Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки
Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Елена Вячеславовна
Место работы, должность: — ТОГУК «Тамбовконцерт» (подразделение — Детская филармония) — концертмейстер, репетитор. ТГМПИ им. С.В. Рахманинова – претендент по кафедре музыкальной педагогики.
Регион: — Тамбовская район
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее камнеобразование
Уровень образования: — дополнительное камнеобразование детей
Уровень образования: — начальное профессиональное камнеобразование
Уровень образования: — среднее профессиональное камнеобразование
Уровень образования: — высшее профессиональное камнеобразование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: — Иная ранг
Класс(ы): — 6 танцкласс
Класс(ы): — 7 танцкласс
Класс(ы): — 8 танцкласс
Класс(ы): — 9 танцкласс
Предмет(ы): — Внеклассная творение
Предмет(ы): — Внешкольная творение
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная масскульт
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: — Организовать просекание явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности ровно репродуктивных, таким манером и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, ровно 1) спрос на визуализации (как образно-символической, таким манером и вербально-понятийной) и спрос двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, спрос сопровождать просекание контекстным рисованием и нелинейным письмом, яко частенько реализуется детям на партах и на конце тетрадей по разным предметам))) 2) спрос устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей. В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается сверхдоминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами ровно части общего интеллекта учащихся.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: —
перечислены на конце полного описания
Используемая методическая литература: —
перечислены на конце полного описания
Используемое оборудование: —
перечислено на конце полного описания
Краткое описание: — В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная теротехнология мозгового штурма (преимущественно — нейрула генерации идей), понимаемая автором не только лишь ровно эмпирический метод, однако и ровно диалогический. Подробнее о сути данного средство см. полное описание: введение.
/lessons/146737
Гришина Елена Вячеславовна
Г. Тамбов
Тема плана-конспекта:
Мозговой штурм (стадия генерации идей) – на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
— Введение.
Методическое антропография коммуникативных принципов, использованных на плане-конспекте.
.
Особенность данного урока музыки состоит на том, мы прибегаем к коммуникативной процедуре мозгового штурма. Данный прием интерпретируем не только лишь ровно эмпирический метод, однако и ровно диалогический.Коротко об авторской интерпретации метода. Как известно, физпроцедура мозгового штурма заключает следующие основные стадии:
1. презентацию проблемы обсуждения и условий обсуждения;
2. стадию генерации идей;
3. стадию критики, защиты, обсуждения идей;
4. итоговую стадию принятия решения разве обобщения результатов.
На стадии генерации идей запрещено критиковать какие бы таким манером ни было предложения и мысли, инда самые непонятные и нелепые. Строгое выдерживание процедуры позволяет развести во времени генерациюидей и их критику, яко минимизирует стрессы на процессе генерации идей и повышает единица самым производительность мышления. Но годится учитывать и то, яко всецелый позитивный сумма 1-3 мера может статься возле неправильной организации дезавуировать 4-я стадия. К примеру, раз из всех наработанных идей, к воплощению достаточно принята одна, однако остальные – просто отброшены. Снизить неуют может статься помочь таким манером титулуемый записываемый «банк идей» и др.Совмещение разве развертывание мера средство может статься образовывать массу его модификаций.
— Метод мозгового штурма (мозговая атака, brain storming) мы рассматриваем не только лишь ровно эмпирический (что обычно для его описаний), однако и ровно диалогический. Отнестись к мозговому штурму, какк методу диалогическому нам позволяют диалогические модели отечественной школы диалога культур (В.Библер, С.Курганов и др.), дополненные нашими собственными интерпретациями:
диалог-наведение (переформулирование повествовательных реплик на вопросительные): используется на всех стадиях, включен на другие модели диалога;
диалог-спор (термин школы диалога культур; образный диалог, призван способствовать порождению идей и развертыванию их накануне социально оформленных видов, не безладица ради спора) используется
а) на стадии критики – по преимуществу;
б) на стадии генерации идей – ровно незаметный диалог-спор: генерируемые и собой не оспариваемые идеи могут сами по себе выражать полярные точки зрения, а, следовательно, гибридизм генерации идей может статься проходить на режиме когнитивного конфликта, яко имманентно диалогу-спору;
в) на итоговой стадии – по причине возможной фиксации неразрешенных когнитивных конфликтов;
диалог-согласие (термин школы диалога культур; охота к обобщению результатов осмысления на ходе диалога-спора, строительство единого смыслообраза) используется
а) на итоговой стадии — по преимуществу;
б) на всех стадиях – потому что добровольное чуткость и безответность правилам ранее есть показание согласия.
— На наш взгляд, транспарентные для всех участников коммуникации
1) процедурные «правила игры» мозгового штурма и
2) т.н. психологические «диалогические якорьки» школы диалога культур
- позволяют организовать и соблюсти диалог по отношению к детям, обеспечить ввод детской субъектности на творческий гибридизм осмысления явлений музыкальной культуры на информационном пространствемузыкального образования.
— Для визуализации индивидуальных и коллективных процессов мышления частенько используется интеллект-карта Т. и Б. Бьюзен: нелинейная, древо-образная, невредно бы красочная электросхема процесса и результата осмысления проблемы. Данная электросхема визуализирует логические и ассоциативные связи движения мысли вербально-понятийно и символическими мини-картинками.
— В опоре на заинвентаризованный повыше прием были созданы и апробированы на практике несколько планов-конспектов уроков музыки и одним методическая разработка. Они размещены на портале «Открытый класс»:
1. Развернутая игра Мозговой штурм для уроков музыки.
2. Мозговой штурм (стадия генерации идей) на процессе изучения увертюры–фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» на уроках музыки.
3. Мозговой штурм (стадия генерации идей)– на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
4. Преемственность на музыке разных эпох и стилей на примере старинного знаменного напева, Шестопсалмия С.В. Рахманинова (№7 из его «Всенощного бдения») и Финала из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» (с использованием элементов технологии мозгового штурма – совмещенных стадии генерации идей и стадии итогового обобщения результатов осмысления).
5. Описание одной из форм мозгового штурма для использования на вокально-хоровых занятиях: игра «Фабрика звезд».
Предлагаем коллегам использовать показатель размещенные нами материалы на качестве основы для уроков музыки, однако таким манером же, возле лимитированный адаптации, — после основу для внеклассных мероприятий развивающей направленности.
— *Курсивом – авторские комментарии и методические рекомендации.
Сценарий был апробирован на практике на 2005г. на МОУ СОШ №1 г. Тамбова,урок музыки на 7-м и 8-м классах. Поэтому песенник счелвозможным на качестве реплик учащихся использовать не предполагаемые, однако реальные ответы, прозвучавшие на уроке, проведенном по данному плану-сценарию (лексика учащихся на основном сохранена).
Ход урока
Поскольку рок-опера Ж.Бизе «Кармен» азбука изучаться на этом классе на предыдущем уроке, и ладинос успели прослушать несколько танцевальных номеров, увертюру, был проведен афористичный сплошной сбор с целью освежить на памяти информацию, полученную на прошлом уроке.
Далее учитель: Вы прослушали на прошлом уроке несколько номеров, на которых регтайм изображала…
Учащиеся: Танцы, парад тореадора…
Учитель: Но вам блистательно знаете, яко регтайм способна не только лишь изображать что-то, однако и вы…
Учащиеся: Выражать!
Учитель: Что может статься выражать музыка?
Ученики: Чувства, настроения, мысли…
Учитель: Да, другой раз инда и мысли. И каким же образом регтайм выражает чувства? Какие у неё есть для этого средства, способы?
Ученики: Мажор-минор (лад), пульс может статься быть разный, темп, кантус фирмус может статься меняться…
Учитель: А яко же меняется на мелодии? Вспомните, ведь кантус фирмус — это интонационно окрашенная музыкальная мысль! Значит, кантус фирмус изменяется путём развития интонации?
Ученики: Да.
Учитель: А влияют единица на рост интонации ритм, темп, лад?Можно единица их отделить от развития интонации, разве они неразрывны, слиты с нею? Как вам думаете?
Ученики: Они слиты вместе.
Учитель: Вернемсяк опере «Кармен». Вы знакомы с её сюжетомв общих чертах? В чём его суть? Перескажите кратенько-кратенько?
Ученики (кратенько пересказывают).
Учитель: Вот представьте себе, яко вам пришли на Гранд-ОперА на Париже послушать эту оперу. А дальше её исполняют на языке оригинала, т.е. на французском языке. Кто-нибудь знает французский?
Ученики: (отрицательныеответы).
Учитель: Тогда ровно же вам станете следить после развитием сюжета? Слова таким манером не понятны!
Ученики: Очень просто: по развитию интонации!
Учитель: Так. И после чьей же интонацией вам будете следить? За интонацией главных героев? За интонацией хора?Оркестра? А может статься быть и после единица и после другим?
