Автор конспекта:
Автор(ы): — Лебедева Л.В. Калединцева Н.О.

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: —

-познакомить учащихся с различными группами животных (рыбы, птицы, звери, насекомые), закрепить знания о дикорастущих и сельскохозяйственных растений;

-развивать словарный запас, расширять кругозор детей, способствовать развитию внимания, памяти, речи, мышления; продолжать учиться работать в паре;

- учить детей заботиться о животных.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник Л.М. Цветова «Окружающий мир» 1 класс.

Используемая методическая литература: —

учебник Л.М. Цветова «Окружающий мир» 1 класс.

Используемое оборудование: —

экран, компьютер, проектор, презентация, солнышки, листочки синие с заданием, конверты для парной работы: разрезные картинки с изображением животных, правила работы в паре.

Краткое описание: — дети работают в парах,урок требует активности учащихся

Ход урока

  • Организационный момент
  • -К нам на урок заглянуло солнышко. Какое из них вам больше нравится? Покажите.

    -Я очень рада, что у вас сегодня хороший настрой на работу.

    -У меня тоже сегодня хорошее настроение и я надеюсь, что у нас всё получится и урок будет интересным.

    2. Проверка домашнего задания

    -Что изучали на прошлом уроке?(дикорастущие и культурные (сельскохозяйственные) растения)

    -А как вы думаете, что сейчас будем делать?(разгадывать кроссворд)

    (Учитель читает загадки, дети отгадывают)

    1)Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.

    Но однажды людям добрым раны вылечить помог. ПОДОРОЖНИК

    2)Как догадались, что это подорожник? Докажите.

    Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

    Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. МАЛИНА

    3)Есть один такой цветок, не вплетешь его в венок,

    На него подуй слегка, был цветок, и нет цветка. ОДУВАНЧИК

    4) Что две недели зеленится, две недели колосится,

    Две недели отцветает, две недели наливает,

    Две недели подсыхает? РОЖЬ

    5) Будет чай попить приятно с этой травкой ароматной. МЯТА

    6) Каждый год на нем с охотой вырастают вертолёты.

    Жаль, что каждый вертолёт на один всего полёт КЛЁН

    7). Кисть ягоды прекрасная, очень-очень красная,

    Я достать её боюсь – о шипы я уколюсь. БОЯРЫШНИК

    8). Ее всегда в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим,

    Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. ЕЛЬ

    1.п

    о

    д

    о

    р

    о

    ж

    н

    и

    к

    2.м

    а

    л

    и

    н

    а

    3.о

    д

    у

    в

    а

    н

    ч

    и

    к

    4.р

    о

    ж

    ь

    5.м

    я

    т

    а

    6.к

    л

    ё

    н

    7.б

    о

    я

    р

    ы

    ш

    н

    и

    к

    8.е

    л

    ь

    -Как одним словом назвать все эти отгадки? (РАСТЕНИЯ)

    -На какие группы можно разделить ВСЕ эти растения?

    1)Деревья, кустарники, травы(называют: деревья: клен, ель; кустарники: малина, боярышник; травы: одуванчик, рожь, мята)

    2)Дикорастущие(подорожник, боярышник, одуванчик, мята (иногда высаживают в садах, добавляют в чай, делают отвары с добавлением этой травы), клён, ель)

    -Докажите. (их никто не сажает, они растут сами по себе, их можно встретить в лесу, на лугу…)

    Культурные (сельскохозяйственные)(рожь, малина — может быть и дикорастущая)

    -Докажите (их специально выращивает человек)

    3.Сообщение темы, актуализация знаний и проблемная ситуация.

    -Прочитайте ключевое слово (ЖИВОТНЫЕ)

    -О ком мы будем говорить сегодня на уроке?(о животных)

    -Назовите животных, которых вы знаете(дети называют различных животных, например: медведь, заяц, ворона, синица, окунь, щука, бабочка, шмель)

    -А у меня на картинке есть еще рыба, бабочка, божья коровка. Их можно назвать животными?

    (Бабочка, рыба, божья коровка – это животные? Играя голосом)

    -Давайте исследуем эту проблему. Но сначала разберемся, кто такие животные.

    -Как вы думаете, кто такие животные?

    (животные – это существа, которые дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают)

    -Значит, какие это существа живые или неживые?(живые существа)

    -Ребята, чтобы ответить на наш вопрос, мы отправимся в путь с нашими гостями, с такими же ребятами, как и вы, с Аней и Ваней на лесную лужайку, которая находится около небольшой реки.

    4. Изучение нового.

    -Аня и Ваня гуляли возле реки и увидели, что кто-то в реке плещется. Посмотрите ребята, кто это? (РЫБЫ)

    -Подумайте и скажите, а что общего у рыб?(у них плавники, хвост и чешуя)

    -А как называются эти рыбы?(щука, окунь, ёрш, карась)

    Если дети затрудняются ответить, учитель загадывает загадки про рыб.

    У нее во рту пила.

    Под водой она жила.

    Всех пугала, всех глотала,

    А теперь — в котел попала (ЩУКА)

    ИЛИ

    Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает. (ЩУКА)

    Краснопёр, полосат, гроза любой реки,

    В страхе разбегаются от него мальки.

    Ох, не любит котелок

    Этот шустрый… (ОКУНЕК)

    Колюч, да не еж. (ЁРШ)

    Любит в тине он капаться,

    И личинками питаться,

    Чмокать в ряске по ночам

    И клевать по вечерам (КАРАСЬ)

    Ряска — крохотные растения, плавающие в большом количестве на поверхности стоячих вод. (картинка- ряска)

    -Аня и Ваня задумались, а можно ли рыб отнести к животным? Ребята, как вы думаете?(да)

    -Почему?(они дышат, питаются, растут, приносят потомство и умирают).

    -Значит, какой сделаем вывод? (РЫБЫ — ЭТО ЖИВОТНЫЕ)

    -Давайте проверим наше предположение по учебнику.

    5. Работа в учебнике.

    -Откройте учебники на с.46. Найдите № 1. Обратите внимание на условное обозначение. Что обозначает этот знак?(расскажи)

    -Прочитайте вопрос? (кто это?)

    -Рассмотрите рисунок. Кто же это?(рыбы)

    -Почему? Что общего у рыб?(у них плавники, хвост, чешуя)

    -Прочитайте вывод в учебнике, кто же такие рыбы? (дети читают: РЫБЫ – ЭТО ЖИВОТНЫЕ)

    -А сейчас Аня и Ваня предлагают вам немного отдохнуть.

    6. Физминутка.

    -Встали все.

    Рыбки плавают, резвятся

    В чистой тепленькой воде.

    (дети выполняют волнистые движения руками)

    То сожмутся, разожмутся,

    (дети сжимают все тело и руки и разжимают тело и руки)

    То зароются в песке.

    (дети садятся на корточки и над головой смыкают руки)

    7. Работа в парах. Работа по учебнику.

    Аня и Ваня с нами отдохнули и предлагают продолжить наше исследование дальше. И мы оказываемся на лесной полянке. Аня и Ваня увидели на лесной полянке много интересных жителей. А кого они увидели, мы узнаем, выполним следующее задание.

    -У вас на партах лежат конверты. Откройте их и достаньте детали. Вам нужно будет из этих деталей сложить картинку. И когда сложите картинку, назовите, кто у вас получился. Это задание вы будете выполнять в парах.

    -Давайте вспомним правила работы в паре.

    Правила:

  • Повернуться друг к другу лицом.
  • Слушать друг друга.
  • Выслушивать мнение товарища.
  • Вместе выбирать правильный ответ.
  • -Приступили к работе.

    1 ряд: разрезанные птицы (1 парта-ворона, 2 парта –зяблик, 3 парта-жаворонок, 4 парта-ласточка, 5 парта-снегирь)

    2 ряд: разрезанные звери (1 парта-лось, 2 парта-медведь, 3 парта-заяц, 4 парта-белка)

    3 ряд: разрезанные насекомые (1 парта- муха, 2 парта-кузнечик, 3 парта –бабочка, 4 парта-мотылек)

    -Давайте проверим. Первый ряд.

    -Кто у вас получился?(ворона, зяблик, жаворонок, ласточка, снегирь).

    -Ребята, а к какой группе они относятся?(птицы).

    -Что общего у птиц?(у них крылья, две ноги, клюв, перья).

    -Давайте наше предположение проверим по учебнику. Найдите № 2. Найдите в № 2 вывод про птиц. Прочитайте.(дети читают)

    -Проверяем второй ряд.

    -Кто у вас получился?(лось, медведь, заяц, белка).

    -К какой группе они относятся?(Звери).

    -Почему? Что общего у зверей?( у них четыре лапы, шерсть).

    -Давайте проверим наше предположение по учебнику. Прочитайте вывод про зверей.

    -Проверяем третий ряд.

    -Кто у вас получился?(муха, кузнечик, бабочка, мотылек).

    -Ребята, к какой группе они относятся?(Насекомые).

    (Отличие кузнечика от саранчи:

    -кузнечик: предпочитает сидеть на кустах и деревьях, задние ноги длинные;

    -саранча: предпочитает сидеть в траве, активны днем, у них большие глаза, задние ноги короткие)

    -Что общего у насекомых?(у них шесть ног, усы).

    -Давайте проверим наше предположение по учебнику. Прочитайте вывод про насекомых.

    -Молодцы! Вы узнали, кого увидели ребята на лесной полянке.

    -Мы выделили основные черты каждой из этих групп.

    -А как вы думаете, что у них общего? Давайте вспомним наше определение: кто такие животные.(Животные – это живые существа, которые дышат, растут, приносят потомство и умирают)

    -Можно ли наши группы отнести к животным?(да)

    -Какой вывод можно сделать?(рыбы, птицы, звери и насекомые – это животные)

    -Давайте проверим наше предположение в учебнике. Прочитайте вывод на с.47 (Насекомые, рыбы, птицы, звери – это животные).

    -Наши глазки много трудились, давайте дадим им отдохнуть.

    7.Физминутка для глаз.

    Сядьте поудобнее, опустите руки, спина пусть касается спинки стула, расслабьтесь и только глазками наблюдайте за предметами.

    (экран проектора закрыть)

    8.Проблемная ситуация. Работа в учебнике.

    -Мы продолжаем нашу работу по учебнику.

    -Найдите у себя в учебнике № 3 на с.47 и скажите, с какими живыми существами мы встретились?

    -Назовите их.(черепаха, змея, ящерица, лягушка)

    -Ребята, а к каким группам животных вы отнесете эти живые существа?(ни в какие)

    -Почему?(по основным признакам они не подходят ни в какие группы животных: нет шерсти, плавников, перьев, шести ног)

    -Тогда это не животные? Как вы думаете?(нет, это животные)

    -Почему? Докажите.(они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают)

    -Правильно ребята, это животные. Они относятся к другим группам животных. С ними мы познакомимся во втором классе.

    (Черепаха, змея, ящерица-это пресмыкающиеся (те, кто касаются при передвижении своим телом земли, тело покрыто сухой чешуей).

    Лягушка-земноводные (те, кто живет как в воде, так и на земле)).

    -Ребята, рассмотрите рисунки и скажите, какие животные спрятались в № 4?(рак, рыба, лягушка).

    -Что у них общего?(они живут в водоеме).

    -Как вы думаете, кто из этих животных не является рыбой?(рак, лягушка)

    -Почему?(нет чешуи, плавников).

    (У рака: клешни, ноги, брюшко с хвостовым плавником, усы. У лягушки: 4 ноги).

    Отличие жаба от лягушки: у жабы кожа бугорчатая, бородавчатая, у лягушки более гладкая. Лягушка обитает около водоемов, жаба — в лесу, в садах, на дне оврагов.

    -Молодцы!

    - А будет ли рак являться животным? Как вы думаете?(да)

    -Почему?(он дышит, питается, растет, приносит потомство, умирает)

    -Правильно, ребята, рак относится к другой группе животных — ракообразные.

    10. Подведение итогов.Составляем модель урока.Открываю проектор.

    -Наше путешествие по лесу подходит к концу.

    ?

    ?

    ?

    Рыбы

    (силуэт)

    Насеко-мые

    (силуэт)

    Звери

    (силуэт)

    Птицы

    (силуэт)

    ЖИВОТНЫЕ

    - Давайте вспомним, а каких группах животных вы узнали? (дети называют, появляется силуэт на лепестках цветка)

    -Рыбы. Кого мы относим к рыбам?(у кого есть плавники, хвост, чешуя).

    -Птицы. Кого относим к птицам?(у кого есть крылья, две ноги, клюв, перья).

    -Звери. Кого относим к зверям?(у кого четыре лапы, шерсть).

    -Насекомые. Кого относим к насекомым?(у кого есть шесть ног, усы).

    -Ребята, почему же они все являются животными?(они дышат, питаются, растут, дают потомство, умирают)

    -Ребята, у нас остались пустые лепестки. А как вы думаете, почему?(мы еще не со всеми группами познакомились).

    -Верно. Так как в мире огромное количество животных, то они образуют свои группы, и мы постепенно будем узнавать про эти группы.

    -А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент.

    -Ребята, как вы думаете, к чему призывает этот видеофрагмент?(помогать животным)

    - А как вы думаете, а каким группам животным мы можем помочь? (птицам: подкармливать (делать кормушки, сыпать корм); звери и насекомые многие спят зимой)).

    -Вспомните, пожалуйста, мы с вами на уроке технологии делали кормушки.

    -А для чего мы их делали?(чтобы кормить птиц)

    -Поднимите руку, кто повесил свою кормушку? Кто ухаживает за птицами? Расскажите, как вы ухаживаете за птицами.

    10. Домашнее задание по желанию.

    -А теперь, посмотрите на № 5. Перед вами животные. Дома, по желанию, вы можете познакомиться с этой группой животных. Поработайте с дополнительной литературой (детские энциклопедии, журналы про животных, найдете что-то в Интернете про них, узнаете от своих родителей). А на следующем уроке нам расскажите про них.

    11.Итог.

    -Наше путешествие подошло к конку, и мы возвращаемся домой. Аня и Ваня благодарят вас за помощь и желают вам успехов в учебе.

    На столах у вас лежат солнышки. Покажите улыбающееся солнышко, если вам понравился урок, если вы узнали что-то новое, что еще не знали, справились со всеми заданиями, а если вы не справились с заданиями и вам путешествие в лес не понравилось, то покажите грустное солнышко.

    -Мне тоже понравилось наше путешествие и как вы работали на уроке.

    -Всем спасибо за урок. Урок окончен! Молодцы!

    Файлы: 4 класс ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КЛЕТОК УРОК ОКР.МИР.docx
    Размер файла: 312283 байт.

    Рубрики: Окружающий мир Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология