Автор конспекта:
Автор(ы): — Точилина Марина Викторовна

Место работы, должность: — воспитатель детский дом №3 г.Хвалынск

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Родитель

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Родной язык

Цель урока: —

формирование навыков эффективного взаимодействия взрослых и детей в приемной семье

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 10

Краткое описание: — В занятии показано различие между эксплуатацией детского труда и выполнением обязанностей в семье, возможные конфликты между приемными родителями и детьми, способы предупреждения конфликтов и выход из них.

Ход занятия:

1.Приветствие. Организационный момент.

2. Введение в тему.
Однажды на Курском вокзале города Москвы внимание людей привлекли крики двухдневного малыша. Малыш – девочка, одетая в теплые вещи, лежала в картонной коробке на улице перед входом в вокзал. В коробке была оставлена записка следующего содержания: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне!» Сотрудники вокзала вызвали милицию и бригаду врачей «Скорой помощи»…
Подумайте, как может сложиться судьба этой малышки?
(Ответы)
— Девочка может оказаться либо в детском доме, либо в приемной семье.
Предположим, девочка оказалась в приемной семье, где уже есть свои дети. Какая жизнь может ожидать ее там?
(Просмотр фрагмента из сказки «Золушка», где мачеха нагружает приемную дочь работой).
Итак, тема нашего занятия – «Золушка в семье».

3. Актуализация опорных знаний.
— Ребята, мы посмотрели фрагмент из сказки «Золушка». Кто положительный герой в этой сказке? (Золушка)
-Кто отрицательный герой? (Ее старшие сестры и мачеха)
-Почему? (Золушка делает всю работу по дому, а ее сестры только развлекаются)
-Нарушены ли здесь права ребенка? Какие?
(Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и мероприятиях, соответствующих их возрасту).
-В каких еще сказках нарушены права ребенка? («Морозко», «Двенадцать месяцев»)
-Чем сказка отличается от реальной жизни? (В сказке всегда понятно, кто отрицательный, а кто положительный герой, в то время как реальная жизнь гораздо сложнее).

4. Предъявление нового материала.
-Предположим, вы оказались в приемной семье, где уже есть свои дети приблизительно такого же возраста, как и вы. Давайте составим психологический портрет такой семьи. Для этого разделимся на две группы – «Дети» и «Родители».
Вопрос «детям»:
1) -Если родители попросили вас помыть пол, а родного ребенка – сходить в магазин, вам будет обидно? Какие чувства вы будете при этом испытывать?
Вопрос «родителям»:
— Вы отправили родного ребенка в магазин, а приемного попросили помыть пол. Чем вы при этом руководствовались? Вы целенаправленно дали детям неравноценные задания?
(Возможно, родители просто хотели научить ребенка мыть полы).
Вопрос обеим группам:
-Если по этому поводу возник конфликт, как можно выйти из него?
(Например, установить очередность и т.д.)

В какой форме можно предложить установить очередность? ( Ультиматум, условие или договоренность).
2) -Вы пришли из школы уставшие и решили отдохнуть. Но мама плохо себя чувствует и просит вас сходить в аптеку за лекарством.
Вопрос «детям»:
— Нарушено ли ваше право на отдых?
-Какую обязанность вы выполняете в данном случае? (забота о родителях)
(Ребенок обязан слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание; соблюдать правила поведения, установленные дома и в общественных местах).
Вопрос обеим группам:
— Отличается ли психологический портрет этой семьи от психологического портрета семьи Золушки? Чем?

5. Закрепление.
— А теперь, ребята, давайте сочиним сказку о Золушке, в которой не будут нарушены ее права, но и, в то же время, будут соблюдены ее обязанности. Пусть Золушкой в этой сказке будет девочка, которую нашли в картонной коробке на Курском вокзале.

( Дети делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает карточки с вопросами:

Как девочку приняли в семье? Что было потом? Чем все закончилось? При обсуждении сказки дети озвучивают, какие права и обязанности девочки в семье были соблюдены)

6. Вывод.
— Ребята, мы с вами оценивали различные ситуации с разных сторон: от имени детей и от имени родителей. Как вы думаете, для чего? Есть такое выражение: «Войти в ботинки другого и пройти в них хотя — бы версту». Как вы его понимаете? ( Предлагаю детям проиграть это выражение, т.е. сделать несколько шагов в чужой обуви)
Иногда очень полезно поставить себя на место другого человека, причем, как детям, так и родителям. Тогда одна и та же ситуация будет выглядеть совершенно по – другому. Может быть в этом случае труд не будет казаться вам эксплуатацией, а ваша обида не будет казаться родителям капризом.

7.Заключение.

Ребята,я предлагаю вам написать письмо (устно) от имени родителей детям.

В этом письме вы можете обратиться к детям с советом, пожеланием и т.д.

(Дети работают в подгруппах).
Известный психолог Э.Шостром также от имени родителей обратился к детям. Он назвал свое обращение «Билль по правах родителей». Вот некоторые извлечения из этого документа:
«Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего появления в семье. Мы не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке…
Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это такой стимул!
Принимайте иногда наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы действительно иногда знаем лучше!
Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе, вместо того, чтобы грести врозь».

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология