Автор конспекта:
Автор(ы): — Чистякова Н.Н.
Место работы, должность: — МОУ «Первомайская сош», учитель истории и обществознания
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: — 1. Подвести учащихся к пониманию причин начала Столетней войны. 2. Познакомить учащихся с основными событиями начального этапа самой дли¬тельной войны в европейской истории. 3. Продолжить формирование умений соотносить события с ве¬ком, изучать исторические источники, логически мыслить, участвовать в обсуждении. 4.Продолжать развивать навык работы с исторической картой и историческими источниками, использовать компьютер для подготовки домашнего задания. 5. Воспитание чувства гордости за своё Отечество.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемое оборудование: —
карта «Англия и Франция во время Столетней войны 1337—1453 гг.», ПК, проектор
Используемые ЦОР: —
презентация
Краткое описание: — Переход к изучению новой темы Итак, мы с вами выяснили, что история государств Англии и Франции тесно связаны между собой. В XIII—XIV вв. в этих государствах шел процесс централизации власти, во Франции в1302 году появились Генеральные штаты, в Англии в 1265 году — парламент. В середине XIV века между ними началась самая длительная война в истории европейских государств — Столетняя. Итак, тема нашего урока — Столетняя война СЛАЙД №1 Давайте вспомним план изучения войны. Что мы должны выяснить? Записывать на доску этот план. Это мы и выясним сегодня на уроке. Каковы причины Столетней войны, главные события войны и её последствия? И почему она называется Столетней? А вам знакомо слово Жакерия? Давайте это тоже запишем в план нашего урока.
III. Изучение новой темы
План
1. Причины войны.
2. Главные события войны.
3. Последствия войны.
4. Что такое Жакерия.
Откройте рабочую тетрадь и запишите тему урока.
Эта война была между двух странами: Англия и Франция
СЛАЙД №2
СЛАЙД №3
— Внимательно посмотрите на карту и покажите две страны, между которыми разгорелась Столетняя война. Скажите, каким цветом обозначено королевство Англия, а каким — королевство Франция.
-Почему на территории Франции есть территория, окрашенная в зеленый цвет.
-Правильно — это владения Англии: на юго-западе Франции — это герцогство Гиень (часть Аквитании), область Креси.
Из моего рассказа, выпишите одну причину соперничества двух стран — Англии и
Франции. И запишите её в тетрадь.
Французский король хотел объединить свою страну и поэтому стремился отвоевать у Англии часть Аквитании: без этого не могло завершиться объединение Франции. Но Аквитания была для Англии ценным источником доходов казны, и английский король не желал терять её без борьбы. Более того, он стремился вернуть утраченные ранее владения во Франции. Феодалы обеих стран в ходе войны хотели обогатиться за счет добычи.
А вторую причину мы узнаем, когда прочитаем документ №1 и ответим на все вопросы.
Б) Фруассар. «Хроники»
Король Англии запер, все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство — главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон… Из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве…
- Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами?
(Из-за Фландрии.)
- Почему Англия интересовалась Фландрией?
(Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)
СЛАЙД №4
ВЫВОД: Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; спор из-за Фландрии.
- Именно из-за этого началась война между Англией и Францией.
Итак, мы ответили на 1 вопрос — Причины Столетней войны.
Запишите себе в тетрадь годы Столетней войны.1337-1453г.
СЛАЙД № 5
У вас не возникает вопрос, связанный с годами Столетней войны? На этот вопрос вам ответит Максим Блошкин
3. А какова была армия у Англии и у Франции? Ответить на этот вопрос, нам поможет учебник-п.2 Армия двух стран.
После того, как вы внимательно прочитаете текст, мальчики охарактеризуют армию Франции, а девочки — армию Англии. СЛАЙД №6, №7
- Сделайте вывод: У кого было лучше армия и почему вы так думаете?
А теперь, мы узнаем о том, какие крупнейшие сражения были в ходе Столетней войны.
4.Дело в том, что произошел сбой в компьютере и две колонки в данной таблице осталось незаполненные. Давайте, восстановим справедливость и выясним, когда произошли данные сражения, и какой был результат.
СЛАЙД № 8
Дети должны заполнить таблицу:
дата
Сражение (где произошло)
результат
1. 1346г
А) У Креси
Французы проиграли
2. 1340г.
Б) При Слейсе
Французы проиграли
3. 1356г.
В) У г. Пуатье
Французы проиграли
Проверяем таблицу
Слайд № 9-12
- Откройте контурную карту и отметьте на ней основные сражения Столетней войны начального периода
Любая война- это горе для простого народа. Как вы думаете, простые крестьяне страдали от событий войны.
- А сейчас, мы прочитаем исторические документы и найдем подтверждение нашим словам.
4. Работа с историческими источниками.
а) Ж. де Венет. «Хроника»
…Колокола не звонили радостно, призывая верных к божественной службе, а лишь били тревогу, подавая сигнал к бегству крестьян при приближении неприятелей. Что сказать мне еще? Самая отчаянная нищета царила повсюду, и особенно среди крестьян, ибо сеньоры усугубляли их страдания, отнимая у них и имущество, и их бедную жизнь. Хотя количество оставшегося скота— крупного и мелкого— было ничтожно, сеньоры все же требовали платежей за каждую голову: по 10 солидов за быка, по 4—5 солидов за овцу.
И, тем не менее, они редко обременяли себя заботами о том, чтобы защищать своих вассалов от набегов и нападений неприятелей.
б) Фруассар. «Хроники». Разорение Франции англичанами …Англичане эти взламывали двери, сундуки и ларцы с драгоценностями и брали все, что находили; затем возвращались своей дорогой, нагруженные добычей. Так действовали они в городе Донзонаке и во многих других городах. И захватывали таким путем многие замки и затем перепродавали их.
- - Какие выводы можно сделать на основе документов?
Война принесла страдания всем жителям Франции. Особенно тяжело было крестьянам. Они страдали от своих сеньоров и от армии врагов.
- — Что могло произойти в такой обстановке?
(Крестьяне могли подняться на восстание.)
5. Беседа по вопросам. СЛАЙД №13-15
6. Рассказ учителя. Из рассказа, Ани запишите в тетрадь дату восстания, особенность его и результат.
Так и произошло. В мае 1358 года, доведенные до отчаяния крестьяне, которых называли Жаками, организовали восстание на северо-востоке Франции, которое в историю вошло под названием Жакерия, возглавил борьбу Гильом Каль. Оно началось без всякой подготовки, стихийно СЛАЙД № 11: крестьяне одной деревни отбили нападение отряда наемников- грабителей, убив при этом нескольких рыцарей. Это и послужило сигналом к восстанию. В нем участвовало около 100 тысяч крестьян. Восставшие представляли собой грозную силу. Феодалы были напуганы, поэтому они объединили свои силы и подавили восстание. СЛАЙД № 12. Но Жакерия не прошла бесследно: феодалы не решились увеличить повинности.
IV. Закрепление изученного на уроке (на выбор учителя) компьютерный тест Слайд №16-17
На этом мы с вами не заканчиваем изучение событий Столетней войны. Нас ждет ещё много интересного — это и восстание Уота Тайлера, СЛАЙД № 18, это и знакомства с действиями народной героиней Франции – Жанной де Арк СЛАЙД № 19, узнаем, как закончилась Столетняя война СЛАЙД № 20 и ещё много интересного.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал
Домашнее задание:
1. Прочитать § 27
2. Ответить на вопросы после п. 27
3. Выполнить задание. Контурная карта с.5
Файлы: столетняя война 2.ppt
Размер файла: 1444864 байт.