Автор конспекта:
Автор(ы): — Столярова А.В.
Место работы, должность: — учитель музыки ГБОУ СОШ №519
Регион: — Город Москва
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемая методическая литература: —
1. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.
2. Л.В. Назарова «В мире звуков, слов и красок». Рабочая тетрадь по музыке для 5 класса. Издательский центр «Добродея» ГП «Саратовтелефильм».
Краткое описание: — Урок изучения нового материала по теме "Музыка и живопись". Сравнение живописных произведений с музыкальными сочинениями,нахождение сходных образов, приёмов выразительности.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Музыкальный материал:С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»
Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); муз. и сл. Т.А. Мухаметшиной «Возьмите в руки краски» (исполнение).
Ход урока
Оргмомент. Приветствие учителя.
I. Введение в тему урока.
Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина — “Песня о картинах”.
Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы
— О чём эта песня? (О пейзаже, о натюрморте, о портрете)
— К какому виду искусства относятся эти понятия? (Изобразительному, живописи).
— Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?”.
Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Внимательно вчитываясь в строки Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» и слушая нежные, очень несмелые сначала звуки «Вальса» С.С. Прокофьева, мы живо представляем себе первый бал Наташи Ростовой и ее саму, охваченную самыми противоречивыми чувствами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.
Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.
Давайте сейчас проверим.
II. Работа по теме урока.
1. Беседа-сравнение картин и стихотворений.
1) Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.
(«Февральская лазурь» — яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).
(«Цугом» — тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
2) Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?
3) Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
А.С. Пушкин
4) Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
5) В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?
2. Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.
Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.
1) Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
2) Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
3) Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?
4) Что могут передать интонации аккомпанемента?
5) Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
6) Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
7) Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?
8) Что характерно для творчества этого композитора?(Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).
III. Итог урока.
Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.
Исполнение песни «Возьмите в руки краски». ( Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной)
Файлы: С.Рахманинов_-_Прелюдия_соль_диез_минор_(audiopoisk.com).mp3
Размер файла: 2224128 байт.