Автор конспекта:
Автор(ы): — Левская В.В.
Место работы, должность: — Учитель информатики
Регион: — Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Цель урока: —
— обобщить и систематизировать знания по темам «Формы мышления», «Алгебра высказываний», «Логические выражения и таблицы истинности»;
— создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам;
— создать условия для развития у учащихся логического мышления, умения систематизировать, анализировать, обобщать.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
1.Информатика и информационные технологии. Учебник. 8-9 классов /Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.
Краткое описание: — На уроке учащиеся знакомятся с подходами к пониманию алгебры высказываний; с основными логическими операциями; учатся строить по логическим выражениям таблицы истинности.
Конспект урока
Организационная информация
Тема урока
Алгебра логики. Решение упражнений.
Предмет
информатика
Класс
9
Методическая информация
Тип урока
закрепление изученного
Цели урока
ü обобщить и систематизировать знания по темам «Формы мышления», «Алгебра высказываний», «Логические выражения и таблицы истинности»;
ü создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам;
ü создать условия для развития у учащихся логического мышления, умения систематизировать, анализировать, обобщать
Задачи урока
ü обучающие– дать учащимся представление о подходах к пониманию алгебры высказываний; познакомить с основными логическими операциями; научить строить по логическим выражениям таблицы истинности;
ü развивающие– развитие познавательного интереса учащихся; памяти; внимания; обучение рациональным способам построения таблиц истинности; развитие логического мышления; выработка рефлексивных навыков оценки собственной мыслительной деятельности; формирование навыков эвристического мышления.
ü воспитательные– воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия; сочетание индивидуальной и коллективной работы; ответственность за выполнение домашнего задания
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Знать: основные понятия алгебры логики, алгоритм построения таблиц истинности
Уметь: определять типы высказываний, истинность и ложность высказываний, логических выражений, строить таблицы истинности с помощью табличного процессора MicrosoftExсel
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, мультимедийный проектор, экран; MicrosoftOffice 2007 (MSWord, MSExсel); презентация, карточки с самостоятельной работой и домашним заданием
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
Проблемная ситуация
Ход и содержание урока
I. Организационный момент
Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу.
II. Постановка целей и мотивация
Ребята, мы уже достаточно долго изучаем раздел «Логика», и наступило время нам обобщить и систематизировать ваши знания. Оценить, насколько они полны и достаточны. Подготовиться к изучению дальнейших тем.
III. Актуализация знаний
— Мы с вами сегодня будем выполнять упражнения по теме «ЛОГИКА» (Презентация . Слайд 1). А что же такое логика? Что изучает наука логика? (Логика – это наука о формах и способах мышления)
— Какие формы мышления вы знаете? (Понятие, высказывание, умозаключение)
— Что такое понятие? (Понятие – это форма мышления, фиксирующая основные, существенные признаки объекта)
— Какие две существенные стороны вы можете выделить у понятия? (Объем и содержание)
— Что понимается под объемом и содержанием понятия?
(Объем – это совокупность предметов, на которые распространяется понятие.
Содержание – совокупность существенных признаков объекта)
— Следующая форма мышления – высказывание. Что вы о ней знаете? (Высказывание – это повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается.
По поводу любого высказывания можно сказать истинно оно или ложно)
— Какие классификации высказываний вы знаете?
(1. Общие: все, всякий, каждый, ни один, частные: некоторые, иныеи единичные.
2. Простые и составные:получаются из простых или элементарных суждений с использованием связок и, или, если…то…, не.)
— Третья форма мышления – умозаключение. Что вы можете о ней рассказать? (Умозаключение – это форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких высказываний (предпосылок или условий) может быть получено новое высказывание (следствие или вывод)
— Любое составное высказывание можно представить в виде логического выражения. А что называется логическим выражением? (Логическое выражение – составное высказывание, представленное в виде формулы, в которую входят логические переменные и знаки логических операций)
— Что понимается под логической переменной? (Простые высказывания, обозначенные буквами латинского алфавита)
— Какие логические операции вы знаете? (Дизъюнкция, конъюнкция, импликация, инверсия)
— Определите результат:
IV. Выполнение упражнений
– Теоретический материал мы с вами повторили, а сейчас приступаем к выполнению упражнений по теме «ЛОГИКА»
(Слайд 2)
Упражнение 1.Определите, какие из перечисленных фраз являются высказываниями и почему? Определите их истинность
(Слайд 3)
Упражнение 2.Определите типы следующих
высказываний (общее, частное,
единичное)
(Слайд 4)
Упражнение 3.Сформулируйте отрицания
следующих высказываний.
(Слайд 5)
Упражнение 4.Среди следующих высказываний
укажите составные. Выделите в
сложных высказываниях простые
(Слайд 6)
Упражнение 5.Запишите следующие
высказывания в виде формул.
(Слайд 7)
Упражнение 6.Заполните таблицу.
(Слайд 8)
Упражнение 7.Сколько различных решений
имеет уравнение F= А Ú®
?
(Приложение 2 )
Проверка и оценивание ЗУНКов
— Мы с вами, выполняя упражнения, повторили основные понятия алгебры логики. Все это мы делали вместе. А сейчас пришло время вам самостоятельно поработать и показать ваши индивидуальные знания по изученной теме. (Приложение 1 ) (Слайд 9 – ответы)
Рефлексия деятельности на уроке
Личностное осмысление каждым учеником результатов урока:
— Что было наиболее трудным?
— Что удалось легче всего?
— Сегодняшнее занятие мне позволило…
— Я никогда не думал(а) что…
— В своей работе я…
Домашнее задание
Задание по карточкам (Слайд 10-11) (Приложение 3 )
Дополнительная необходимая информация
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)
1. Информатика и информационные технологии. Учебник. 8-9 классов /Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2009.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Многие учащиеся не воспринимаю на слух большие высказывания и не могут анализировать их, если не видят перед глазами описываемый объект
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
На данном уроке происходит подготовка учащихся к предстоящей контрольной работе по теме
Файлы: Приложение 1.doc
Размер файла: 55296 байт.