете и почему?
3. Если твой товарищ совершил плохой поступок, то
1. 27,5% — промолчу,
2. 60,5% — скажу
3. 11% — мне все равно
Оцените позицию каждой группы. Можно ли ожидать от 1 и 3 группы активной жизненной позиции?
4. К чему ведут безразличие, равнодушие и безответственность?
Разбор правовых ситуаций.

5. Кого мы называем приспособленцами? Эгоистами? Равнодушными?
60,5% — ответили правильно, остальные – не знаем
( разбор ответов учащихся, обсуждение и подведение к пониманию важности активной жизненной позиции).
6. Назовите свои положительные качества.
Ответы учащихся: 12 чел – доброта, 5 чел – нежадность, 7 чел – трудолюбие, 6 чел – вежливость, 4 чел – заботливость, 4 чел – смелость.
7. Назовите свои отрицательные качества.
Ответы учащихся: 6 чел – жадность, 6 чел – жестокость, 5 чел – лень, неаккуратность – 3 чел.
7. Что можем лично мы с вами сделать, чтобы меньше совершалось преступлений? ( отвечают на основе разбора различных правовых ситуаций)
8. Что можно сделать в школе, чтобы ученики перестали:
— выражаться нецензурными словами,
— курить,
— унижать слабых.
Учащимся дается возможность сделать свои выводы.
9. Как вы понимаете слова « Настоящего человека всегда тянет туда, где трудно»?
Заключительное слово учителя
Ребята, ваша жизнь только начинается. Хотелось бы, чтобы вы понимали, что пассивность и равнодушие недопустимы в любых жизненных ситуациях, чтобы вы всегда проявляли чувство личной ответственности за все, что происходит. Надеюсь, что сегодня, обсуждая вопросы диспута, вы задумались о том, как важно проявлять чувство личной ответственности, не быть равнодушными. Чтобы, как говорил герой Н.Островского Павка Корчагин : « Надо жизнь прожить так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы и чтобы не жег позор за подлое и мелочное прошлое».

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология