Автор конспекта:
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Литература
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
План – конспект урока внеклассного чтения по рассказу Елены Габовой «И отец мой, и мама моя».
Сегодня мы говорим о семье; о том, что семья – это счастье не только для себя, но и для всех.
2 слайд.
А натолкнул нас на этот разговор рассказ Е. Габовой «И отец мой, и мама моя». Какие цели мы ставим на этот урок? Поищем ответ на вопрос: что делает семью семьей? Посмотрим, как автор выражает свои мысли через художественные детали, композицию пр-я; вспомним некоторые пройденные термины, запишем новые), т.е. будем анализировать текст, делать выводы и обобщения, выявлять роль отдельных эпизодов, создавать х-ку героев.
По этому пр-ю нет еще ни спектакля, ни худ-го фильма, даже отдельного издания книги. Мы попробуем побывать и в роли литературного критика, и художника-иллюстратора, и икусствоведа, т.е. в чем-то будем соавторами Елены Васильевны.
ЗАГЛАВИЕ. – Чем оно привлекло? (Необычное). (Кому принадлежат эти слова? – Муське).
3 слайд.
- Какие средства выразительности использует автор в названии? С какой целью? (ИНВЕРСИЮ – нарушение обычного порядка слов).
(МЫ ЭТО ИЗУЧАЛИ, ЗНАЕМ, ВСПОМИНАЙТЕ).
Повтор местоимения (лексический повтор) –ТЕМ САМЫМ НА местоимение «мой» падает логическое ударение, этим автор хочет показать, что каждому ребенку необходимы и мама, и отец).
-( По названию мы можем определить, о чем пойдет речь? – О семье.)
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА:
- Давайте прочитаем эпизод, где дается предыстория событий, описанных в повести. Проанализируем его.
(Семейка у нас что надо. Я расскажу, вы только не падайте в обморок. Мне четырнадцать лет, я живу с папой. А мой брат живет с мамой, ему всего-навсего восемь. Мы с папой живем на Севере, в городе Лемью, а мама с Мишкой – на юге, в деревне Солнечной, у Азовского моря. Мы с папой живем одни, а Мишка с мамой и с дядей Женей. Летом там еще появляется дядь-Женина дочка, семилетняя малявка. Она приедет к своему отцу из самой Москвы, где живет со своей матерью. Мой брат Мишка тоже прикатит летом на каникулы к папе. А я полечу к маме, мы с Мишкой поменяемся. Я считаю, что мне лучше, каникулы у моря все-таки привлекательней. Так все перепутано. Никто не разберет, что, зачем и почему.)
-(Что мы узнаем из этого эпизода?)
- От лица кого ведется повествование? О чем это нам говорит?
(От лица Марины, т.е. все события передаются через восприятие главной героини).
- Ключевая фраза в этом отрывке? (- Так все перепутано)
- Найдите однокоренные ключевые слова в этом эпизоде? (- семья – семейка)
- Какой смысл вносит суффикс-ейк- в понимание этого слова? ((Звучит горькая ирония, героиня с горечью говорит о распаде семьи)
4 слайд. - Значит, семья – семейка – это КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ АНТОНИМЫ. Давайте запишем определение. (Слова, которые в в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.)
- 1 группа, (давайте назовем) вы искали в тексте ключевые слова и выражения под словами «семья» и «семейка». Пожалуйста, что вы отнесли к слову «семья»?
(«родные», «вместе», «радостно видеть друг друга», «я по ней соскучилась», «мы вчетвером», «все были счастливы»). (девочки)
- Какие ключевые слова и выражения к слову «семейка»?
(«Жутко», «крик», «ненормально», «как будто в доме больной», «обида», «друг друга не замечали, были чужими», «одна») (мальчики)
-( Давайте поищем еще пример контекстуальных антонимов в тексте. (Лемью – д.Солнечная))
(- Противопоставляются и целые словосочетания: «Мы с папой……, а мама с Мишкой», «Мы с папой живем одни, а Мишка с мамой и д. Женей», «»Мой брат Мишка летом тоже покатит на каникулы к папе, а я полечу к маме»)
5 слайд.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОИНИ.
Мы сказали, что все события передаются через восприятие главной героини Марины. 2 ГРУППА, ВЫ должны были выписать цитаты, в которых раскрываются отношения Марины с другими героями повести. Послушаем, что у вас получилось, а в процессе проверки в предложенной схеме отразите с помощью ключевого глагола эти отношения.
(По ходу разговора заканчиваем схему)
МАРИНА –МАМА
(«Моя мама хорошая», «мне с ней хорошо», «Мамы не должны детей отдавать. Никому. Никогда.» «Но как же мне мамы моей не хватает!», «я мечтала – я буду с мамой»)
(ЛЮБИТ, ЖАЛЕЕТ)
МАРИНА – ОТЕЦ
(«я за него волновалась, мама тоже», «но ведь папа тоже человек, что ж, его бросать за то, что он не такой современный», «я ела вишню и почему-то вспоминала папу и Мишку. Вот бы они тоже попробовали эту вкуснотищу. Знаю, что им недоступно, и поэтому как то не очень вкусно»)
(ВОЛНУЕТСЯ)
МАРИНА –д.ЖЕНЯ
(«я с неприязнью подумала, что новый мамин муж красив», «он ко мне хорошо относится», « «он мою маму украл,
Нечего с ним церемониться»)
МАРИНА –МИШКА
(«умаялся, бедняга. Мишкину слабость я хорошо знала», «пироги в честь Мишки пекла»)
(ПРОЯВЛЯЕТ МАТЕРИНСКИЕ ЧУВСТВА, ПЫТАЕТСЯ ОГРАДИТЬ ОТ НЕПРИЯТНОСТЕЙ)
МАРИНА –МУСЬКА
(«семилетняя малявка», «жалко мне ее стало», «бедная кроха, я с пониманием на нее посмотрела», «шагаем мы с Муськой, за руки держимся, как две неразлучные сестры», «…запал мне в душу образ этой худенькой голубоглазой девочки…») (СОЧУВСТВУЕТ)
(Обобщите сказанное и расскажите о героине: Марина отзывчива, умеет сопереживать, заботиться; ей тяжело самой, но она пытается по возможности оградить своих близких: скрывает свои обиды, иногда слезы. Потрясает ее взрослое поведение, то, что она понимает, что в семье все должны быть счастливы, что семья – это счастье не только для себя, но и для всех)
Прежде, чем мы перейдем к вашим иллюстрациям к разным эпизодам этой повести, в продолжение разговора о главной героине мне бы хотелось остановиться на той картине, которую я не нарисовала, а нашла. Это картина американского художника Майкла Уэлана «Размышления о вечном». Мне показалось, она очень хорошо иллюстрирует нашу героиню, ее внутреннее состояние одиночества. Но посмотрите, какой свет исходит от нее. Этой ночью не луна освещает мир, а эта хрупкая девочка. Для ее изображения художник выбрал нежный желтый цвет – цвет тепла. Мир же вокруг нее изображен холодными синими, фиолетовыми цветами. Хотелось бы обратить внимание на маленькую деталь – карликовое дерево, сумевшее вырасти на этой каменистой почве, где больше ничего не растет.
Прежде, чем мы перейдем к вашим иллюстрациям к разным эпизодам этой повести, в продолжение разговора о главной героине мне бы хотелось остановиться на той картине, которую я не нарисовала, а нашла. Это картина американского художника Майкла УЭлана «Размышления о вечном». Мне показалось, она очень хорошо иллюстрирует нашу героиню, ее внутреннее состояние одиночества. Но посмотрите, какой свет исходит от нее. Этой ночью не луна освещает мир, а эта хрупкая девочка. Для ее изображения художник выбрал нежный желтый цвет – цвет тепла. Мир же вокруг нее изображен холодными синими, фиолетовыми цветами. Хотелось бы обратить внимание на маленькую деталь – карликовое дерево, сумевшее вырасти на этой каменистой почве, где больше ничего не растет.
2) В роли искусствоведа выступит. Хотелось бы, чтобы вы рассказали о том, почему выбрали тот или иной эпизод, что изобразили, что хотели сказать этой иллюстрацией, зачитали отрывок из произведения.
СЦЕНКА.
-Я знаю, что вы проиллюстрировали пр-е не только картинами, вы подготовили сценку. – КАКОЙ ЭПИЗОД И ПОЧЕМУ ЕГО?
Смотрим СЦЕНКУ.
Завершая на данном этапе разговор о главной героине, хотелось бы , чтобы вы написали небольшой отзыв о ней.
МИНИ – СОЧИНЕНИЕ «Чем мне понравилась Марина?»(под портретом Габовой – задание:мини-сочинение «Чем мне понравилась Марина?»
В ЭТО ВРЕМЯ – ПЕСНЯ - «ГИМН СЕМЬИ» ИЛЬИ РЕЗНИКА. (БЕЗ слайдов? Со слайдами? Как позволит время – если оно есть, то со слайдами.
(Марина отзывчива, умеет сопереживать, заботиться; ей тяжело самой, но она пытается по возможности оградить своих близких: скрывает свои обиды, иногда слезы. Потрясает ее взрослое поведение, то, что она понимает, что в семье все должны быть счастливы, что семья – это счастье не только для себя, но и для всех. Понравилось, что она не боится отстаивать свои принципы.)
-Послушайте финал: «К маме мы приехали под самый Новый год.
Мама уже страшно волновалась. О том, что Мишка убежал, мы ей не сказали. О Нине Анатольевне тоже. Получилось как нельзя лучше: я съездила за братом и привезла его маме в качестве новогоднего подарка. Мама была очень довольна.
- Новый год будем встречать втроем!- торжественно сказала я.
- А в прошло году к нам приезжала Муся, — грустно сказала мама – И мы вчетвером ходили гулять на море. Звезды висели, как елочные украшения. Правда, Миша?
- Не помню,- хмуро ответил Мишка.
- А два года назад, мама, мы вчетвером сидели под зеленой елочкой за столом. И я испекла вам яблочный пирог. И мы его ели.И все были счастливы – наша семья,- сказала я.
- О, вот это я помню!-заулыбался Мишка.
(Если позволит время)
- МНЕ бы прочитать на эту повесть ОТЗЫВ, который я нашла в приложении к журналу «Путеводная звезда»:
(Если позволит время)-
-Мы не успели прочитать повестьдо конца. Обратимся к двум последним предложениям. Подумайте, как эти 2 пр-я отражают основную авторскую мысль.
«Во дворе раздался стук. Мы поглядели в окно . Вооружившись молотком, Андрей Телега заколачивал в заборе штакетины.»
(Андрей – будущий создатель семьи. Заколачивая штакетину в заборе, он как бы ограждает свою будущую семью от тех жизненных неурядиц, с которыми столкнулись семьи Марины и Муськи.Создается впечатление, что тем самым автор дает надежду на будущее: в судьбах Марины и Андрея будут настоящие семьи , а не семейки).
- Вернемся к заглавию. Какие варианты вы могли бы предложить к сегодняшнему уроку?
-
Краткое описание: — Урок внеклассного чтения по произведению современного автора Елены Габовой, которая в своем произведении затрагивает вечную тему семьи, взаимоотношений в ней, учит терпению, взаимопониманию.
Файлы: Приложение №7. интегрированный урок ИЗО+ лит-ра в 10 кл..docx
Размер файла: 39509 байт.