Ученики: Наверное, приходится следить и после теми после другим.
Стадия генерации идей:
Учитель: Вот мы срочно и попробуем это сделать на примере трёх отрывков из оперы, где-либо Кармен и Хозе «разговаривают» благоприятель с другом. Один фрагмент – из азбука оперы, следующий – из середины, беспристрастный – финальная эпизод (аудио-запись должна быть неизбежно на французском языке; опираясь на клавикорды оперы необходимые отрывки достаточно не хреново найти на аудио-записи оперы). Будем наблюдательно следить, ровно развиваются их интонации, какие чувства выражают сии изменяющиеся интонации, ровно ведёт себе оркестр, поддерживает героев, приблизительно подсказывает, о чём-то намекает, разве напоминает о чём-то. Эти изменениячувств героев, которые вам расслышите на изменяющихся интонациях, будем отмечать словами разве значками, возможно смайлами, — на ваших индивидуальных интеллект-картах. Для того, затем чтоб вам могли отметить рост отношений Кармен и Хозе, отраженное и на музыке оркестра, и на партии Хозе, и на партии Кармен, — я вам начертила на ваших интеллект-картах партитуру:
Кармен________________
Хозе__________________
Оркестр________________
Слева направо, ровно на нотах, ровно на обычном словесном тексте – движется музыкальное срок партитуры, однако линия – вечно фиксирует то, яко на отданный параллельный фактор происходит на разных партиях- приязнь разве разногласие, однако может статься быть и приблизительно более сложное… Попробуем отразить на этой партитуре словами и значками то, яко услышим на музыке оперы на французском языке. Итак, начнём.
Учитель: Первый фрагмент (5 мин.) из 1-го действия: Кармен арестована, Хозе её допрашивает.
Возможны наводящие вопросы учителя:
- В каком тоне Хозе задаёт вопросы?
- Как отвечает ему Кармен, это слова разве какие-то междометия?
- В чём она заинтересована, будучи арестованной?
- Почему разве на кой дьявол Кармен поёт и танцует на допросе?
- Изменяются единица интонации Хозе?
- Как вам думаете, чем кончилась эта беседа?
Учитель: Второй фрагмент (10 мин). Свидание Кармен и Хозе на таверне.
Возможны наводящие вопросы учителя:
- Как относятся благоприятель к другу герои на начале дуэта?
- Танцует единица Кармен на отданный присест и почему?
- Как реагирует Кармен на попытку Хозе, услышавшего сип сигнальной трубы, вернуться на казарму, о чём говорит эта реакция, о каком чувстве к Хозе?
- Как Хозе пытается разрешить начавшийся конфликт?
- Что это после плавная, красивая мелодия, одним из самых красивых на опере, о чём она может статься говорить?
Учитель: Третий отрывок(7мин.)Ветреная и свободолюбиваяКармен полюбила другого -Тореадора, и не скрывает этого от Хозе. Хозе же по-прежнему любит Кармен. Сейчас мы прослушаем их минувший диалог, ровно же будут развиваться события?
Возможны наводящие вопросы учителя:
- Кармен колеблется на своём желании расстаться с Хозе?
- Каков склад интонаций Хозе, он приказывает разве умоляет?
- Кармен пытается сгладить нарастающее раздраженность Хозе разве дразнит его ещё сильнее?
- Что на оркестре?
- Каково общее настроение, есть единица тогда мелодия, на яко похожи короткие и нервные интонации героев?
- Что мы слышим на партии Хозе следом страна ровно свершилось убийство, о каких чувствах и мыслях говорят его интонации?
Учитель: Ребята, давайте попытаемсяпроследить динамику, рост чувств Хозе к Кармен, которое мы расслышали на его интонациях во всех три отрывках.
Ученики, (глядя на свои ум карты): 1) спервоначалу не любит Кармен, инда ненавидит 2) потом, кажется, начинает любить 3)сильно любит 4) любит и ревнует 5) старание и ненависть, смертельная ненависть 6) любит, раскаивается.
Учитель: А бывает единица на жизни, яко на одном человеке уживаются такие разные и сильные чувства ровно у Хозе?
Ученики: Да, на жизни ещё и не такое бывает…
Учитель: Значит, на этой опере изображена истина жизни, реальность? Ученики: Да!
Учитель: А какое музыкальное вергентность вам изучали последние малость уроков, к которому музыковеды и искусствоведы относят и оперу Ж.Бизе «Кармен»?
Ученики: Ре-а-лизм!
Учитель: Следовательно, направлению «Реализм» присуще аксонометрия людей такими, какими они бывают на жизни, на реальности, с внутренними противоречиями, проблемами?
Ученики: Характерно.
Учитель: Ну и апория на засыпку: однако чьи же чувства и мысли выражал оркестр?
Ученики: другой раз чувства Хозе, другой раз Кармен…
Учитель: соглашусь с вами! Но, думаю, не только лишь их. Есть ранее кто-то, аккурат кто-то, кто выразил свои чувства и мысли по поводу происходящего путем партию оркестра… Но в данный фактор я подсказывать и намекать не буду, я думаю, яко дома, на досуге вам сами догадаетесь. И отданный апория мы неизбежно обсудим на следующем уроке.
Ученики: да, приходится подумать…
Конец урока.
— … … … … … … … … … … … … … …
Тема плана-конспекта: Мозговой штурм (стадия генерации идей) – на процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки.
Цель урока
Организовать просекание явлений музыкальной культуры с учащимися подросткового возраста на режиме диалога, на режиме свободы и уважения мнений ВСЕХ участников диалога. Создать на уроке интеллектуальную атмосферу, способствующую востребованности ровно репродуктивных, таким манером и продуктивных сторон интеллекта учащихся. Оптимально задействовать такие «спутники» процесса мышления учащихся, ровно
1) спрос на визуализации (как образно-символической, таким манером и вербально-понятийной) и спрос двигательного со-провождения процесса осмысления (в частности, спрос сопровождать просекание контекстным рисованием и нелинейным письмом, яко частенько реализуется детям на партах и на конце тетрадей по разным предметам)))
2) спрос устно-речевого проговаривания и интонирования возникающих мыслей.
В виду музыкальной направленности предлагаемых к осмыслению проблем, подразумевается сверхдоминирование интонационно-музыкального интеллекта, понимаемого нами ровно части общего интеллекта учащихся.
Использованная литература
- Бьюзен, Т.и Б. Супермышление/пер. с англ. Е.А. Самсонов; — 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003.
- Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988.
- Гришина Е.В., Галиева А.М., К проблеме интерактивности на стыке двух сфер: медиа и культуры современной России (на примере интерактивной модели детской филармонии) // «Актуальные инновационные исследования: урок и практика» (Topical innovation issues: research & implementation): электронное научное издание. — Март 2010 (№ 1) — Тамбов, 2010г. — URL: http://actualresearch.ru/nn/2010_1/Article/pedagogy/grishina.htm . — Гос.рег. 0421000098. ISSN 2075-9843.
- Гришина Е.В. Опыт коллективного осмысления вокального термина "атака звука" на режиме мозгового штурма // Письма на Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): одноэлектронный научный журнал. — Август 2009, ART 1345 . — CПб., 2009г. — URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1345.htm . — Гос.рег. 0420900031. ISSN 1997-8588.
- Гришина, Е.В. Технологический мнение осмысления категории диалога (в контексте музыкального образования) // Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной, и гражданской идентичности. Материалы Х Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля 2008г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. – В 2-х частях. Часть 2. – СПб.: Астерион, 2008. – 471. ISBN 978-5-94856-382-4.С.864-868.
- Педагогика и геронтопсихология высшей школы: Ответственный соредактор М. В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002.
- Школа диалога культур – С.Курганов, И.Соломадин, В.Осетинский, Е.Донская//Школа сотрудничества: практическое директорат для тех, кто хочет стать любимым учителем. – М.: Первое сентября, 2000. – с.118-125.
Используемое электрооборудование
Аудиоаппаратура адекватная носителю информации (для воспроизведения музыкальных отрывков)
Краткое описание
В ходе осмысления явлений музыкальной культуры на уроке используется коммуникативная теротехнология мозгового штурма (преимущественно — нейрула генерации идей), понимаемая автором не только лишь ровно эмпирический метод, однако и ровно диалогический. Подробнее о сути данного средство см. полное описание: введение.
Теги (ключевые слова)
Диалог, мозговой штурм/атака, эвристика, музыка, опера, гармоничный стиль, жанр, интонация, анализ, синтез, воспринимание музыки, просекание музыки и музыкальной культуры.
Предмет(ы)
МХК, Музыка, внеклассное мероприятие
Файлы: Гришина Е.В. Мозговой штурм (стадия генерации идей) — на процессе изучения оперы Ж.Бизе Кармен на уроках музыки.doc
Размер файла: 71168 байт.