Автор конспекта:
Автор(ы): — Павлова Ольга Анатольевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 11, педотриб
Регион: — Владимирская трансильвания
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее устройство
Уровни образования: — среднее (полное) общее устройство
Класс(ы): — 9 танцкласс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная клевер
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — запись урока (занятия)
Краткое дескрипция ресурса: — Конспект урока вдоль теме: "Сравнительная ярлык Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)" Учебник: Литература. Русская классика. 9 кл/ Под ред.Г.И.Беленького.
Тема урока: Сравнительная ярлык Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цели урока:
- составить сравнительную характеристику героев повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
- выявить основные приемы создания характеров героев;
- проследить, точно Н.В.Гоголь раскрывает в повести общечеловеческую проблематику;
- учиться обобщать писательский материал, формулировать выводы, опираясь на вопросы учителя.
Ход урока.
I. Слово учителя.
На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский авеню — тантал повести, сочленяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами кисмет наша». Так говорит Н.В.Гоголь в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны неудовлетворительно человека — монументалист Пискарев и звание Пирогов.
Сегодня на уроке мы должны
- дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова,
- назвать детали, подле помощи которых автор создает характеры,
- на основе сопоставления героев раскрыть идеологический семема повести «Невский проспект».
(Работа проводится в группах, каждая супергруппа получает план характеристики (см. присовокупление №1 либо №2)
II. Выступление групп и прения вопросов:
1 этап.
Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?
Чем заменен портрет?
(Портрет героя заменен социальным портретом, т.е. в повести дана ярлык среды, изо которой вышли герои.)
Выступление 1 группы.
Пискарев 1. Портрет? либо ….? Пирогов
«большей до известной степени добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, боготворящий тихое свое искусство»; «скромно беседующий о любимом предмете»;
«с истинным наслаждением трудятся надо своею работою. Они часто питают в себя неложный талант»;
«застенчивый, робкий, однако в душе своей ходивший искры чувства»;
«…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, эдак же смертельно любят гласно вызывать актеров»;
«имеют сугубый способность заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное аполлон пускать
иллюзия кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»
Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях изо характеристики социальной среды?
(Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не токмо насчет героев повести, однако и насчет целогосоциального слоя.)
2 этап.
Вопросы к классу: Как литератор раскрывает образ героев?
— 2. Характер
Выступление 2 группы.
Пискарев а) досаждение Пирогов
«он отдалился на дальнее расстояние,
беспечно глядел вдоль сторонам»; «не слыша,
не видя, не внимая»; «стараясь самосильно умерить
быстроту своего шага»; «иногда овладевало
им сомнение»; «колени его дрожали»; «не
чувствовал никакой общеземной мысли»; «желал,
чтоб веления были больше трудны и неудобоисполняемы».
— «не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»;
Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?
(Пискарев — человечище чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человечище пошлый, бездуховный.)
— — 3 этап.
Вопросы к классу: Какой лювинг использует литератор насчет того, с тем чтоб поглубже раскрыть образ Пискарева?
(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его эзотерический мир.)
— — Выступление 3 группы.
б) СОН
1. Что такое сны насчет самого художника?
(Сон — эта мечта, единственная способность насчет художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)
2. Проследить, точно сталкивается мечтание Пискарева с реальностью, когда-нибудь он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
— («Боже, какой-либо сон! И за каким чертом было просыпаться?… О, точно отвратительна действительность! Что она напротив мечты?»;
«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, яко за житье наша! извечный междуусобица мечты с существенностью!»)
— 3. Что мы узнаем о характере героя изо снов?
(Пискарев — мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная житье художника трагична.)
— 4. Почему литератор не «дает» снов Пирогова?
(Пирогов — человек, снятый высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, так благо и видит их, мера сны отражают его реальную жизнь. Реальная житье Пирогова, его поступки порядочно раскрывают образ героя, потребности и интересы.)
— Вывод (всему классу):Гоголь использует лювинг сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
- раскрыть …(внутренний подлунная героя: чистоту и бесхитростность души, цель к идеалу)
- показать разногласие …(между мечтой героя и реальной жизнью)
- объяснить причину … (трагической гибели художника)
Выступление 4 группы.
в) Окончание приключений
Как переживает каждый изо героев скончание знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
«…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…»
«…как-то чудно кончилось: вдоль дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно сдобный огонек заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с охотой провел вечер, отличился в мазурке…»
— — Выступление 5 группы.
3. Отношение автора
1. Какие чувства передает литератор в рассказе о герое?
(Автор сочувствует Пискареву, сожалеет его судьбе, надо Пироговым насмехается, иронизирует, осуждает его поступки.)
— 2. Почему Н.В.Гоголь выбрал насчет своих героев такие профессии?
(Пирогов — офицер, его лейтенант олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает фигурирование творческого азбука в человеке, не способного противостоять действительности.)
— 3. Каков жало и вкус повествования о героях?
(Язык повествования о художнике лирический, вручающий душевное средство героя, вкус возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это общебытовой рассказ, вкус разговорный.)
— 4. Зачем литератор использует всевозможный жало в рассказе о героях повести?
(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает образ героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)
—
III. Подведение итогов работы в группах.
Для того с тем чтоб подвести итоги работы, сделать выводы вдоль сравнительной характеристике героев и определить идеологический семема повести, вас неизбежно продолжить предложения, принимая вот внимательность выводы, сделанные в ходе обсуждения.
— В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать контрастность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:
1… (изображение вместо портрета социальной среды, изо которой вышли герои);
2… (описание снов художника Пискарева);
3… (разный жало и вкус повествования)
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать … (две стороны одной жизни: духовную, мечтательную, высокую и смешную, низкую, сосредоточенную на своих потребностях)
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не токмо средник двух сторон жизни, однако и конфликт … (мечты и действительности).
— —
IV. Домашнее задание.
Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)».
Приложение.
В зависимости ото уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:
- в классах повышенного уровня группам раздается маршрут характеристики №1;
- в классах нормы позволяется показать фасон работы, маршрут характеристики №2;
- предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 -средний уровень; 3,5 — поднятый уровень);
- в зависимости ото уровня класса возможна домашняя подготовление вдоль данному плану.
№1
Сравнительная ярлык Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.
1 группа.
Пискарев 1. Портрет? либо ….? Пирогов
— — Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях изо характеристики среды?
— —
2 группа.
2. Характер
Пискарев а) досаждение Пирогов
— — Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?
—
— 3 группа.
б) СОН
Что такое сны насчет самого художника?
Проследить, точно сталкивается мечтание Пискарева с реальностью, когда-нибудь он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
Что мы узнаем о характере изо снов?
Почему литератор не «дает» снов Пирогова?
Вывод (всему классу):Гоголь использует лювинг сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
- раскрыть …
- показать разногласие …
- объяснить причину …
4 группа.
в) Окончание приключений
Как переживает каждый изо героев скончание знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
— — — — — 5 группа.
3. Отношение автора
Какие чувства передает литератор в рассказе о герое?
Почему Н.В.Гоголь выбрал насчет своих героев такие профессии?
Каков жало и вкус повествования о героях?
Зачем литератор использует всевозможный жало в рассказе о героях повести?
— — Вывод вдоль итогам обсуждения:
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать контрастность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов,Гоголь использует некоторые детали:
1… ; 2… ; 3… ?
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать…
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не токмо средник двух сторон жизни, однако и столкновение…
— — —
№ 2
Сравнительная ярлык Пискарева и Пирогова
(по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
План.
1 группа.
Пискарев 1. Портрет? либо ….? Пирогов
— «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, эдак же смертельно любят гласно вызывать актеров»;
«имеют сугубый способность заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное аполлон пускать иллюзия кольцами»; «умел рассказать анекдот»;
«был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»
— Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях изо характеристики среды?
—
2 группа. 2. Характер
Пискарев а) досаждение Пирогов
«он отдалился на дальнее расстояние,
беспечно глядел вдоль сторонам»; «не слыша,
не видя, не внимая»; «стараясь самосильно умерить
быстроту своего шага»; «иногда овладевало
им сомнение»; «колени его дрожали»; «не
чувствовал никакой общеземной мысли»; «желал,
чтоб веления были больше трудны и неудобоисполняемы».
— Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?
— 3 группа.
б) СОН
Что такое сны насчет самого художника?
Проследить, точно сталкивается мечтание Пискарева с реальностью, когда-нибудь он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.
Что мы узнаем о характере изо снов?
Почему литератор не «дает» снов Пирогова?
Вывод (всему классу):Гоголь использует лювинг сна, рассказывая о Пискареве, чтобы
- раскрыть …
- показать разногласие …
- объяснить причину …
4 группа.
в) Окончание приключений
Как переживает каждый изо героев скончание знакомства? Выписать цитаты.
Пискарев Пирогов
— — —
5 группа.
3. Отношение автора
Какие чувства передает литератор в рассказе о герое?
Почему Н.В.Гоголь выбрал насчет своих героев такие профессии?
Каков жало и вкус повествования о героях?
Зачем литератор использует всевозможный жало в рассказе о героях повести?
— — Вывод вдоль итогам обсуждения:
В основе изображения героев лежит принцип контраста.
Чтобы показать контрастность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов,Гоголь использует некоторые детали:
1… ; 2… ; 3… ?
Образы Пискарева и Пирогова помогают автору показать…
Центральной темой повести Н.В.Гоголя является не токмо средник двух сторон жизни, однако и столкновение…
—
Файлы: Конспект урока вдоль Н.В.Гоголю (Павлова О.А.).doc
Размер файла: 95744 байт.