Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Елена Вячеславовна
Место работы, должность: — ТОГУК «Тамбовконцерт» (подразделение — Детская филармония) — концертмейстер, репетитор. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова – соискатель вдоль кафедре музыкальной педагогики.
Регион: — Тамбовская круг
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее образованность
Уровень образования: — среднее (полное) общее образованность
Уровень образования: — дополнительное образованность детей
Уровень образования: — начальное профессиональное образованность
Уровень образования: — среднее профессиональное образованность
Уровень образования: — высшее профессиональное образованность
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 сорт
Класс(ы): — 6 сорт
Класс(ы): — 7 сорт
Класс(ы): — 8 сорт
Класс(ы): — 9 сорт
Класс(ы): — 10 сорт
Класс(ы): — 11 сорт
Предмет(ы): — Внеклассная стройработа
Предмет(ы): — Внешкольная стройработа
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная сорго
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: — Организовать просекание явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности словно репродуктивных, таким образом и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать экий «спутник» процесса мышления учащихся, словно потреба устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей. В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается господствование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами словно части общего интеллекта учащихся
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
перечислено на конце полного описания
Используемая методическая литература: —
перечислено на конце полного описания
Используемое оборудование: —
перечислено на конце полного описания
Краткое описание: — В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная спецтехнология мозгового штурма/атаки (преимущественно совмещенные ступень генерации идей и ступень итогового обобщения результатов совместного осмысления), понимаемая автором не до скорого свидания словно эвристический метод, но и словно диалогический. Подробнее о сути данного средство см. полное описание: введение.
— /lessons/146738
Гришина Елена Вячеславовна
Г. Тамбов
Тема плана-конспекта:
Преемственность на музыке разных эпох и стилей на примере 1) старинного знаменного напева, 2) Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения»), 3) Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов).
Введение.
Методическое перипл коммуникативных принципов, использованных на плане-конспекте.
— Особенность данного урока музыки состоит на том, мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный эхометод интерпретируем не до скорого свидания словно эвристический метод, но и словно диалогический.Коротко о авторской интерпретации метода. Как известно, операция мозгового штурма охватывает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения неужто обобщения результатов.
На стадии генерации идей возбраняется критиковать какие бы таким образом ни было предложения и мысли, даже самые непонятные и нелепые. Строгое ригоризм процедуры позволяет развести во времени генерациюидей и их критику, похоже минимизирует стрессы на процессе генерации идей и повышает единица самым дельность мышления. Но нужно учитывать и то, похоже деревня позитивный успех 1-3 мера может подле неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, коль из всех наработанных идей, к воплощению будет принята одна, однако остальные – просто отброшены. Снизить дискомфорт может помощь таким образом кликаемый документируемый «банк идей» и др.Совмещение либо разваливание мера средство может образовывать массу его модификаций.
— Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не до скорого свидания словно эвристический (что традиционно чтобы его описаний), но и словно диалогический. Отнестись к мозговому штурму, какк методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение (переформулирование повествовательных реплик на вопросительные): используется на всех стадиях, включен на другие модели диалога;
диалог-спор (термин школы диалога культур; сильный диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их ступень социально оформленных видов, не перекоры чтобы спора) используется
а) на стадии критики – вдоль преимуществу;
б) на стадии генерации идей – словно замазанный диалог-спор: генерируемые и собой не оспариваемые идеи могут сами вдоль себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, фотопроцесс генерации идей может проходить на режиме когнитивного конфликта, похоже имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – благодаря возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие (термин школы диалога культур; старание к обобщению результатов осмысления на ходе диалога-спора, конструирование единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии — вдоль преимуществу;
б) на всех стадиях – ввиду добровольное фигурирование и гипотаксис правилам поуже есть демонстрирование согласия.
— На наш взгляд, транспарентные чтобы всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти диалог вдоль отношению к детям, обеспечить инкорпорация детской субъектности на творческий фотопроцесс осмысления явлений музыкальной культуры на информационном пространствемузыкального образования.
— Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления дробно используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, угодно красочная электросхема процесса и результата осмысления проблемы. Данная электросхема визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
— В опоре на заинвентаризованный выше эхометод автором были созданы и апробированы на практике рядок планов-конспектов уроков музыки и некий методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой наскок чтобы уроков музыки.
2. Мозговой наскок (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой наскок (стадия генерации идей)– на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность на музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма чтобы использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать условие размещенные нами материалы на качестве основы чтобы уроков музыки, однако таким образом же, подле небольшой адаптации, — после основу чтобы внеклассных мероприятий развивающей направленности.
— *Курсивом – авторские комментарии и методические рекомендации.
Сценарий был апробирован на практике на 2005г. на МОУ СОШ №1 г. Тамбова,урок музыки 7-м и 8-м классах. Поэтому творец счелвозможным на качестве реплик учащихся использовать не предполагаемые, однако реальные ответы, прозвучавшие на уроке, проведенном вдоль данному плану-сценарию (лексика учащихся вдоль преимуществу сохранена).
Ход урока
Учитель:Ребята, какой у нас сегодняшнее на дворе год?
Ученики:2005.
Учитель: А от какого события ведётся выпитый почти во всем мире отсчёт лет?
Ученики: От рождества Христова.
Учитель: Следовательно, истории христианства более двух тысяч лет. И похоже же такое христианство, какие понятия мы связываем с этим словом?
Ученики: Это – религия, мировоззрение, обычаи, культура, искусство…
Учитель: Не могу не согласиться с вами. Переместимся на круг искусства, христианского искусства. В храме, где-либо совершаются богослужения, человека встречают сразу маленько видов искусств. Какие же?
Ученики: Музыка, архитектура, парсуна (учитель дополняет: иконография), скульптура, литература…
Учитель: Совершенно верно. Обратим свойский взгляд к музыке. За две тысячи лет она не могла не претерпеть множества изменений. Попробуемих вычислить, уподобляя с тем, похоже позволено услышать на храме сегодня. Две тысячи лет обратно почти вся музыка, на книжка числе вовне храма, была одноголосной, и случалось, похоже огромные балкон и большущие оркестры играли…. на унисон! Да, да, все они играли одним и ту же мелодию. А сегодня?
Ученики: Сегодня одноголосная рейв – редкость. Даже мелкий храмный товарищество поёт на маленько голосов.
Учитель: еще: на старину, каплю единица не ступень XVIII века на церковных хорах пели до скорого свидания мужчины и мальчики. Женские балкон позволено было услышать исключительно на женских монастырях. А сегодня?
Ученики: Сегодня все заедино поют. Хоры смешанные.
Учитель: Верно, разнохарактерный товарищество на храме воспрещено сегодняшнее назвать редкостью. Теперь порассуждаем о авторстве. На партитурах старинной церковной музыки нередко написано «автор неизвестен», однако таким образом и решительно ни полслова вдоль этому поводу. Можно встретить не фамилию неужто имя автора, однако местосочинения и употребления сей песнопения, например: «напев Валаамскогомонастыря», «болгарский напев», «московский», «киевский» и т.д. А сегодня?
Ученики: Сегодня принято указывать автора, коль до скорого свидания он не хочет самовластно остаться неизвестным.
Учитель: Теперь обсудим запись музыки две тысячи лет обратно и сегодня.
Ученики: Сейчас музыку записывают нотами — картошки на 5-ти линейках. А в первую голову поголовно не записывали.
Учитель:Да, было разумеется время, когда музыку не записывали, запоминали на память. Но как-нибудь единица не менее потребно было изобрести некий интальо записи. Современные ноты изобрели не сразу. Сначала были такие специальные значки, напоминающие восточную письменность. Каждый курсор обозначал не некий звук, однако коротенькую попевку (детям предлагается рассмотреть инсценировка знаменной нотописи). Эти значки называются крюками неужто знаменами. Отсюда, и всю эпоху, когда церковная рейв записывалась знамёнами, однако на России – это вплотную ступень XVI века, называют сегодня эпохой знаменного пения. И даже мелодии напевов, записанные когда-то знамёнами, однако сегодня расшифрованные и переведённые на современную нотацию, — называют знаменными напевами.
Скажите, с каким из искусств на храмовом богослужении незыблемо связана музыка?
Ученики:Слово, т.е. литература…
Учитель: Да. Богослужебныехристианские тексты собраны вдоль преимуществу на два основных словно бы блока: некий химблок – утреннее богослужение, видоизмененный – вечернее. Как они называются, бог знает кто знает?
Ученики: Утром – Литургия. Вечером — Всенощное бдение.
Учитель: Верно. Литургия переводится словно «общее дело», т.е. это общественные молитвы о всех нуждахчеловечества. Это молитвы и о здоровье, о прощении грехов, причём не до скорого свидания теперь здравствующих, но и отошедших на спокой иной, и о хорошей погоде, и многое-многое другое. АВсенощное надсмотр – это ночное бодрствование, неужто ночное время, посвященное молитве. А теперьпорассуждаем о том, похоже после тексты содержатся на Литургии и Всенощном бдении, отонудуже они, и претерпевали единица они такие сильные изменения на поток двух тысяч лет как, к примеру, музыка?
Ученики:Они почти не менялись, оттого похоже что они составлены из отрывков Библии из Ветхого и Нового завета, и из старинных молитв разных святых.
Учитель:Молодцы. А знаете ливы о том, похоже на богослужебных текстах встречаются маленько молитв, которые, вдоль преданию, имеют текстуально ангельское происхождение? Об одном изних я вас сегодняшнее расскажу. Всенощное надсмотр состоит из двухразделов: премьерный посвящён Ветхому завету, видоизмененный – Новому завету. А какое же факт соединяет Ветхий и Новый заветы, с на кой прах начинается Новый завет, Евангелие?
Ученики: С рождения Христа.
Учитель:Вспомните, как толпа узнают о этом событии?
Учитель показывает иллюстрации Г. Доре: адорация волхвов, адорация пастухов.
Ученики: От волхвов и пастухов.
Учитель: А отонудуже же сами, к примеру, волхвы, богатые и высокообразованные толпа с востока, узнали о рождении Христа?
Ученики:Их привела к хлеву с Марией и младенцем Христом звезда. Она светила и показывала им присылка пути.
Учитель: А пастухи? (ожидается закавыка на ответе). Послушайте кусок из Евангелия, где-либо рассказывается о том, отонудуже неужто от кого пастухиузнали о этом: «…в той стране были на пар пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и бессмертие Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вас великую радость, которая будет всем людям: зане теперь родился вас на городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот то-то и оно вас знак: вас найдёте Младенца на пеленах, лежащего на яслях. И нахрапом явилось с Ангелом многочисленное рать небесное, славящее Бога и взывающее: «слава на вышних Богу, и на земли мир, на человецех благоволение!». Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали побратанец другу: пойдём на Вифлеем и посмотрим, похоже после случилось, о нежели возвестил нам Господь…». Обобщим:от кого пастухи услышалитекст «слава на вышних Богу, и на земли мир, на человецех благоволение»?
Ученики: От многочисленного ангельского воинства небесного.
Учитель:Что приключилось ступень появления до скорого свидания воинства небесного? И похоже приключилось с ангельским воинством после?
Ученики:До: некий Ангел делал объявление. После: ангельское воинствоотошло на небо.
Учитель: Верно, вас наблюдательно слушали. Вот просто данный «ангельский» экспликация помещен во Всенощном бдении на границе Ветхого и Нового заветов. Он читается неужто поётся во срок Богослужения (Всенощного бдения) трех раза, запомните это, пожалуйста, это важно. Сейчас я вас спою его на аргумент старинного знаменного напева. А вас наблюдательно послушайте и обратите почтение на следующее:есть единица тут скачки на мелодии, окладистый неужто недалекий широта мелодии, каков покрой мелодии, какой музыкальный жанрик напоминает данный напев, и попробуйте подирижировать кистью руки на характере напева и, может быть, подпеть мне с закрытым ртом. И какие изменения подле повторе мотива вас услышите, ведь он повторяется на службе трех раза.
Далее аргумент исполняется учителем (желательно a capella), целиком-1минута.
Ученики: Характер спокойный, похоже на колыбельную, скачков нет, широта не большой. А какие изменения были подле повторе? Вы просто спели трех раза одним и ту же мелодию! Или нет?
Учитель: Молодцы, вас наблюдательно слушали. Напев поистине состоит из попевки, которая простейшим образом повторяется трех раза. Скажите, тяжело единица запомнить эту мелодию? Кто-нибудь поуже выучил?
Ученики: Мы уже, кажется, запомнили.
Учитель: Тогда давай споем вместе. А коль затрудняетесь С словами, таким образом пойте на гласную «а» неужто с закрытым ртом.
Мотив исполняется совместными усилиями.
Учитель: А нонче мы переместимся с вами из эпохи знаменного пения вXX век. Вначале сей века С.В.Рахманинов, немалый кацап композитор, наш земляк, написал музыку к Всенощному бдению. Вот послушайте, словно звучит кусок из сей произведения на бог же текст, похоже и раньше пропетый нами знаменный напев.
Звучит момент Шестопсалмия Рахманинова.
Ученики: Это же и есть вековой знаменный напев!
Учитель: Верно. Давайте послушаем его все (около 3-х мин.) и обратим почтение на то, словно меняется второе и десерт прокладка мотива у Рахманинова? А на первом проведении попробуйте определить: поют мужчины неужто женщины?
Шестопсалмие С.В. Рахманинова звучит целиком.
Ученики: Сначала поют не таким образом мужчины, не таким образом женщины, отчего-то среднее… Во втором и третьем проведении добавляются новые голоса выспренно наверху и внизу. И таже все становится сложнее и громче, громче. Останавливается на каком-то громе…
Учитель:А словно исчезает худший оглушительный аккорд, который поет деревня хор, ядовито неужто постепенно, однако может быть вовсю постепенно?
Ученики: Оооочень постепенно.
Учитель: Это похоже на потухание неужто на сматывающийся куда-то вира звук? (можно прослушать худший терцквартаккорд ещё раз).
Ученики: Второе.
Учитель: Давайте порассуждаем, может быть, Рахманинов хотел на своем произведении отчего-то выразить неужто изобразить? Сравним его опус с историей сей текста, той, похоже описывается на Евангелии (было прочитано выше):
Учитель: Евангелие: перво-наперво появился некий ангел. В отрывкеиз Всенощной Рахманиновав это время…
Ученики: Поют одни средние голоса.
Учитель: Евангелие: позднее появилось рать небесное. И у Рахманинова на это время…
Ученики:Добавляются новые голоса наверху и внизу, и все становится словно гром!
Учитель: Далее на Евангелии: ангелы отходят на небо…
Ученики: У Рахманинова: сонант «улетает»…
Учитель: Ну и вывод?
Ученики: Похоже, похоже он хотел изобразить все так, словно было на Евангелии.
Учитель: Очень даже может быть. Расскажу вас некий засада о том, словно композиторы, хоть средневековые, придумали изображать ангелов на музыке, например, ангельское пение. Они рассуждали рационально: ангелы отличаются от людей. И чем, к примеру?
Ученики: Летучестью!
Учитель: Верно. Т.е. своими способностями. То, похоже пикник может сделать еле–еле из последних сил, ангелу – до скорого свидания пальчиком пошевелить. Дальше композиторы рассуждали так: достоверно и музыкальные способности ангелов отличаются от человеческих вдоль такому же принципу.Скажите, человеку тяжело петь бесконечно безо дыхания?
Ученики:Да.
Учитель: А вовсю выспренно и вовсю низко?
Ученики: Трудно.
Учитель: А вовсю быструюи вовсю многоголосную музыку?
Ученики: Конечно, трудно.
Учитель:Ну однако вовсю громко, и ещё вовсю восхитительно — тяжело единица петь?
Ученики: Трудно.
Учитель: Ну, один раз человеку это трудно, но единица не менее возможно, таким образом ангелам это целиком и полностью под силу!И ещё, ангелы – это мужчины неужто женщины?
Ученики: Ни таким образом и ни другое, отчего-то среднее.
Ученики: Да. Я думаю, похоже это значит, похоже тембр ангельского голоса не потребно быть нескрываемо женским и нескрываемо мужским, чем-то средним?Ученики: Возможно.
Учитель: Ну и похоже из вышеперечисленного мы можем вспомнить у Рахманинова?
Ученики: Средние голоса, вовсю многоголосно, вовсю громко, долгое дыхание, вовсю выспренно и вовсю низко,и красиво.
Учитель: Ну и вывод?
Ученики: Точно, вовсю похоже на инсценировка ангелов. Как похоже они сами поют данный текст, однако не храмный хор.
Учитель: Еще вас некий вопрос. Вы встречали на современной музыке такое явление, когда старую песню заново аранжируют, поют на новой манере? (подсказка: старые песни о главном…)
Ученики: Да, встречали. Это – ремикс!
Учитель:Рахманинов ведь также взял после основу вековой напев,аранжировал его по-своему…
Ученики:Это также ремикс?
Учитель:А неужто нет? Правда, на его срок это не так называлось: свободная обработка. Очень простые, и, похоже характерно, русские слова. Но слова урывками надоедают, хочется новых, свежих, отсюдова – ремикс...
А сегодня совершаем опять-таки некий скачек, на 1981 год, лопасть XX века. Это срок написания всемирно известнойрок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось», которая С времени первой постановки ступень этих пор не сходит С сцены московского театра «Ленком».
Далее нужно обсудить маленько вопросов, касающихся оперы, вдоль принципу: коль знает бог знает кто из детей, таким образом предоставить арготизм им, однако коль нет, таким образом преподаватель рассказывает сам.
Вопросы чтобы обсуждения:
1) Сюжет кратко. В основе – реальные события почти 300-летней давности. Выдающийся кацап глоб-троттер и общегосударственный деятель, дворянин Николай ПетровичРязанов на 1806г. отправился на оверарм на кораблях «Юнона» и «Авось» на Америку (Сан-Франциско) налаживать дипломатические и торговые отношения. В Америке, не смотря на массу сложностей и неурядиц,судьба посылает ему большую и взаимную любовь. Его избранницей становится юная доченька губернатора Сан-Франциско Кончита. Николай и Кончита обручаются, но государственные дела требуют от Рязанова на какое-то срок вернуться на Россию. По пути на родину, на Красноярске, дворянин заболевает и умирает. Кончита ждет его десять-, двадцать-, тридцать пять лет, потому принимает присяга молчания, и, затепло неужто поздно, отходит на спокой иной…
2) Напеваниенаиболее популярных и знакомых мелодий из этой оперы: — Ты меня на рассвете разбудишь; — Шиповник;
3) Упоминание основных жанров стиля рок:
1.- энергичный, ударный, стопудовый роковый стиль;
2.- рок-баллада, медленная, дробно лирическая;
4) Обсуждение отличийрок-оперы от собой близкого жанра -мюзикла: фабула мюзикла (например: «Кошки») — собой эффектный, яркий, поверхностный, пограничный к развлекательному; фабула рок-оперы (например: «Иисус Христос-суперзвезда») — насыщен сильными и глубокими чувствами, словно правило, это скандал из далекого прошлого, дробно вовсю романтичная…
Учитель: Друзья, позволено единица сказать, похоже фабула рок-оперы «Юнона и Авось» о сильных и глубоких чувствах?
Ученики: Однозначно — да.
Мозговой штурм. Совмещенные ступень генерации идей и завершающая стадия, т.н. констатирующая генерация, безо защиты генерируемых идей (устный мыслеобраз):
Учитель: Сегодня я хочу вас предложить послушать и проанализировать самый вдоль ходу слушания, почти шёпотом, завершение этой оперы. Наличие пауз целиком и полностью позволит нам это сделать безо особого ущерба восприятию.
Далее — выслушивание с момента заупокойной молитвы и ступень конца рок-оперы (около 10-ти мин.), сопровождаемое наводящими вопросами учителя и ответами на них учащихся.
Учитель: Что это и о чём мы нонче узнали?
Ученики: Молитва о упокоении Николая и Кончиты? Значит, они умерли.
Учитель: Что дальше?
Ученики: Как похоже их голоса на фоне мелодии «Шиповника», словно воспоминание… Тишина. Это всё? Опера, наверное, кончилась?
Учитель: Нет, послушайте, похоже мы услышим дальше, когда опера, кажется, должна кончиться, ведь герои таким образом умерли? Вот, слышите что-то, на похоже это похоже.
Ученики:Гул. Как похоже отчего-то зарождается.
Учитель:Далеко неужто близко?
Ученики:И далеко, и поближе отчего-то есть.
Учитель: Высоко неужто низко?
Ученики: Везде.
Учитель: А теперь?
Ученики: Усиливается, приближается…
Учитель: И похоже это вдали вдругпослышалось?
Ученики: Мелодия насилу-насилу слышна, обрывок… такая жевверху, сегодня внизу, ближе, ровно близко.
Учитель: Какие же мелодии и где-либо мы слышим теперь?
Ученики:Мелодии сегодня также везде.
Учитель: А экспликация бог знает кто расслышал?
Ученики: Аллилуиа …
Учитель: Откуда данный текст, некий не русский?
Ученики: Из Библии, церковный.
Учитель:Верно. Аллилуиа на буквальном переводе означает: разумеется здравствует. А похоже еще?
Ученики: Что-то для любовь, для XX век, и все время – аллилуиа…
Учитель: Теперь проанализируйте мелодию: характер, грусто-радостно, мажор-минор, диапазон, попробуйте напеть после этого – смело ли? Красивая мелодия?
Ученики:Мелодия красивая, мажор, радость, петь трудно, т.к. широта ощутительный – голоса не хватает.
Учитель:Ну и похоже же нонче значит С звуком?
Ученики: Мелодия везде, их словно бы много, мелодий, и наверху и внизу, неизмеримо эхо, вовсю громко….. Куда-то улетучивается… Растаяло неужто улетело.
Учитель: Ну вот то-то и оно сегодня рок-опера поистине кончилась. Что же это был после разделение поуже после этого смерти героев? Что камер-музыкант хотел выразить неужто изобразить этой музыкой, словно вас думаете?
Ученики: Как похоже бытие не кончилась, однако продолжается, до скорого свидания на небе…
Учитель: На небе? Тогда расскажите, похоже такого небесного, музыкально-ангельского вас тут услышали?
Ученики: Всё: вовсю высоко, вовсю низко, вовсю многоголосно, мелодия красивая, но сложная, отклик большое, похоже на отчего-то небесное. И слова «аллилуиа» на небе также ангелы поют, кажется…
Учитель: Скажите, однако было единица тут сильное усиление и таже подтаивание звука, словно у Рахманинова на Шестопсалмии?
Ученики: Было, было.
Учитель: Можем единица мы с вами сделать вывод, похоже А.Рыбников использовал те же музыкальные средства, похоже и Рахманинов?
Ученики: Да.
Учитель: Подытожим. С.В.Рахманинов – использовал вековой знаменный напев. А.Рыбников – использовал те же музыкальные средства, похоже и Рахманинов. Они пара использовали на своем творчестве достижения предшественников. Скажите, допустимо единица сочинять музыку отнюдь безо опоры на музыку и музыкальные традиции предшественников, просто с нуля?
Ученики: Трудно себе представить, и на кой прах с нуля вторично начинать, когда ступень тебя поуже начали? Не умно.
Учитель:Вот на этом и есть ценность понятия преемственности. Оно обозначает, похоже когда пикник отчего-то творит, к примеру, музыку, он, конечно, привносит отчего-то новое, неповторимое, от себя, от своего сердца, но и воспринимает том традиции, которая поуже существовала ступень него. И это не до скорого свидания на творчестве, но и на жизни вообще, потому, похоже бытие – это, вдоль сути, есть самое нынешнее творчество. И на жизни, словно и на творчестве, пикник свободен выбирать:какие традиции воспринимать – лучшие неужто худшие, и похоже привносить нового от себе – прекрасное неужто безобразное, плохое неужто хорошее. Это и ваш выбор, даже коль вас ни на жизнь не будете творить на сфере искусства.
Конец урока.
… … … … … … … … … … … … … …
Тема плана-конспекта: Преемственность на музыке разных эпох и стилей на примере
1) старинного знаменного напева,
2) Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения»),
3) Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось»
(с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов, т.е. констатирующей генерации)
Цель урока
Организовать просекание явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности словно репродуктивных, таким образом и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать экий «спутник» процесса мышления учащихся, словно потреба устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается господствование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами словно части общего интеллекта учащихся.
Использованная литература
- Библия на гравюрах Гюстава Доре с библейскими текстами вдоль синодальному переводу. Российское Библейское круг 1995. ISBN 5-85524-010-X.(с.318).
- Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; — 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
- Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
- Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: наука и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. — Март 2010 (№ 1) — Тамбов, 2010г. — URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm . — Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
- Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" на режиме мозгового штурма // Письма на Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный общенаучный журнал. — Август 2009, ART 1345 . — CПб., 2009г. — URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm . — Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
- Гришина, Е.В. Технологический аспект осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4.С.864-868.
- Кандинский, А. Рахманинов и русское аполлон рубежа веков. //Рахманинов,С.В. «Всенощное бдение» (для смешанного хора безо сопровождения) нотное издание. – М.: Музыка, 1989.
- Педагогика и космопсихология высшей школы: Ответственный литред М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002
- Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др., Сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993.
- Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое прохирон чтобы тех, кто хочет сложение любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.
Используемое оборудование
Аудиоаппаратура адекватная носителю информации (для воспроизведения музыкальных отрывков)
Краткое описание
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная спецтехнология мозгового штурма/атаки (преимущественно совмещенные ступень генерации идей и ступень итогового обобщения результатов совместного осмысления), понимаемая автором не до скорого свидания словно эвристический метод, но и словно диалогический. Подробнее о сути данного средство см. полное описание: введение.
Теги (ключевые слова)
Диалог, медуллярный штурм/атака, эвристика, музыка, опера, музыкальный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, познание музыки, просекание музыки и музыкальной культуры.
Предмет(ы)
Музыка, внеклассное мероприятие, МХК…
Файлы: Гришина Е.В. Преемственность на музыке разных эпох и стилей (с использованием технологии мозгового штурма).doc
Размер файла: 114176 байт.