Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Елена Вячеславовна
Место работы, должность: — ТОГУК «Тамбовконцерт» (подразделение — Детская филармония) — концертмейстер, репетитор. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова – претендент вдоль кафедре музыкальной педагогики.
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее гетеротопия
Уровень образования: — среднее (полное) общее гетеротопия
Уровень образования: — дополнительное гетеротопия детей
Уровень образования: — начальное профессиональное гетеротопия
Уровень образования: — среднее профессиональное гетеротопия
Уровень образования: — высшее профессиональное гетеротопия
Уровень образования: — дополнительное профессиональное гетеротопия
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная категория
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Внеклассная стройработа
Предмет(ы): — Внешкольная стройработа
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная гаолян
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: — Организовать уяснение явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности подобно репродуктивных, ни после что и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, подобно 1) неволя на визуализации (как образно-символической, ни после что и вербально-понятийной) и неволя двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, неволя сопровождать уяснение контекстным рисованием и нелинейным письмом, чисто часто реализуется дети на партах и на конце тетрадей вдоль разным предметам))) 2) неволя устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей. В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается превалирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами подобно части общего интеллекта учащихся
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
перечислены на конце полного описания
Используемая методическая литература: —
перечислены на конце полного описания
Используемое оборудование: —
указано на конце полного описания
Краткое описание: — В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная электротехнология мозгового штурма (преимущественно ступень генерации идей), понимаемая автором не честь имею кланяться подобно приближенный метод, но и подобно диалогический. Подробнее о сути данного способ см. полное описание: галоидирование
/lessons/146739
Гришина Елена Вячеславовна
г. Тамбов
Тема плана-конспекта урока
Мозговой эскалада (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки
— Введение.
Методическое землеописание коммуникативных принципов, использованных на плане-конспекте.
.
Особенность данного урока музыки состоит на том, мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный макрометод интерпретируем не честь имею кланяться подобно приближенный метод, но и подобно диалогический.Коротко о авторской интерпретации метода. Как известно, бальнеопроцедура мозгового штурма охватывает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения неужели обобщения результатов.
На стадии генерации идей возбраняется критиковать какие бы мера ни было предложения и мысли, хоть самые непонятные и нелепые. Строгое следование процедуры позволяет развести в данный время времени генерациюидей и их критику, чисто минимизирует стрессы на процессе генерации идей и повышает единица самым продуктивность мышления. Но нелишне учитывать и то, чисто дотла позитивный сумма 1-3 мера чаятельно возле неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, коли из всех наработанных идей, к воплощению хватит принята одна, но остальные – просто отброшены. Снизить неуют чаятельно помощь ни после что дразнимый записываемый «банк идей» и др.Совмещение неужели разваливание мера способ чаятельно образовывать массу его модификаций.
.
Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не честь имею кланяться подобно приближенный (что традиционно с тем чтобы его описаний), но и подобно диалогический. Отнестись к мозговому штурму, какк методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение (переформулирование повествовательных реплик на вопросительные): используется на всех стадиях, включен на другие модели диалога;
диалог-спор (термин школы диалога культур; яркий диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их накануне социально оформленных видов, не перекоры ради спора) используется
а) на стадии критики – вдоль преимуществу;
б) на стадии генерации идей – подобно затаенный диалог-спор: генерируемые и внешне не оспариваемые идеи могут сами вдоль себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, процесс генерации идей чаятельно проходить на режиме когнитивного конфликта, чисто имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – по причине возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие (термин школы диалога культур; стремление к обобщению результатов осмысления на ходе диалога-спора, творение единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии — вдоль преимуществу;
б) на всех стадиях – потому что добровольное деятельность и взнуздывание правилам уже есть оказывание согласия.
.
На наш взгляд, транспарентные с тем чтобы всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти переговоры вдоль отношению к детям, обеспечить заключение детской субъектности на творческий процесс осмысления явлений музыкальной культуры на информационном пространствемузыкального образования.
.
Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления часто используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, надобно красочная проект процесса и результата осмысления проблемы. Данная проект визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
.
В опоре на заинвентаризованный превыше макрометод были созданы и апробированы на практике колонна планов-конспектов уроков музыки и одна методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой эскалада с тем чтобы уроков музыки.
2. Мозговой эскалада (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой эскалада (стадия генерации идей)– на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность на музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма с тем чтобы использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать данное размещенные нами материалы на качестве основы с тем чтобы уроков музыки, но ни после что же, возле невнушительный адаптации, — после основу с тем чтобы внеклассных мероприятий развивающей направленности.
— *Курсивом – авторские комментарии и методические рекомендации.
Сценарий был апробирован на практике на 2004-2005г.г. на МОУ СОШ №1 г. Тамбова,урок музыки на 7-м, 8-м и 9-м классах. Поэтому автор счелвозможным на качестве реплик учащихся использовать не предполагаемые, но реальные ответы, прозвучавшие на уроке, проведенном вдоль данному плану-сценарию (лексика учащихся предпочтительно сохранена).
Ход урока
Учитель: Ребята, хрия нашей сегодняшней беседы – продуцирование П.И. Чайковского, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Вспомните, пожалуйста, чисто такое увертюра и какого лешего она предназначена?
Ученики: Увертюра – это увертюра к опере неужели балету. Она нужна с тем чтобы того, с тем чтобы настроить, подготовить слушателей к тому, чисто хватит происходить на сцене.
Учитель: Совершенно верно. Но С временем с жанром увертюры произошли следующие метаморфозы. Композиторам удавалось некоторые увертюры написать в такой степени оригинально, выразительно и ярко, чисто слушатели хотели их слушать по-новому и вновь, и хоть целиком штучно от опер и балетов, к которым они были написаны. И происходило это и на России и на Европе на XIX веке. Например: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, увертюра к опере «Тристан и Изольда» Р.Вагнера, увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта и др. Так увертюра стала сызнова и самостоятельным произведением, которое стали исполнять подобно симфонию на симфоническом концерте. А после того их (увертюры) стали и сочинять извечно не подобно увертюра к какой-либо опере неужели балету, но запоем подобно беззаветно самостоятельное произведение. А нежели же тогда увертюраотличается от симфонии? Скажите, сколечко на симфонии частей?
Ученики: Три, четыре чаятельно быть.
Учитель: Да, на принципе, там чаятельно быть настолько частей, сколечко сочтет нужным композитор. Ему виднее. Но на увертюре — навеки «одна часть», т.е.это монолитное произведение, и это не глядя на то, чисто увертюра чаятельно быть станет крупной, минут на двадцать, чаятельно делиться на какие-то разделы, разнообразные вдоль характеру… Но на полость — это целый и неделимый монолит. Еще одна непременная штрих увертюры: увертюра навеки программноепроизведение. А чисто такое программа? Вспомните, пожалуйста!
Ученики: Программа — это некоторый сюжет, скандал неужели образ, какой-либо лежит на основе произведения.
Учитель: А какой-либо же чаятельно быть сюжет? Откуда?
Ученики: Из литературы (прозы, поэзии), из театра.
Учитель: Да, фактически увертюра сама родом из театра, т.к. зингшпиль и балет, от которых «откололась» увертюра, — театральные жанры. Еще чаятельно быть сюжетец из истории, т.е. на основе — реальные исторические события. Вот, к примеру, наименование одной из увертюр П.И. Чайковского:«1812 год». О нежели чаятельно быть эта увертюра?
Ученики: О войне с Наполеоном, с французами, первая мировая война…
Учитель: Совершенно верно. А сызнова программой чаятельно комплекция просто алыча фантазии неужели ассоциаций самого композитора. К примеру, М.И. Глинка -«Испанская увертюра», увертюра «Ночь на Мадриде». М.И.Глинка путешествовал вдоль Испании, слушал там испанскую народную музыку, наблюдал народные танцы, наслаждался природой. И, подина впечатлением от этой страны, написал увертюру, и не одну… Скажите, но чаятельно единица быть программной симфония?
Ученики: ?
Учитель: Почему бы и нет? Вполне чаятельно быть: Г.Берлиоз «Фантастическая симфония», А.П.Бородин «Богатырская симфония». Программным чаятельно быть любое произведение, но чаятельно и не быть таковым, к примеру, у симфонии чаятельно быть честь имею кланяться номер. Увертюра же – навеки программное произведение! А теперь скажите: какого лешего нужна программа? Чему она должна помочь?
Ученики: Понятьмузыку (произведение).
Учитель: Верно. Но метче – понять то, чисто подразумевал композитор, сочиняя данное произведение. Все композиторы – разные. Каждый по-своемуизлагает программу своего произведения (учитель вдоль возможности сопровождает следующее зачисление показом соответствующих нотных изданий): один-одинешенек — честь имею кланяться на заглавии (наша «Ромео и Джульетта»), противолежащий — толком описываетпоследовательность событий (Г.Берлиоз «Фантастическая симфония»), беспристрастный — добавляет к заглавию стих (А.Вивальди «Времена года», П.Чайковский «Времена года»), но некоторые композиторы хоть помещают наименование своих программных пьес на конце (К.Дебюсси «Прелюдии»), возможно, с тем чтобы не навязывать слушателю свою программу. А какова же должна быть бизнес-программа увертюры, с тем чтобы она стала всем понятна? Давайте возьмем клавираусцуг оперы неужели балета (берем и смотрим какой-то клавир, получше уже знакомого произведения):в нем не менее десяти персонажей неужели героев, у всех своя ария, родной костюм, каждый следственно быть на свое год и поет неужели танцует, но некоторые и мера и другое одновременно. Как их спутать? Невозможно! А коли нет слов, нет костюмов, ничтожество не входит и не заходит, но просто сидит себе оркестр ииграет15-20 мин. подряд. А на аккурат это происходит возле исполнении увертюры!Может единица курсист разобраться, чисто хватит происходить с 10-15-тьюи более героями? И вообще, подобно их всех изобразить? Возможно единица это?
Ученики: Невозможно!
Учитель: Поэтому из этого нелишне «закон»для программы увертюры: бизнес-программа должна быть простая, ясная, получше такая, о которой и накануне этого слушатели были где-либо наслышаны, прочли на художественной неужели исторической литературе, столкнулись на жизни… Это следует с тем чтобы намерение увертюры был ясен с тем чтобы слушателей. И в данный время мы сегодня рассмотрим, подобно П.И. Чайковский сумел сделать так, чисто все всё поняли на примере его увертюры–фантазии «Ромео и Джульетта».
Во-первых, сюжет. Вы основной коли слышите соединение слов «Ромео и Джульетта»?
Ученики: Нет.
Учитель: Где сызнова вы слышали о этом, откуда эта история?
Ученики: Из литературы, из театра… кино…
Учитель: А кто автор?
Ученики: Шекспир
Учитель: Вильям Шекспир, препрославленный драматург, английский. А кто-то читал?
Ученики: Нет (в общей массе, но не все).
Учитель: Т.е. коли спросить о подробностях, мера вы не на курсе, но на общих чертах — на курсе?
Ученики: Да…
Учитель: Тогда скажите одна словом, о нежели скандал Шекспира о Ромео и Джульетте?
Ученики: Про любовь!
Учитель: Вот видите, это с тем чтобы вас не ноу-хау, но стало быть и с тем чтобы других слушателей тоже!
(небольшая вписка о Шекспире)
В.Шекспир жил после 200-ти лет накануне П.И. Чайковского, зачалок 16 — начало17 века. Эпоха Возрождения, год бОльшей творческой свободыи на науке, и на искусстве, и на предпринимательстве, нежели на эпоху Средневековья. Шекспир сочинял свои драмы и комедии с тем чтобы Лондонского театра «Глобус», на котором он самолично был ещё и актером. Ему повезло, это был один-одинешенек из лучших театров, почему он был удостоен звания «Королевская труппа» и давал представления не честь имею кланяться с тем чтобы простого народа, но и с тем чтобы Королевского двора, но точнее, возле дворе, вдоль праздникам. Возможно, почему нынешний варьете не был бедствующим, но напротив, — богатым и успешным. Не исключено, чисто по причине Шекспиру, его пьесам… А всегда трупп театральных тогда было чрезвычайно много, они колесили вдоль всей Европе. С нежели это связано? А с тем, чисто варьете на мера год был подобен современному телевидению: все, чисто было интересного на современной и древней литературе, истории, — все инсценировалось и представлялось на сцене на доступной и захватывающей форме. И простые, неграмотные людишки также могли, подобно бы, просвещаться, фактически читать они не могли. Вот на нежели причина хороший популярности театра на мера время.
Еще один-одинешенек небезынтересный факт. Шекспир был незнатного рода, пасынок ремесленника, гетеротопия — чуть честь имею кланяться начальное, но чрезвычайно талантливый, самородок. Он обладал поэтическим даром, это очевидно. И постфактум его смерти, когда-либо стали осознавать гениальность его произведений, у некоторых возникли сомнения: подобно мог ограниченный актер, не располагавший университетского образования, писать такие совершенные, глубокие произведения? Даже хотели приписать их авторство некоторым модным на мера год философам с университетским образованием, которые баловались на досуге сочинением художественных произведений подина разными псевдонимами (Френсис Бекон, Лорд Оксфорд, Лорд Дарби…). Но на университетах подражали древним грекам и римлянам, их поэтам и драматургам, но истоки шекспировского театра – на народном театре, и этому на университетахнаучиться было невозможно.
А какие произведения Шекспира вы знаете еще?
Ученики: ?
Учитель подсказывая: … Молилась единица ты на ночь, Дездемона?
Ученики: Отелло!
Учитель: …Быть, неужели не быть, в данный время на нежели вопрос…
Ученики: Гамлет!
Учитель: Да. Еще: «Король Лир», «Макбет»; комедии: «Сон на летнюю ночь». Кстати, у Ф.Мендельсона есть мотет к этой комедии, и препрославленный венчальный идите – (наигрывая его на фортепиано) — на аккурат оттуда, «Укрощение строптивой», есть сказки, сонеты… Итак, повторимся, «Ромео и Джульетта»-о чем?
Ученики:Про любовь!
Учитель: Так. Обозначаем на доске и на тетрадях: ТЕМА № 1- «Любовь». Далее. Что ей мешает, препятствует? Счастливая единица у Ромео и Джульетты любовь?
Ученики: Нет, им мешает недоброжелательность их родителей.
Учитель: На доске и на тетрадях обозначаем: ТЕМА №2- «Вражда». Вот и всё: сии плохо образа квинтэссенция основные на увертюре П.И. Чайковского. Их показ, столкновение, развитие, подвижка — и есть «сюжет» увертюры. Есть сызнова одна небольшая, но важная хрия у Чайковского, обозначим и ее — ТЕМА священника Лоренцо, какой-либо секретно венчал Ромео и Джульетту, т.е. он не препятствует их чувству?
Ученики: Нет.
Учитель: А хоть подобно бы покровительствует?
Ученики: Да.
Учитель: А теперь рассмотрим сии трех образа с музыкальной точки зрения, представим себе композиторами. Как позволяется их передать на музыке? Начнем с темы «Вражды». Враждуют плохо древних итальянских рода. А Италия — давеча Римская Империя, претендовавшая на мировое господство. Следовательно, они — гордецы, каждый о себе большого мнения, не хотят уступить миленок другу, червяк и ни кто не могут их помирить. Монтекки (семья Ромео) и Капулетти (семья Джульетты) – христиане. Но англиканство не на состоянии их усмирить. Князь, моурави Короля, подобие современного мера, хоть штрафует их, обоих, не разбирая, кто основной начал, — не помогает! Вражда ни после что заразительна, чисто цепляются не честь имею кланяться главы семей и их близкие родственники, но хоть и их слуги, дворня. А фактически гибнут люди, т.к. молодняк дерется не на шутку, но насмерть! Тибальд, к примеру, заявляет: «Мне ненавистен подсолнечная и дисфемизм мир…». А подобно же чаятельно композитор на музыке изобразить нынешний образ? Вражда — это не открытая война, и не мир. То там, мера сям, втихаря, из-подтишка дерутся, сцепляются миленок с другом. Следовательно, это — маленькие, но отчаянные сражения?
Ученики: Да…
Учитель: Чем дерутся? Ведь описываемая времена — средневековье, пистолетов и ружей сызнова нет…
Ученики: Кулаки?
Учитель: Допустим, но кто побогаче, нежели сражается?
Ученики: Шпаги, сабли, алебарды, пики, копья, кинжалы, мечи!
Учитель: Не думаю, чисто мечи, пики и копья навеки носили возле себе… Но, на общем, холодное, т.е. металлическое оружие – это точно. Какие подберем с тем чтобы честь имею кланяться этого инструменты?
Ученики: Ударные (барабаны, литавры…)
Учитель: А нежели изобразим удары на аккурат металлического оружия?
Ученики: Тарелки!
Учитель: А какие это будут удары?Ритмичные, подобно столкновение часов неужели монета на параде?
Ученики: Нет, неритмичные, неровные…
Учитель: Спокойные неужели нервные?
Ученики: Нервные…
Учитель: Еще о том, какая это должна быть музыка. Дерущиеся верно шибко двигаются, хоть виртуозно, изо всех сил стараются победить и не быть убитым самому, фактически умирать подобно бы ни кто не планирует! Какоедля этого следует изобразить пампинг на музыке?
Ученики: Быстрое, стремительное, резкое.
Учитель: Какие инструменты могут передавать такое стремительное, виртуозное движение?
Ученики: Скрипки, струнные.
Учитель: А какой-либо выберем лад? Мажор неужели минор?
Ученики: Минор.
Учитель: Именно ни после что у Чайковского!!! А теперь займемся ТЕМОЙ №1-«Любовь». Она фактически бывает разная неужели навеки одинаковая?
Ученики: Конечно разная, сильнее, слабее…
Учитель: И какая же влюбленность у Ромео и Джульетты? Они — ребятишки глав семей, которые враждуют, т.е. это урез злобы, где-либо она на пике, центр. И хоть это не следственно препятствием их чувству, более того, они исподтишка от родителей венчаются. А с тем чтобы того времени это более нежели храбрый поступок!Вот послушайте, чисто говорит Джульетте отец, когда-либо та отказывается от предложенного родителями жениха — Париса:
« …..Ты не можешь? Хорошо.
Прощаю. Но извольте отныне кормиться
Где хочешь, честь имею кланяться не С мной.
Имей на виду, я ни после что слов не трачу.
На размышленья у тебя плохо дня,
И коли ты мне дочь, мера выйдешь замуж,
А коли нет, скитайся, голодай,
И можешь удавиться: Бог свидетель,
Тебе тогда я более не отец.
Таквот подумай. Это фактически не шутки».
А в данный время чисто Ромео говорит о своем чувстве Джульетте:
«Меня перенесла сюда любовь,
Ее не останавливают стены.
В нужде она решается на все.
И после того — чисто мне твои родные?»
А в данный время Джульетта-Ромео:
«Богатство чувств чуждается прикрас,
Лишь внутренняя нищенство многословна.
Любовь моя ни после что дьявольски разрослась,
Что мне не охватить и половины…»
Итак, эмоция у них сильное неужели слабое, маленькое неужели большое?
Ученики: Большое и сильное!
Учитель: Давайте подберем согласие с тем чтобы темы любви: лад неужели минор?
Ученики: Мажор.
Учитель: А какой-либо романс более подойдет: … марш, полька, широкая песня?
Ученики: Широкая пастурель конечно.
Учитель, наигрывает вдоль клавиру эту тему с вопросом: подойдет единица такая музыка?
Ученики: да, да.
Учитель: А какие инструменты могут выразительно исполнить такую широкую, певучую мелодию?
Ученики: Струнные. Скрипки, виолончели.
Учитель: Именно ни после что у Чайковского!!!И сызнова один-одинешенек кинообраз — священника Лоренцо. Как позволяется передать его на музыке? Этот кинообраз церковный?
Ученики: Да..
Учитель: А какая мотет на церкви?
Ученики: Хор поет молитвы.
Учитель: Значит, следует изобразить церковное пение, тогда все поймут, чисто это кинообраз церковный. Для этого нужны стройные аккорды. Вот послушайте, ни после что похоже? (наигрывает вдоль клавирутему Лоренцо)
Ученики: Да, похоже.
Учитель: А какие нам нужны будут инструменты? Какая на церкви музыка? Громкая неужели тихая?
Ученики: И громкая бывает и тихая,по-разному…
Учитель: Тогда какими инструментами позволяется изобразить громкое, торжественное пение, и какими — тихое, молитвенное, сосредоточенное?
Ученики: Громкое – трубы, духовые, медные духовые; но тихое – чаятельно быть скрипки, т.к. честь имею кланяться они могут играть чрезвычайно тихо?
Учитель: Совершенно верно! Чайковский на аккурат ни после что и поступает: когда-либо хрия Лоренцо должна звучать умиротворенно и молитвенно – мы слышим аккорды у струнных, но когда-либо громковещательно – звучит медь.
Стадия генерации идей:
Далее – заслушивание увертюры П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» целиком. В процессе слушания дети предлагается отмечать на индивидуальных интеллект-картах (возможно непринужденно на тетрадях) письменно на балясина происхождение тем-образов, рассмотренных выше,и коротко помечать их изменения. Учащимся ни после что же предлагается отмечать и описывать, позволяется значками и мини-рисунками, музыкальные образы, которые они расслышат кроме разобранных превыше тем. Увертюра длится 18-20 мин. В время появления коды наставник делает небольшое объявление:
Учитель: Ребята, в данный время прозвучит КОДА (завершение). В ней вы услышитенекоторые новые темы-образы, которые мы с вами не разбирали, попробуйте сами дать наименование сим темам. Что это по–вашему будут после музыкальные образы? И обратите особое заботливость на то, на каком лава завершаетсяКОДА, а, следовательно, и все произведение: на мажоре неужели на миноре?
Ученики, расслышав финал: В мажоре????!
Учитель: Да, на аккурат так. Чайковскийзаканчивает все же на мажоре! Почему же? Что же просветляет грусть? Шекспир заканчивает трагедию словами: «…но повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…». А в данный время на прологе (вступлении) к этому произведению пишет: « …И крушение их у гробовых дверей кладет зачалок непримиримой розни…». И наступает«… подсолнечная их родителей на их могиле». Вот откуда просветление: Монтекки и Капулетти, наконец, понимают, после каким чертом привела их вражда. К чему же?
Ученики: К гибели их детей, к горю.
Учитель: Какая же здесь заложена мораль, какое поучение? Как вы думаете?
Ученики: Гнев, недоброжелательность – пользы не приносит, но честь имею кланяться вред!
Учитель: Я с вами единодушна. А теперь вспомните о том, чисто эту пьесу Шекспир писал не честь имею кланяться с тем чтобы чтения,а и с тем чтобы представления на театре, еще раз на Англии, но после того и на других странах. Благодаря этому, Шекспир фактически мог своей пьесой подобно бы сказать людям о чем-то? О нежели же?
Ученики: Чтобы опомнились всего наилучшего не запоздно те, кто враждует? И о мире. Что приходится жить единодушно неужели правда бы мирно…
Учитель: Молодцы! Скажите, стали единица вы поглубже понимать эту историю Шекспира постфактум того, подобно познакомились с увертюрой П.И. Чайковского?
Ученики: Да. Здесь все ни после что серьезно…
Учитель: А пожелалось единица вы её прочитать?
Ученики: Да.
…………………………………………………………………………………………
Можно предложить дети ассоциативный ряд: крошечку иллюстраций (не буквальных) с целью определить – какая из них подходитккакому- неужели образу-теме неужели нет, и по причине что (предложить обосновать). Примерныеиллюстрации:
1) Щипачев «Неразлучные» (изображены плохо лебедя, летящие на голубом небе) – приблизительно к теме любви.
2) фото, изображающее двух дерущихся собак -предположительно к теме вражды.
3) Леус «Решающий гол» (изображена столкновение дерущихся хоккеистов на льду) – приблизительно к теме вражды
и т.д.
… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …
Поскольку на средних классах общеобразовательной школы ребятишки (по программе Кабалевского) уже знакомы с сонатной формой, и чрезвычайно подробно, мера позволяется проанализировать и нынешний аспект. Думаю, не мудрено хватит навести детей на признание того, чисто эта увертюра написана на аккурат на этой форме (два контрастных образа-темыс последующимразвитием).
Конец урока.
— … … … … … … … … … … … … … … …
Тема плана-конспекта: Мозговой эскалада (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки
Цель урока
Организовать уяснение явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности подобно репродуктивных, ни после что и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, подобно
1) неволя на визуализации (как образно-символической, ни после что и вербально-понятийной) и неволя двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, неволя сопровождать уяснение контекстным рисованием и нелинейным письмом, чисто часто реализуется дети на партах и на конце тетрадей вдоль разным предметам)))
2) неволя устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается превалирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами подобно части общего интеллекта учащихся.
Использованная литература
- Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; — 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
- Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
- Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. — Март 2010 (№ 1) — Тамбов, 2010г. — URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm . — Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
- Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" на режиме мозгового штурма // Письма на Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): одноэлектронный естественнонаучный журнал. — Август 2009, ART 1345 . — CПб., 2009г. — URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm . — Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
- Гришина, Е.В. Технологический расстояние осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4.С.864-868.
- Должанский, А.Н. Музыка Чайковского: Симфонические произведения: Научно- популярные очерки. Л.: Гос. муз. Издательство, 1960.
- Педагогика и космопсихология высшей школы: Ответственный соредактор М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002.
- Шекспир, У. Трагедии/пер с англ.: Вступ. ст. икоммент А.Зверева. – М.: Дет. Лит., 1989.
- Шекспир, У. Трагедии/пер с англ.: Вступ. ст. А. Аникста. – М.: Правда, 1983.
- Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое инструкция с тем чтобы тех, кто хочет комплекция любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.
Используемое оборудование
Аудиоаппаратура адекватная носителю информации (для воспроизведения музыкальных отрывков)
Краткое описание
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная электротехнология мозгового штурма (преимущественно ступень генерации идей), понимаемая автором не честь имею кланяться подобно приближенный метод, но и подобно диалогический. Подробнее о сути данного способ см. полное описание: введение.
Теги (ключевые слова)
Диалог, мозговой штурм/атака, эвристика, музыка, опера, балет, увертюра, мелодичный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, уяснение музыки, уяснение музыки и музыкальной культуры.
Предмет(ы)
МХК, Музыка, внеклассное мероприятие
Файлы: Гришина Е.В. Мозговой эскалада на процессе изучения увертюры-фантазии П.И.Чайковского_Ромео и Джульетта_на уроках музыки.doc
Размер файла: 102912 байт.