Автор конспекта:
Автор(ы): — Суворова Наталья Владимировна и Ожиганова Ольга Дмитриевна

Место работы, должность: — МОУ «Гимназия № 1″ г. Ангарск. Учитель русского языка и литературы и учитель изобразительного искусства.

Регион: — Иркутская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цель урока:раскрыть идею произведения, воплощенную в рассказе И.А. Бунина “Лапти”, через символику цвета.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 27

Используемые учебники и учебные пособия: —

Распечатанный текст рассказа И.А.Бунина "Лапти".

Используемая методическая литература: —

1. Copyright ©2004—2008МироноваЛенинаНиколаевна, ИвановДмитрийГригорьевич «Символика цвета».

2. Из Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2004-2005

Автор: Ширяева С.А. "Символика цвета в древнерусских иконах и в произведениях русских писателей XIX века" (на примере рассказа И.А.Бунина "Лапти")

3.План-конспект урока “Ради жизни на земле» brantovka.narod.ru/urok_liter7.doc

Используемое оборудование: —

- тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти»,

- тетради, цветные карандаши, ручки,

- магниты.

Краткое описание: — Структура урока, приёмы и методы работы с прозаическим текстом (рассказ И.А.Бунина "Лапти")помогают учащимся освоить новый приём постижения идеи художественного произведения через цветопись.

План-конспект.

Тема урока: “Через цветопись — к идее» (анализ рассказа И.А.Бунина «Лапти»).

Тип урока: интегрированный урок – размышление.
Методические приёмы:

- чтение текста целиком,

- работа с текстом (выборочное чтение, комментированное чтение, чтение про себя),
— обращение к личному опыту,
— рисование,
— прогнозирование по названию,

- устное словесное рисование,
— цветотерапия.
Задачи урока.

Познавательная:

- дать понятие о цветописи как способе воплощения авторской идеи.

Воспитательная:

- воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать;
— воспитывать терпимое отношение к чужому мнению.
Развивающая:

- развивать умение анализировать художественный текст,
— развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

Ход урока.

На начало урока даётся сигнал мелодией музыкальной шкатулки.
1. Целеполагание. Вступительное слово учителя:

Учитель литературы:
Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом И.А. Бунина «Лапти».

Он написан в 1924 году. А как вы думаете, можно ли по заглавию рассказа определить, о чём он?

Ученики:

- Он о деревенской жизни.

- В нём, наверное, повествуется о детях, которые живут в деревне.

- Может быть, автор расскажет о каком-то мастере, который умеет плести лапти.

- Или лапти сыграют какую-то важную роль в жизни героев.

Учитель литературы: Предположений много. Но по названию рассказа сложно определить, что произойдёт.

Название необычное: простое, незамысловатое. Как мне кажется, работа предстоит сложная, но интересная: попытаться понять,

о чём этот рассказ? О чём хотел поговорить писатель со своими читателями? И помочь в постижении тайны смысла нам должен … цвет. Сегодня на уроке мы будем работать вместе с учителем изобразительного искусства.

Тексты перед вами на столах. Я попрошу помочь мне в чтении Яна (роль Нефёда), Юлю (роль матери) и Льва (авторская роль в последних трёх абзацах).
2. Чтение рассказа. Заранее текст не был прочитан. Чтение было доверено лучшим чтецам.

3. Осмысление содержания.

Учитель: С какими героями вы познакомились?
Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.

Учитель: В какое время года происходит действие рассказа?

Ученики: Зимой.

Учитель: Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

Ученики: "Пятый день несло непроглядной вьюгой…".

Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

Справка: «Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».
Учитель: Слово беда в тексте подтверждается не только словом, но и звуком. (Учитель перечитывает отрывок текста,

усиливая звуки "б", "о"– слышен голос набатного колокола).
Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
Ученики: Нефёд был слугой.
Учитель: Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование).
Ученики: Он старый, с седыми волосами. У него добрые глаза и тихий голос. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки.Он заботится о хозяйке и мальчике.Работящий, серьёзный …
Учитель: Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

Ученики: Добрые. Она называет его Нефёдушкой. Домашние переживали о Нефёде. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
Учитель: Как автор показывает, что в доме без Нефёда было неуютно, сумрачно, тревожно? Подтвердите текстом.

Ученики: "Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака".
(Особое внимание учитель обращает на борьбу света и тьмы: дом и "бездна снежного мрака", ночь и свеча, причудливые очертания на стене, бред и "вполне разумно" и т. д.)
Учитель: Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
Ученики: Догадывался.

Учитель: Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?

Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.
Учитель: Какое слово в тексте предвещает недобрую весть? (После ответа учеников). Почему автор назвал этот стук зловещим? (Можно обратить внимание учеников на неопределённые местоимения в тексте: «кто-то», «чьи-то»- усиливающие чувство тревоги, неизвестности).

Ученики: Зловещий стук – это злая весть, предвещающая беду, горе,так как привезли мертвое тело Нефёда.


4. Динамическая пауза

Она проводится в форме простых физических упражнений в виде игры, но позволяет учителю определить уровень усталости. В начале и в конце физпаузы учитель просит учащихся выполнять его команды только в том случае, если он обращается к ним со словом «капитаны». В середине, чтобы отключить внимание и расслабить напряжение, упражнения выполняются без словесного комментария. Темп упражнений меняется, меняется и тональность голоса учителя.

5. Работа с цветом. Цвепопись. Цветотерапия.
Учитель:
Вспомним основные эпизоды рассказа.

Ученики: Тяжело болен ребёнок, мать бессильна помочь сыну; из-за бурана не может приехать доктор; слуга Нефёд отправляется в соседнюю деревню, чтобы выполнить странное (как кажется, бредовое) желание мальчика – принести ему красные лапти; на обратном пути Нефёд замерзает. Его мёртвое тело привозят мужики.
Учитель: Финал рассказа не даёт прямого ответа на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик?» А как вы думаете?

Ученики дают варианты ответа.
Учитель: Кто же прав? За ответом на этот вопрос мы обратимся к тексту, а точнее к цветописи этого текста. И поможет нам Ольга Дмитриевна.(Учитель литературы передаёт слово учителю ИЗО).

5.1. Ассоциации.

Учитель ИЗО: Ребята, всякий цвет может быть прочтен как слово или истолкован как сигнал, знак, символ. Какими цветами пользуется автор, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефеда?И как вы это поняли?

Ученики: В тексте использованы различные цвета: белый, серый, чёрный, синий, красный, жёлтый. (Зачитывают примеры из текста, интонационно выделяя цвета: “В белом от снега и холодном хуторском доме…”, “в жару… плакал ребёнок”, “потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”, “белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда”, “красные лапти”).

Учитель ИЗО: Как представлен красный цвет в рассказе?

Ученики: “жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”.

Учитель ИЗО: Только ли по точному названию цвета можно определить колорит описанной картины?
(Говорит об ассоциативном восприятии текста и просит учащихся раскрасить текст, обращая особое внимание на начало текста, середину и конец).

5.2. Самостоятельная работа.
Учитель ИЗО и учитель литературы: (проходят по рядам, оказывают помощь (в ходе работы выяснилось, что дети по-разному – в техническом плане — заштриховывают текст, что связано со скоростью работы) и в конце выполнения задания просят нескольких учащихся прикрепить свои листочки на доске).

Учитель ИЗО: обращается с вопросом к ученикам, почему использовали такие цвета. (2-3 ученика дают пояснения к своей работе у доски).

5.3. Символика цвета.

Учитель ИЗО: Цвета, которые использует в рассказе Бунин, даны в контрасте или в цветовой гармонии? Как называются в искусстве эти тона?

Ученики: Холодные и тёплые. Цвета в тексте даны контрастно.

Учитель ИЗО: Ребята, у каждого цвета есть символическое значение. Я попрошу вас в тетради сделать краткую запись о символике цвета в виде таблицы.

Холодные тона

Теплые тона

Синий:

Красный:

Серый:

Жёлтый:

Чёрный:

Учитель ИЗО: Что означает синий цвет? (Материал, который представлен в конспекте урока, в полном объёме на уроке не звучал, так как этот материал изучался на уроках изобразительного искусства, МХК. Задача была в другом: соединить в сознании и деятельности ребёнка теорию с практикой).
Символика синего — синева безоблачного неба. Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла.
Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Символические значения белого: полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота, пустота, целомудрие, девственность, сосредоточенность.
Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.
Черный. Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. Основные символы: смерть, ночь (как время пассивности), печаль, горе.
Красный означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.
Желтый. Состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота. Магическое воздействие — бессмертие, лечение болезней.

6. Пауза. Приём «наедине с собой».
Ребёнку предлагается закрыть глаза, чтобы предметы, звуки внешнего мира не мешали сосредоточиться и остаться наедине со своими мыслями.
Учитель литературы: Закройте глаза и попытайтесь сформулировать ещё раз свой ответ на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик? О чём хотел поговорить со своими читателями писатель?»

7. Подведение итогов. Осмысление.
Учитель литературы: Как изменяется цветовая гамма от начала рассказа к его финалу? О чём это свидетельствует?

Ученики: дают варианты ответа.

- В рассказе побеждает красный цвет – цвет жизни. Это значит, что мальчик будет жить.

- А какой ценой? Жалко Нефёда. Он пожертвовал собой ради спасения жизни ребёнка.
— А мне кажется, что всё равно в рассказе какая-то безнадежность.
Учитель:Вернёмся к вопросу, который я задала после прочтения: «О чём рассказ «Лапти»? (Ученики дают ответы, учитель подводит итог). «Лапти»» — это рассказ о жизни и смерти, о величайшем подвиге человека – о самопожертвовании.
Смерть Нефеда – это жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги над отчаявшимися новосельскими мужиками (именно благодаря Нефёду они находят правильную дорогу). (На уроке дети сами проговорили о том, что Нефед ценой своей жизни спас не только мальчика, но и новосельских мужиков). Тайну авторской мысли нам помог разгадать цвет, а вернее цветопись. Как вы поняли, что такое цветопись?

Ученики дают варианты ответа:

- Цветописьэто когда автор цветом пишет то, что не может сказать словами.

- Цветопись – это использование писателем определённого цвета для того, чтобы внимательный читатель мог понять чувства автора.

- Цветопись – это воздействие через цвет на наши чувства и мысли.
Учитель ИЗО: Цветопись – это символическое употребление цвета в произведениях искусства для выражения чувств, эмоций, идеи.

8. Рефлексия.

Учитель литературы: Я очень рада, что мы справились с трудной задачей: научились воспринимать художественный текст через цвет и освоили новый приём работы с текстом, почувствовали настроение автора, состояние героев рассказа. Вы правы: цветопись – это путь к разгадыванию тайны смысла художественного произведения. А с каким настроением вы уходите с урока?

Учитель ИЗО: Пожалуйста, оставьте на доске цветовой или сигнальный значок вашего настроения (учащимся раздаются листочки, на которых они рисуют смайлики).

9. Домашняя работа.

Учитель литературы: Домашняя работа предлагается на выбор:

1. Написать небольшое сочинение-рассуждение «О чём заставил задуматься рассказ «Лапти»?

2. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

3. Создать обложку книги.

Приложение.

1. Цветопись рассказа И.А.Бунина «Лапти».

И.А.Бунин «Лапти».

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжелоболен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь,заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…
Лапти? Что за лапти такие?
А господь его знает. Бредит, весь огнем горит…
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:
Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить
фуксином нехитрое дело.
Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут
и вышел вон,пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься.Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, чтокто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек…
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье…
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. 22 июня 1924

Файлы: Рецензия на урок.doc
Размер файла: 28672 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология