Автор конспекта:
Автор(ы): — Столярова А.В.

Место работы, должность: — учитель музыки ГБОУ СОШ №519

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемая методическая литература: —

1. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Алеева, Т.И. Науменко /авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.

2. Л.В. Назарова «В мире звуков, слов и красок». Рабочая тетрадь по музыке для 5 класса. Издательский центр «Добродея» ГП «Саратовтелефильм».

Краткое описание: — Урок изучения нового материала по теме "Музыка и живопись". Сравнение живописных произведений с музыкальными сочинениями,нахождение сходных образов, приёмов выразительности.

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Музыкальный материал:С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»

Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); муз. и сл. Т.А. Мухаметшиной «Возьмите в руки краски» (исполнение).

Ход урока

Оргмомент. Приветствие учителя.

I. Введение в тему урока.

Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина — “Песня о картинах”.

Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы

— О чём эта песня? (О пейзаже, о натюрморте, о портрете)

— К какому виду искусства относятся эти понятия? (Изобразительному, живописи).

— Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?”.

Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Внимательно вчитываясь в строки Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» и слушая нежные, очень несмелые сначала звуки «Вальса» С.С. Прокофьева, мы живо представляем себе первый бал Наташи Ростовой и ее саму, охваченную самыми противоречивыми чувствами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.

Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.

Давайте сейчас проверим.

II. Работа по теме урока.

1. Беседа-сравнение картин и стихотворений.

1) Перед вами репродукции картин Э.Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины.

(«Февральская лазурь» — яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).

(«Цугом» — тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).

2) Я прочитаю два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроении ю подходит к каждой из картин? Почему?

3) Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным?

ЗИМНЕЕ УТРО

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С. Пушкин

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

А.С. Пушкин

4) Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?

5) В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? Какие? Каким словам А.С. Пушкина они бы соответствовали?

2. Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.

Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.

1) Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?

2) Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?

3) Какие ладовые, динамические, регистровые, темповые краски использовал композитор? Совпадают ли они с вашими представлениями?

4) Что могут передать интонации аккомпанемента?

5) Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»

6) Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?

7) Какие произведения С.В. Рахманинова вы знаете?

8) Что характерно для творчества этого композитора?(Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).

III. Итог урока.

Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.

Исполнение песни «Возьмите в руки краски». ( Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной)

Файлы: С.Рахманинов_-_Прелюдия_соль_диез_минор_(audiopoisk.com).mp3
Размер файла: 2224128 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология