Автор конспекта:
Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

План – конспект урока внеклассного чтения по рассказу Елены Габовой «И отец мой, и мама моя».

Сегодня мы говорим о семье; о том, что семья – это счастье не только для себя, но и для всех.

2 слайд.

А натолкнул нас на этот разговор рассказ Е. Габовой «И отец мой, и мама моя». Какие цели мы ставим на этот урок? Поищем ответ на вопрос: что делает семью семьей? Посмотрим, как автор выражает свои мысли через художественные детали, композицию пр-я; вспомним некоторые пройденные термины, запишем новые), т.е. будем анализировать текст, делать выводы и обобщения, выявлять роль отдельных эпизодов, создавать х-ку героев.

По этому пр-ю нет еще ни спектакля, ни худ-го фильма, даже отдельного издания книги. Мы попробуем побывать и в роли литературного критика, и художника-иллюстратора, и икусствоведа, т.е. в чем-то будем соавторами Елены Васильевны.

ЗАГЛАВИЕ. – Чем оно привлекло? (Необычное). (Кому принадлежат эти слова? – Муське).

3 слайд.

- Какие средства выразительности использует автор в названии? С какой целью? (ИНВЕРСИЮ – нарушение обычного порядка слов).

(МЫ ЭТО ИЗУЧАЛИ, ЗНАЕМ, ВСПОМИНАЙТЕ).

Повтор местоимения (лексический повтор) –ТЕМ САМЫМ НА местоимение «мой» падает логическое ударение, этим автор хочет показать, что каждому ребенку необходимы и мама, и отец).

-( По названию мы можем определить, о чем пойдет речь? – О семье.)

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА:

- Давайте прочитаем эпизод, где дается предыстория событий, описанных в повести. Проанализируем его.

(Семейка у нас что надо. Я расскажу, вы только не падайте в обморок. Мне четырнадцать лет, я живу с папой. А мой брат живет с мамой, ему всего-навсего восемь. Мы с папой живем на Севере, в городе Лемью, а мама с Мишкой – на юге, в деревне Солнечной, у Азовского моря. Мы с папой живем одни, а Мишка с мамой и с дядей Женей. Летом там еще появляется дядь-Женина дочка, семилетняя малявка. Она приедет к своему отцу из самой Москвы, где живет со своей матерью. Мой брат Мишка тоже прикатит летом на каникулы к папе. А я полечу к маме, мы с Мишкой поменяемся. Я считаю, что мне лучше, каникулы у моря все-таки привлекательней. Так все перепутано. Никто не разберет, что, зачем и почему.)

-(Что мы узнаем из этого эпизода?)

- От лица кого ведется повествование? О чем это нам говорит?

(От лица Марины, т.е. все события передаются через восприятие главной героини).

- Ключевая фраза в этом отрывке? (- Так все перепутано)

- Найдите однокоренные ключевые слова в этом эпизоде? (- семья – семейка)

- Какой смысл вносит суффикс-ейк- в понимание этого слова? ((Звучит горькая ирония, героиня с горечью говорит о распаде семьи)

4 слайд. - Значит, семья – семейка – это КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ АНТОНИМЫ. Давайте запишем определение. (Слова, которые в в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.)

- 1 группа, (давайте назовем) вы искали в тексте ключевые слова и выражения под словами «семья» и «семейка». Пожалуйста, что вы отнесли к слову «семья»?

(«родные», «вместе», «радостно видеть друг друга», «я по ней соскучилась», «мы вчетвером», «все были счастливы»). (девочки)

- Какие ключевые слова и выражения к слову «семейка»?

(«Жутко», «крик», «ненормально», «как будто в доме больной», «обида», «друг друга не замечали, были чужими», «одна») (мальчики)

-( Давайте поищем еще пример контекстуальных антонимов в тексте. (Лемью – д.Солнечная))

(- Противопоставляются и целые словосочетания: «Мы с папой……, а мама с Мишкой», «Мы с папой живем одни, а Мишка с мамой и д. Женей», «»Мой брат Мишка летом тоже покатит на каникулы к папе, а я полечу к маме»)

5 слайд.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОИНИ.

Мы сказали, что все события передаются через восприятие главной героини Марины. 2 ГРУППА, ВЫ должны были выписать цитаты, в которых раскрываются отношения Марины с другими героями повести. Послушаем, что у вас получилось, а в процессе проверки в предложенной схеме отразите с помощью ключевого глагола эти отношения.

(По ходу разговора заканчиваем схему)

МАРИНА –МАМА

(«Моя мама хорошая», «мне с ней хорошо», «Мамы не должны детей отдавать. Никому. Никогда.» «Но как же мне мамы моей не хватает!», «я мечтала – я буду с мамой»)

(ЛЮБИТ, ЖАЛЕЕТ)

МАРИНА – ОТЕЦ

(«я за него волновалась, мама тоже», «но ведь папа тоже человек, что ж, его бросать за то, что он не такой современный», «я ела вишню и почему-то вспоминала папу и Мишку. Вот бы они тоже попробовали эту вкуснотищу. Знаю, что им недоступно, и поэтому как то не очень вкусно»)

(ВОЛНУЕТСЯ)

МАРИНА –д.ЖЕНЯ

(«я с неприязнью подумала, что новый мамин муж красив», «он ко мне хорошо относится», « «он мою маму украл,

Нечего с ним церемониться»)

МАРИНА –МИШКА

(«умаялся, бедняга. Мишкину слабость я хорошо знала», «пироги в честь Мишки пекла»)

(ПРОЯВЛЯЕТ МАТЕРИНСКИЕ ЧУВСТВА, ПЫТАЕТСЯ ОГРАДИТЬ ОТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ)

МАРИНА –МУСЬКА

(«семилетняя малявка», «жалко мне ее стало», «бедная кроха, я с пониманием на нее посмотрела», «шагаем мы с Муськой, за руки держимся, как две неразлучные сестры», «…запал мне в душу образ этой худенькой голубоглазой девочки…») (СОЧУВСТВУЕТ)

(Обобщите сказанное и расскажите о героине: Марина отзывчива, умеет сопереживать, заботиться; ей тяжело самой, но она пытается по возможности оградить своих близких: скрывает свои обиды, иногда слезы. Потрясает ее взрослое поведение, то, что она понимает, что в семье все должны быть счастливы, что семья – это счастье не только для себя, но и для всех)

Прежде, чем мы перейдем к вашим иллюстрациям к разным эпизодам этой повести, в продолжение разговора о главной героине мне бы хотелось остановиться на той картине, которую я не нарисовала, а нашла. Это картина американского художника Майкла Уэлана «Размышления о вечном». Мне показалось, она очень хорошо иллюстрирует нашу героиню, ее внутреннее состояние одиночества. Но посмотрите, какой свет исходит от нее. Этой ночью не луна освещает мир, а эта хрупкая девочка. Для ее изображения художник выбрал нежный желтый цвет – цвет тепла. Мир же вокруг нее изображен холодными синими, фиолетовыми цветами. Хотелось бы обратить внимание на маленькую деталь – карликовое дерево, сумевшее вырасти на этой каменистой почве, где больше ничего не растет.

Прежде, чем мы перейдем к вашим иллюстрациям к разным эпизодам этой повести, в продолжение разговора о главной героине мне бы хотелось остановиться на той картине, которую я не нарисовала, а нашла. Это картина американского художника Майкла УЭлана «Размышления о вечном». Мне показалось, она очень хорошо иллюстрирует нашу героиню, ее внутреннее состояние одиночества. Но посмотрите, какой свет исходит от нее. Этой ночью не луна освещает мир, а эта хрупкая девочка. Для ее изображения художник выбрал нежный желтый цвет – цвет тепла. Мир же вокруг нее изображен холодными синими, фиолетовыми цветами. Хотелось бы обратить внимание на маленькую деталь – карликовое дерево, сумевшее вырасти на этой каменистой почве, где больше ничего не растет.

2) В роли искусствоведа выступит. Хотелось бы, чтобы вы рассказали о том, почему выбрали тот или иной эпизод, что изобразили, что хотели сказать этой иллюстрацией, зачитали отрывок из произведения.

СЦЕНКА.

-Я знаю, что вы проиллюстрировали пр-е не только картинами, вы подготовили сценку. – КАКОЙ ЭПИЗОД И ПОЧЕМУ ЕГО?

Смотрим СЦЕНКУ.

Завершая на данном этапе разговор о главной героине, хотелось бы , чтобы вы написали небольшой отзыв о ней.

МИНИ – СОЧИНЕНИЕ «Чем мне понравилась Марина?»(под портретом Габовой – задание:мини-сочинение «Чем мне понравилась Марина?»

В ЭТО ВРЕМЯ – ПЕСНЯ - «ГИМН СЕМЬИ» ИЛЬИ РЕЗНИКА. (БЕЗ слайдов? Со слайдами? Как позволит время – если оно есть, то со слайдами.

(Марина отзывчива, умеет сопереживать, заботиться; ей тяжело самой, но она пытается по возможности оградить своих близких: скрывает свои обиды, иногда слезы. Потрясает ее взрослое поведение, то, что она понимает, что в семье все должны быть счастливы, что семья – это счастье не только для себя, но и для всех. Понравилось, что она не боится отстаивать свои принципы.)

-Послушайте финал: «К маме мы приехали под самый Новый год.

Мама уже страшно волновалась. О том, что Мишка убежал, мы ей не сказали. О Нине Анатольевне тоже. Получилось как нельзя лучше: я съездила за братом и привезла его маме в качестве новогоднего подарка. Мама была очень довольна.

- Новый год будем встречать втроем!- торжественно сказала я.

- А в прошло году к нам приезжала Муся, — грустно сказала мама – И мы вчетвером ходили гулять на море. Звезды висели, как елочные украшения. Правда, Миша?

- Не помню,- хмуро ответил Мишка.

- А два года назад, мама, мы вчетвером сидели под зеленой елочкой за столом. И я испекла вам яблочный пирог. И мы его ели.И все были счастливы – наша семья,- сказала я.

- О, вот это я помню!-заулыбался Мишка.

(Если позволит время)

- МНЕ бы прочитать на эту повесть ОТЗЫВ, который я нашла в приложении к журналу «Путеводная звезда»:

(Если позволит время)-

-Мы не успели прочитать повестьдо конца. Обратимся к двум последним предложениям. Подумайте, как эти 2 пр-я отражают основную авторскую мысль.

«Во дворе раздался стук. Мы поглядели в окно . Вооружившись молотком, Андрей Телега заколачивал в заборе штакетины.»

(Андрей – будущий создатель семьи. Заколачивая штакетину в заборе, он как бы ограждает свою будущую семью от тех жизненных неурядиц, с которыми столкнулись семьи Марины и Муськи.Создается впечатление, что тем самым автор дает надежду на будущее: в судьбах Марины и Андрея будут настоящие семьи , а не семейки).

- Вернемся к заглавию. Какие варианты вы могли бы предложить к сегодняшнему уроку?

-

Краткое описание: — Урок внеклассного чтения по произведению современного автора Елены Габовой, которая в своем произведении затрагивает вечную тему семьи, взаимоотношений в ней, учит терпению, взаимопониманию.

Файлы: Приложение №7. интегрированный урок ИЗО+ лит-ра в 10 кл..docx
Размер файла: 39509 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология