Автор конспекта:
Автор(ы): — Гостяева Ирина Аркадьевна
Место работы, должность: — МОУСОШ № 25, заместитель директора, учитель истории и обществознания
Регион: — Иркутская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Экономика
Цель урока: — познакомить обучающихся с возможностями, предоставляемыми современной рыночной экономикой человеку.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 11
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория.- М.: Дрофа, 1993.
2. Васильев В.П. Экономика для школьников и абитуриентов: Учебное
пособие. – М.: Изд. « Дело и Сервис», 2005.
3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». – М.:
Просвещение, 2001.
4. Каневский Е.М., Краснянский Э.В., Лысов М.М. Уроки экономии в быту.-
М.: Просвещение, 1985.
5. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 11 кл.
/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова;
Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2000.
6. Человек и общество. Обществознание./ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. В 2 ч. Ч. 2. -11 кл. – М.: Просвещение, 2001.
7. Интернет — ресурсы
Используемая методическая литература: —
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. «Просвещение», 2003.
Методические рекомендации под ред. Боголюбова Л.Н. для базового и профильного уровней, Просвещение 2004.
Человек и общество: Обществознание 10-11 кл., «Просвещение», 2003.
Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание 11кл., «Просвещение», 2005.
Используемое оборудование: —
карточки с заданиями, таблицы,
рабочие листы
Используемые ЦОР: —
Рабочий лист к теме
«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
Человек и собственность
Задание № 1.
Замечено, что для себя и для «чужих» один и тот же человек трудится по-разному. Почему?
Проблема:__________________________
___________________________________
Пути решения_____________________
___________________________________
__________________________________
_________________________________
___________________________________
Человек и труд
Задание № 2.
Почасовая оплата рабочих в США в 15 раз выше, чем в России. В США и других промышленно развитых странах весь XX в. рост зарплаты опережал производительность труда. Каковы социально-экономические последствия такой экономической политики? Почему мы не взяли это на вооружение?
Проблема:_________________________
___________________________________
Пути решения _______________________
____________________________________
___________________________________
____________________________________
Человек и его доходы
Задание № 3.
Доходы населения включают 3 статьи: зарплата, трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.), доходы от предпринимательской и прочей деятельности.
Сделайте выводы из следующих данных:
доля зарплаты в структуре доходов населения Австрии — 62 % , Швейцарии – 67%, Германии – 64%, Японии — 69%,
Франции — 58 % , России — 40%.
Проблема:__________________________
___________________________________
Пути решения ___________________________________
______________________________________________________________________
___________________________________ Человек и расходы
Задание № 4.
Что из перечисленного ниже обычно приводит к сокращению потребительских расходов:
а) снижение потребительских доходов;
б) снижение уровня подоходного налога;
в) ожидание скорого роста цен;
г) увеличение государственных выплат населению.
Проблема:__________________________
____________________________________
Пути решения _________________________
_______________________________________
________________________________________
________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
________________________________________
Информация для учителя
Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, и условий выполняемой работы в установленном трудовым договором размере (ст. 129 ТК РФ).
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Системы заработной платы – способы установления соотношения между нормой труда и размером заработной платы.
Повремённая система:
— почасовая;
— поденная;
— помесячная.
Сдельная система:
— прямая сдельная;
— сдельно-прогрессивная;
— косвенно-сдельная;
— аккордно-сдельная.
Виды стимулирующих выплат:
— премия;
— надбавка;
— доплата.
С предоставлением трудовых услуг связана одна из самых серьёзных проблем рыночной экономики – безработица.
Под уровнем безработицы понимается удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.
Различают следующих три основных вида безработицы:
— фрикционная или текучая безработица связанная с тем, что в определённом промежутке времени часть людей меняет место работы. К этому же типу относятся и безработные, ищущие работу в первый раз, а также сезонная безработица;
— структурная безработица возникает в условиях изменения структуры экономики, сокращения потребности в работниках одних профессий и увеличения спроса на другие;
— циклическая безработица связана с циклом деловой активности.
Краткое описание: — заработная плата, системы оплаты труда, виды безработицы
Ход урока
I. Организационный момент
(приветствие, напутствие)
Тема нашего урока: «Человек в системе экономических отношений».
Сегодня мы с вами выясним отношение человека и собственности, рассмотрим отношение человека к труду, разберем, какие доходы и расходы имеет человек.
В конце урока вы сами попытаетесь сказать о роли человека в системе экономических отношений.
II. Актуализация опорных знаний
1. Вводная беседа.
Перед тем, как мы начнем работать, я вам напоминаю, что сегодня помимо оценки вы можете получить до 500 эконов, очень активно работая на уроке и правильно выполнив домашнее задание.
Накопив на вашем счету определенное количество эконов, вы их можете обменять на дополнительную оценку в любое удобное для вас время.
И так мы начинаем не только отвечать, но и своим собственным умом зарабатывать денежные единицы.
Я попрошу Вас вспомнить и ответить на следующие вопросы:
— Что такое экономика?
— Какая главная задача стоит перед экономикой?
— Может ли человек быть независимым от экономики? Почему?
— От чего будет зависеть или чем будет определяться положение человека в системе экономических отношений?
(От отношений собственности, вложенного труда, доходов и расходов.)
За активную работу обучающиеся получают по 50 эконов
2. Задание: в ходе работы с рабочим листом записать вопросы, которые будут рассмотрены на уроке в качестве заголовков.
III. Изучение нового материала с первичным закреплением
Откройте ваши рабочие тетради и запишите сегодняшнее число, тему урока и план, который находится на доске.
План изучения темы:
1. Человек и собственность.
2. Человек и труд.
3. Человек и его доходы.
4. Человек и расходы.
Сейчас к моему столу подойдите, пожалуйста, по — одному человеку от каждой группы и вытяните цветной кружочек (красный, желтый, зеленый, голубой). На обратной стороне стоит номер темы, над которой вы будете работать сегодня на уроке.
Итак, мы еще обращаем с вами внимание на пункты плана.
Используя возможности интернета, справочной литературы и словарей вы могли подобрать материал, сделать свои презентации. Вам необходимо не только прочитать материал из учебника по вашему вопросу, но и заполнить рабочие листы по данной теме.
Я обращаю ваше внимание, что вам необходимо внимательно прочитать все задания, но и обязательно найти не только проблему, но и пути выхода из этой ситуации.
На работу вам 10 минут. Не забывайте о заполнении рабочих листов.
Ваше время закончилось и мы приступаем с вами к нашей совместной работе.
1. Человек и собственность
— Что такое собственность? Что вы можете рассказать о собственности?
— Какие формы собственности?
Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 1.
— Сформулируйте проблему, которая существует в системе отношений «человек-собственность»? (Отчуждение работника от собственности)
— Все ли люди имеют собственность?
— Как современная экономика пытается разрешить эту проблему?
(Создание акционерных обществ, разгосударствление предприятий, демократизация управления предприятиями).
Обращаемся с вами ко 2 пункту нашего плана.
2. Человек и труд
— Какие факторы будут влиять на отношения человека к труду?
(Общая культура, квалификация, зарплата)
— Как человек может относиться к своему труду?
(Как к радости или обязанности)
— Что будет влиять на отношения человека к труду? (Характер труда, состояние экономики и т.д.)
— Какие системы оплаты труда существуют? (Сдельная — по оценке результатов труда. Повременная — учет отработанного времени)
Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 2
— Какая проблема существует в системе отношений «человек — труд»?
(Безработица).
Значит ли для вас это слово что-то?
— Рабочая сила — это товар. И шанс найти работу выше у тех, кто более конкурентоспособен. Что в современных экономических отношениях позволяет быть более конкурентоспособным? (Образование, квалификация, опыт, здоровье)
— Каковы последствия безработицы? ( По свидетельству мировой статистики — 1% безработных дает 3% преступности и т.д .)
— В чем выражается оценка труда человека?
Обращаемся с вами к 3 пункту нашего плана.
3.Человек и его доходы
— Что такое доход? (Приток денег, полученных в течение определенного
периода времени).
Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 3
— Какие источники дохода вы знаете? ( Труд и собственность)
— Какая проблема возникает при распределении доходов? (Неравенство в доходах)
— Каковы причины социального неравенства?
— Какие из этих причин связаны с обществом?
— Какие – с самим человеком?
Обращаемся с вами к 4 пункту нашего плана.
4. Человек и расходы
— Какая существует проблема в системе отношений «человек — расходы»?
(Несоответствие наших желаний и возможностей).
— Потребитель не может купить все, что ему хочется и должен идти на
компромисс. Поэтому каждая семья и государство составляют бюджет.
Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 4.
Обобщение материала.
За работу обучающиеся могут получить до 200 эконов.
Мы с вами попытались пройти все пункты нашего плана. Давайте еще раз, обратим внимание, на то, что вы запомнили о собственности, труде, доходах, расходах. Хорошо вы правы.
Действительно все пункты нашего плана взаимосвязаны и не могут один, без другого.
Мы с вами хорошо поработали и я предлагаю вам проверить себя, а можете ли вы стать миллионерами, вести свой бизнес и в дальнейшем можете стать активными спонсорами школы.
У вас на столах есть листы с анкетами ответьте на вопросы, имейте в виду, что нужно выбрать из предложенных только один ответ.
На работу вам всего 3-4 минуты.
Постарайтесь долго не раздумывать .
Тест «Как вам стать миллионером?»
1).Каким способом делать деньги легче всего?
1. Много работать, быть хорошо информированным, рисковать, снова вкладывая деньги в дело.
2. Надеяться на «Дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее.
3. Карьеру делать постепенно , пройдя все ступени до руководящей или заняться политикой.
2). Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас широкую улыбку?
1. Дональд Дак
2.Густав Ганс
3. Догобер Дак
3) Какой размер прибыли может, по- вашему, побудить богатейших людей мира заключить сделку?
1. От 0,5 до 1млн.
2. До 10 млн.
3. Десятки миллионов выше
4). С каким из высказываний вы согласны?
1. Больше денег – больше удовлетворения.
2. Деньги означают — власть.
3. Деньги вызывают много зависти.
5). Известна ли вам так называемая игра «по письму» Вы вкладываете в конверт определённую сумму, ищите «Жертву», которая платит столько же и т.д, а в итоге ваше капиталовложение возвращаемся преумноженным. Какую роль вы готовы при этом играть?
1. Не участвовать
2. Участвовать и зарабатывать
3. Быть инициатором игры
6) Придаёте ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в газетах?
1. Был рад
2. Нет
3. Обо мне и так пишут много
7). Каким образом можно выиграть на скачках?
1. Рисковать, делая высокие ставки.
2. Экономить деньги и просто присутствовать на бегах.
3. Купить лошадь чемпиона.
8). Кто, по – вашему, имеет наибольший шанс быстро и надёжно стать богачом?
1. Режиссёр, актёр, писатель, спортсмен
2. Адвокат, врач, маклер, политик
3. Глава фирмы, издатель
9) Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?
1. Готов ссужать своих приятелей деньгами — когда-нибудь и они ответят мне тем же.
2. Деньги и дружба не совместимы
3. Готов брать взаймы у друзей, но не давать
10). Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим ощущением?
1. Разумеется.
2. Демонстрировал всем, смотрел с высока.
3. Нет.
11). Куда вложили бы свои миллионы ?
1. В недвижимость, имущество, предметы искусства.
2. В акции и ценные бумаги.
3. Сделаю так, как решат мои родители.
12) Если у вас пара миллионов, будете ли вы стремиться увеличить свой капитал?
1. Не обязательно на мелкую сумму, но от крупной не откажусь.
2. Естественно.
3. Нет, мне и так хватает.
Ваше время уже вышло. Каждый ответ имеет определенное количество очков. Посчитайте общую сумму.
Если вы набрали:
От 0 до 23 очков: значит, лучший способ для вас разбогатеть – это либо удачно жениться (выйти замуж), либо стать наследником, либо, наконец, выиграть в лотерею;
От 24 до 48 очков: богатство связано для вас с трудом, избегайте финансовых спекуляций. Делайте карьеру и займите место шефа;
От 48 до 72 очков; лучший шанс для вас когда-нибудь стать миллионером. У вас коммерческий склад ума, деньги и дружба и врозь. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо преумножать богатство
Запишите ваше домашнее задание. На каждом столе есть дополнительное задание. Если вы не только прочитаете материал параграф, а постараетесь выполнить эти творческие задания, то у вас есть возможность за дополнительные задания получить до 200 эконов (по 50 за каждое правильно выполненное)
IV. Дифференцированное домашнее задание:
— § 36 и вопросы к нему;
— эссе «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер);
— мини-исследование «Прожиточный минимум современного молодого человека».
— дополните определение;
— сделайте тест-рифму.
Перед этим уроком вы приготовили презентации, я их проверила все, и вы получаете по 50 эконов.
Большое спасибо вам за работу и хотелось бы подвести итоги работы.
Оценки за урок.
А дополнительно вам заносится на счет и количество эконов.