Автор конспекта:
Автор(ы): — Точилина Марина Викторовна
Место работы, должность: — воспитатель детский дом №3 г.Хвалынск
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Родитель
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Предмет(ы): — Родной язык
Цель урока: —
формирование навыков эффективного взаимодействия взрослых и детей в приемной семье
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 10
Краткое описание: — В занятии показано различие между эксплуатацией детского труда и выполнением обязанностей в семье, возможные конфликты между приемными родителями и детьми, способы предупреждения конфликтов и выход из них.
Ход занятия:
1.Приветствие. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Однажды на Курском вокзале города Москвы внимание людей привлекли крики двухдневного малыша. Малыш – девочка, одетая в теплые вещи, лежала в картонной коробке на улице перед входом в вокзал. В коробке была оставлена записка следующего содержания: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне!» Сотрудники вокзала вызвали милицию и бригаду врачей «Скорой помощи»…
Подумайте, как может сложиться судьба этой малышки?
(Ответы)
— Девочка может оказаться либо в детском доме, либо в приемной семье.
Предположим, девочка оказалась в приемной семье, где уже есть свои дети. Какая жизнь может ожидать ее там?
(Просмотр фрагмента из сказки «Золушка», где мачеха нагружает приемную дочь работой).
Итак, тема нашего занятия – «Золушка в семье».
3. Актуализация опорных знаний.
— Ребята, мы посмотрели фрагмент из сказки «Золушка». Кто положительный герой в этой сказке? (Золушка)
-Кто отрицательный герой? (Ее старшие сестры и мачеха)
-Почему? (Золушка делает всю работу по дому, а ее сестры только развлекаются)
-Нарушены ли здесь права ребенка? Какие?
(Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и мероприятиях, соответствующих их возрасту).
-В каких еще сказках нарушены права ребенка? («Морозко», «Двенадцать месяцев»)
-Чем сказка отличается от реальной жизни? (В сказке всегда понятно, кто отрицательный, а кто положительный герой, в то время как реальная жизнь гораздо сложнее).
4. Предъявление нового материала.
-Предположим, вы оказались в приемной семье, где уже есть свои дети приблизительно такого же возраста, как и вы. Давайте составим психологический портрет такой семьи. Для этого разделимся на две группы – «Дети» и «Родители».
Вопрос «детям»:
1) -Если родители попросили вас помыть пол, а родного ребенка – сходить в магазин, вам будет обидно? Какие чувства вы будете при этом испытывать?
Вопрос «родителям»:
— Вы отправили родного ребенка в магазин, а приемного попросили помыть пол. Чем вы при этом руководствовались? Вы целенаправленно дали детям неравноценные задания?
(Возможно, родители просто хотели научить ребенка мыть полы).
Вопрос обеим группам:
-Если по этому поводу возник конфликт, как можно выйти из него?
(Например, установить очередность и т.д.)
В какой форме можно предложить установить очередность? ( Ультиматум, условие или договоренность).
2) -Вы пришли из школы уставшие и решили отдохнуть. Но мама плохо себя чувствует и просит вас сходить в аптеку за лекарством.
Вопрос «детям»:
— Нарушено ли ваше право на отдых?
-Какую обязанность вы выполняете в данном случае? (забота о родителях)
(Ребенок обязан слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание; соблюдать правила поведения, установленные дома и в общественных местах).
Вопрос обеим группам:
— Отличается ли психологический портрет этой семьи от психологического портрета семьи Золушки? Чем?
5. Закрепление.
— А теперь, ребята, давайте сочиним сказку о Золушке, в которой не будут нарушены ее права, но и, в то же время, будут соблюдены ее обязанности. Пусть Золушкой в этой сказке будет девочка, которую нашли в картонной коробке на Курском вокзале.
( Дети делятся на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает карточки с вопросами:
Как девочку приняли в семье? Что было потом? Чем все закончилось? При обсуждении сказки дети озвучивают, какие права и обязанности девочки в семье были соблюдены)
6. Вывод.
— Ребята, мы с вами оценивали различные ситуации с разных сторон: от имени детей и от имени родителей. Как вы думаете, для чего? Есть такое выражение: «Войти в ботинки другого и пройти в них хотя — бы версту». Как вы его понимаете? ( Предлагаю детям проиграть это выражение, т.е. сделать несколько шагов в чужой обуви)
Иногда очень полезно поставить себя на место другого человека, причем, как детям, так и родителям. Тогда одна и та же ситуация будет выглядеть совершенно по – другому. Может быть в этом случае труд не будет казаться вам эксплуатацией, а ваша обида не будет казаться родителям капризом.
7.Заключение.
Ребята,я предлагаю вам написать письмо (устно) от имени родителей детям.
В этом письме вы можете обратиться к детям с советом, пожеланием и т.д.
(Дети работают в подгруппах).
Известный психолог Э.Шостром также от имени родителей обратился к детям. Он назвал свое обращение «Билль по правах родителей». Вот некоторые извлечения из этого документа:
«Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего появления в семье. Мы не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке…
Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это такой стимул!
Принимайте иногда наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы действительно иногда знаем лучше!
Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе, вместо того, чтобы грести врозь».