Автор конспекта:
Автор(ы): — Мухортова Любовь Николаевна
Место работы, должность: — МБОУ СОШ №6
Регион: — Ставропольский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
o учить детей находить в слове корень, окончание,
o познакомить с новыми частями слова — приставкой и суффиксом;
o развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь; формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;
o воспитывать аккуратность, любознательность любовь к природе.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 28
Используемые учебники и учебные пособия: —
М.С. Соловейчик, М.С. Кузьменко, учебник русского языка
Используемое оборудование: —
модель слова,модель слова, презентация, раздаточный материал.
Используемые ЦОР: —
компьютер, раздаточный материал
Краткое описание: — Рассказ учителя о происхождении слов приставка, суффикс, разбор слова
Тема урока: «Знакомься: другие части слова»
Цели:
o учить детей находить в слове корень, окончание,
o познакомить с новыми частями слова — приставкой и суффиксом;
o развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь; формировать навыки грамотного и каллиграфического письма;
o воспитывать аккуратность, любознательность любовь к природе.
Оборудование: модель слова, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный.
Технология:развитие творческого мышления и грамотности письма
через чтение и письмо.
Приёмы:письмо по памяти, комментированное письмо, работа в парах,
коллективное письмо, письмо с грамматическими заданиями.
На доске: «Ученье — путь к уменью»
Ход урока:
Iстадия: организация класса.
IIстадия чистописания: б, г, п, т.
IIIстадия вызова:
— Что мы знаем об этих буквах?
(Парные согласные, обозначают твердые или мягкие согласные, звонкие или глухие звуки)
Словарная работа:
1. Красный нос в землю врос,
А зелёный нос не нужен,
Нужен только красный нос
(Морковь)
2. Неказиста мешковата
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка)
3. Круглый бок, жёлтый бок
Сидит на грядке колобок
Врос в землю крепко
Что же это!
(Репка)
4. Как на нашей грядке
Выросли загадки-
Сочные да крупные
Вот какие круглые,
Летом зеленеют
К осени краснеют.
(Помидоры)
5. Голова на ноже
В голове горошки.
(Горох )
6. Лежит меж грядок
Зелён и сладок
(Огурец)
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья
Ставим звук под ударенье!
Парные согласные
Самые опасные
В корне ты их проверяй
Рядом гласный подставляй!
Фрагмент 2
Фонетический разбор слова ЮГ.
— Почему буква «Ю» обозначает два звука? (в начале слова)
— Когда ещё буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
( после гласных, Ь и Ъ знаков)
— Почему в конце слова написал (а) букву «г»? (с юга)
VIстадия
Работа с классом.
Фрагмент 1
Чистоговорки: Ба, бо, бы — на дворе стоят столы
Бу, бы, ба — из окна торчит труба.
Скрип- скрип, скрип-скрип
под ногами снег грустит
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
все снежинки хороши.
Жу-жу –жу, жу-жу-жу,
на снежинку я гляжу.
Словно белая пушинка
С неба падает снежинка
Фрагмент 2
§ Какие слова называют однокоренными?
§ Что такое корень?
§ Что такое окончание?
§ Что такое нулевое окончание?
§ Как найти окончание в слове? (Нужно изменить форму слова или по команде вопросов. Например: стол-столы, или к чему? к столу, чем? столом? Чего? стола)
Фрагмент 3
üЗаписать в тетради слова под диктовку учителя.
Стол…, ненас…ный, чес…ный, интерес…ный
üЧто можно сказать об этих совах?
Очень дружно мы живём — раз, два, три.
VIФизминутка
Для разминки из-за парт
Поднимается. На старт!
Делаем вперёд наклоны-
Раз-два-три-четыре-пять.
(Наклоны)
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
(Вращение прямыми руками)
VСтадия
Работа с таблицей «Про корни ВОЗ и ХОД»
Много – много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?”А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.Посадили люди слово ВОЗ, и оно стало расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…
Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом
есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели,
что у всех у них есть общая часть. И решили тогда
люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ.
И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
Потом на глаза им попался ещё один маленький корешокХОД,такой грустный, но уж очень юркий.
И попросил он людей тоже посадить его в землю,
пообещав разрастись в большое дерево.
Не верили люди, но все-таки решили его посадить,
не пропадать же ему совсем. Много, очень много
ростков появилось от одного маленького корешка
ХОД, но все они были чем- то похожи на своего прародителя.
Фрагмент 1
Устно выполнить упражнение №509.
Фрагмент 2
Знакомство учащихся с приставкой и суффиксом.
Фрагмент 3
Рассказ учителя о происхождении этих слов.
Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка,
латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка (её учёные
называют ещё по- другому — префикс )- приставленный «впереди»,
а суффикс — «подставленный».
Фрагмент 4
Морфемный разбор слова подснежники.
§ Определить значение слова.
§ Как вы понимаете значение слова?
(растение под снегом)
Фрагмент 5
Определить окончание.
(изменить форму слова)
Фрагмент 6
Знакомство с приставкой.
под снежники (дать определить приставку)
Фрагмент 7
Знакомство с суффиксом.
под снеж ники (дать определение суффикса)
Фрагмент 8
Правописание приставки.
(пишется слитно с корнем)
VIIСтадия
Закрепление изученного:
1. Морфологический разбор слов.
vработа с карточками
лес
лес ник
лес ник и
vбегу
вы от за при у до в
2. Упражнение №511 (в тетради на печатной основе)
VIIIСтадия
Домашние задание: № 514,510.
IXСтадия
Итоги урока
С какими частями слова мы познакомились?
Что такое приставка?
Почему её так называют?
Что такое суффикс?
Почему его так называют?
Файлы: Пейзаж.ppt
Размер файла: 2684928 байт.