Автор конспекта:
Автор(ы): — Геворкян Лора Гариниковна
Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение — «Средняя общеобразовательная школа №7″ г.Балаково Саратовской области; учитель историии обществознания(первое образование — учитель русского языка и литературы)
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Цель урока: —
Цели: Формирование у ребят ярких образов историко-литературной эпохи ХII века, дающих возможность самостоятельной оценки фактов и событий; Развитие аналитических способностей учащихся; Привитие уважительного отношения к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям; Воспитание гражданственности, патриотизма.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебники по литературе,9класс.
учебники по истории, 6 класс, 10 класс.
"Слово о полку Игореве" с комментариями Д.С.Лихачева.
энциклопедии по истории России (древнейший период, Киевская Русь)
соответствующие сайты в Интернете.
Используемая методическая литература: —
Методические разработки по литературе, 9 класс
Методические рекомендациипоистории России, : класс; 10 класс.
Генеологическое древо дома Рюриковичей
Используемое оборудование: —
Портреты, карта, Репродукции картин русскиххудожников,посвященные древнерусской и стории и"Слову о полку Игореве".
Презентация.
Краткое описание: — Этот урок подготовлен для изучения темы по литературе: "Историческая основа народного эпоса". Презентация помогает вспомнить пройденный еще в 6 классе материал по истории России,наглядно представить себе,как, чем жили наши предки.Вспоминаем причины раздробленности Руси, сепаратизм князей,который приводит не только к личному несчастью или гибели,но и наносил ущерб всей стране. Презентацию и материал урока можно использовать также для уроков по истории соответствующего периода в 6 и 10 классе.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
— Тема: Интегрированный урок по литературе и истории: «Слово о полку Игореве». 9 класс.
Учитель истории и обществознания (по первому образованию – литературы) МОУ – СОШ №7 г. Балаково Саратовской области Геворкян Лора Гарниковна
Цели:
ØФормирование у ребят ярких образов историко-литературной эпохи ХII века, дающих возможность самостоятельной оценки фактов и событий;
ØРазвитие аналитических способностей учащихся;
ØПривитие уважительного отношения к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям;
ØВоспитание гражданственности, патриотизма.
— Эпиграф:Вижу Русь!
Торжественно-сурово
Вслушиваюсь в темную строку…
Так и есть,
Сначала было «Слово…»,
Это было «Слово о полку…».
Л.Мазуркин
Оформление:
ØСлайды с историческим материалом
ØВидеофрагменты из «Жизни Древней Руси», «Откуда есть пошла русская земля» (из серии «История государства Российского X – XVI вв.)
ØРепродукции картин русских художников
ØРисунки учащихся (выставка рисунков) по теме.
— Ход урока:
1. Анализ полного названия произведения: «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославовича, внука Олегова».
2. Переход к анализу исторической основы произведения и генеалогического древа Ярослава, которое было подготовлено заранее группой учащихся по поручению учителя. При необходимости вспоминают такие понятия, как «генеалогическое древо», «междоусобица», «удельные княжества», «великое княжение» и т.д.
— Работа над центральным образом произведения – Игорем Святославовичем – продолжается при знакомстве с исторической справкой, подготовленной учащимся.
Историческая справка:
Князь Игорь Святославович (в крещении — Георгий) родился в 1151 г. Онсын Святослава, внук Олега Святославича, черниговского князя. Сам князь Игорь с 1178 г. был новгород-северским князем, с 1198 г. — черниговским. В семилетнем возрасте присутствовал на съезде в Лутове и был свидетелем распрей между князьями. После смерти отца надела не получил. В 1160-1170-ых годах активно участвовал в княжеских усобицах, в составе коалиции, организованном, Андреем Боголюбским, штурмовал Киев. Позже помог двоюродному брату Святославу Всеволодовичу занять Киев. В ходе этой войны познакомился с будущим противником и свояком ханом Кончаком. Смоленские князья нанесли им поражения, Игорь и Кончак вместе спаслись в одной ладье.
В 1184г. был организован удачный поход против половцев. Через год князь Игорь организовал самостоятельный поход, который закончился поражением. Именно это событие лежит в основе «Слова о полку Игореве». Оно было также описано в Ипатьевской летописи. Через шесть лет князь отомстит половцам, нанеся им несколько значительных ударов.
Был женат на дочери князя Ярослава Осмомысла Ефросиньи (В «Слове…» — Ярославне).
3. Продолжая разговор об исторической основе, вспоминаем все, что связанно с врагами русских людей – половцами, с взаимоотношениями с ними, отмечая и тот факт, что некоторые князья использовали их в своей борьбе за киевский престол.
4. Нельзя забывать и такой важный исторический факт, как затмение солнце. Это событие помогло точно определить даты. По словам Н.М.Карамзина, на солнечное затмение Игорь сказал: «Друзья и братья! Тайны божественные никому не ведомы, а нам не миновать своего рока».
5. Необходимо выяснить все об автора. Боян – легендарная личность. Кто на самом деле написал или спел «Слово…», нам не известно, но мы видим, что это человек, глубоко любящий свою страну, думающий о ее будущем, поэтому он, обращаясь к князьям, призывает их у единению против внешнего врага.
6. Необходимо для воссоздания колорита поговорить об оружии и доспехах того времени. Этот материал также могут сами учащиеся подготовить. Можно это обсудить при просмотре фрагментов видеофильмов или репродукций Катрин художников, рисунков учащихся.
— Бегство Игоря из плена. 1185 г.
— 7. По данным репродукциям, иллюстрациям учащиеся готовят анализ определенных эпизодов «Слова…».
8. При технических возможностях можно привлечь оперу А.П.Бородина «Князь Игорь». Это расширит образное пространство изучаемой эпохи и изучаемого произведения.
— — — — — — — — — — — — — — —
Файлы: Презентация 3. Слово о полку….ppt
Размер файла: 2127360 байт.