Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Лилия Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «Туршинская основная общеобразовательная школа», учитель истории и обществознания

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине 19 века, а также с достижениями российсой науки в это время.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 12

Используемые учебники и учебные пособия: —

П.Н.Зырянов. История России. 19 век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Используемая методическая литература: —

Е.В.Колганова, Н.В.Сумакова. Поурочные разработки по истории России. 19 век. Москва "ВАКО" 2007г.

Используемое оборудование: —

1. Таблица "Система образования в начале 19 века".

2. Таблица " Сословность в общеобразовательной школе"

Краткое описание: — План урока: 1. Проверка домашнего задания. 2. Система образования в первой половине 19 века. 3. Грамотность в России. 4. Развитие наук в России. 5. Закрепление изученного.

Задачи: Общеобразовательные:
1.Иметь представление об образовательной системе Российской империи в первой половине 19 века.
2. Знать имена научных деятелей19 века и их достижения.
Воспитательные:
1. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
2. Развитие работоспособности, профилактики переутомления.
3. Воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы.
2. Развитие умения выделять главное, обобщать, уметь сравнивать, излагать материал.
3. Развитие интеллектуальных способностей.
План урока: 1. Проверка домашнего задания.
2. Система образования в первой половине 19 века.
3. Грамотность в России.
4. Развитие наук в России.
5. Закрепление материала.
Новые термины и даты: гимназия, приходское училище, уездное училище, сословность образовательной системы.
Оборудование: портреты российских ученых и первооткрывателей первой половины 19 века.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
1. Каковы были настроения русского общества после подавления восстания декабристов?
2. Как проявляются оппозиционные настроения?
3. Что такое теория официальной народности? Кто её автор? С какой целью она была создана?
4. Когда в России оформились течения западников и славянофилов? Кто были их идеологи и представители? В чем сущность разногласий между западниками и славянофилами?
5. Когда в России начинают распространяться социалистические теории? Что такое социализм?
6. Кто является основателем«русского социализма?»
7. Представители всех направлений общественной мысли обращались к идее «народности». Как понимали этот термин представители каждого направления?
2. Система образования в первой половине 19 века.


Система образования в начале 19 века

— Общеобразовательная школа
— Гимназия (7 лет)
Уездные училища (3года)
Приходские училища (1 год)

Высшая школа
— Университеты
Академии

Работа со схемой «Система образования в начале 19 века».
— Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных заведений? (Наличие преемственности.)
В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети «всякого сословия» без различия «пола и лет». Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержаниеиз государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.
В первой половине 19 века остро стояла проблема учительских кадров. В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей. Поэтому с 1804 года при университетах были открыты педагогические институты.
При Николае 1 в 20-е годы был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определить перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.
Работа с документом. В рескрипте Николая 1 от19 августа 1827 года сказано, что «предметы учения и самые способы преподавания» должны быть «соображаемы с будущим предназначением обучающихся». Необходимо, чтобы в будущем учащийся « не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем суждено ему оставаться».
— Как вы понимаете слова документа?
В итоге преобразований Николая 1 по – прежнему сохранились три ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно – обособленной.
Работа со схемой «Сословность в общеобразовательной школе».

Общеобразовательные

учреждения
Приходские училища
Для детей «самых низших состояний»

Уездные училища
Для детей купцов, ремесленников и других городских жителей.

Гимназии
Для детей дворян, купцов, чиновников.

— — Учащиеся разбиваются на группы по 2 -3 человека, готовят в течение 5 -7 минут интервью с учеником приходского училища, уездного училища и гимназии (интервью о месте обучения, о предметах, учителях, дальнейших перспективах получения образования). Свои ответы озвучивают первые, наиболее быстро подготовившиеся группы ( работа с текстом учебника).
3. Грамотность в России.
В первой половине 19 века в связи с внедрением научных и технических новшеств в производство возрастает потребность в грамотных, образованных людях. Поэтому увеличивается число технических учебных заведений, появляются ведомственные школы (Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и т.д.).
— Вспомните, внедрение каких технических изобретений происходит в первой половине 19 века?
Вывод: Несмотря на известное расширение системы образования в России уровень грамотности к 50- м годам 19 века не превышал 1%. В основном грамотными были представители дворянского сословия.
4. Развитие наук в России.
1. Работа с учебником.
-Естественно – математические науки (прочитать в учебнике)
— Назовите изобретения и их значение. Каким образом изобретения ученых были связаны с потребностями экономики?
— Знакомство с дополнительным материалом (знакомит ученик).
— Вывод: первая половина 19 в. – время становления отечественной исторической науки. Событием не только исторической науки, но и общественно – культурной жизни России стала «История государства Российского» Н.М.Карамзина.
— Сообщение учащегося о Н.М.Карамзине.
— — — — КАРАМǘИН Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03).
* * *
КАРАМǘИН Николай Михайлович [1 (12) декабря 1766, село Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим данным — село Богородское Симбирского уезда Симбирской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Петербург, Таврический дворец], российский историк, писатель, реформатор русского языка; журналист и издатель.
Детство, учение, окружение
Родился в семье помещика среднего достатка Симбирской губернии М. Е. Карамзина. Рано потерял мать. С самого раннего детства начал читать книги из библиотеки своей матери, французские романы, «Римскую историю» Ш. Роллена, сочинения Ф. Эмина и др. Получив первоначальное образование дома, учился в дворянском пансионе в Симбирске, затем — в одном из лучших частных пансионов профессора Московского университета И. М. Шадена, где в 1779-1880 изучал языки; слушал также лекции в Московском университете.
В 1781 начал службу в Преображенском полку в Петербурге, где подружился с А. И. и И. И. Дмитриевыми. Это — время не только напряженных интеллектуальных занятий, но и удовольствий светской жизни. После смерти отца Карамзин вышел в отставку в 1784 поручиком и более никогда не служил, что воспринималось в тогдашнем обществе как вызов. После недолгого пребывания в Симбирске, где он вступил в масонскую ложу, Карамзин переехал в Москву и был введен в круг Н. И. Новикова, поселился в доме, принадлежавшем новиковскому Дружескому ученому обществу (1785).
1785-1789 — годы общения с Новиковым, в это же время он также сблизился с семьей Плещеевых, а с Н. И. Плещеевой его долгие годы связывала нежная платоническая дружба. Карамзин издает свои первые переводы и оригинальные сочинения, в которых отчетливо виден интерес к европейской и русской истории. Карамзин — автор и один из издателей первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789), основанного Новиковым. Чувство благодарности и глубокого уважения к Новикову Карамзин сохранит на всю жизнь, выступая в последующие годы в его защиту.
Европейское путешествие,
литературная и издательская деятельность
Карамзин не был расположен к мистической стороне масонства, оставаясь сторонником его деятельно-просветительского направления. Возможно, охлаждение к масонству стало одной из причин отъезда Карамзина в Европу, в которой он провел более года (1789-90), посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию, где он встречался и беседовал (кроме влиятельных масонов) с европейскими «властителями умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне, И. К. Лафатером, Ж. Ф. Мармонтелем и др., посещал музеи, театры, светские салоны. В Париже он слушал в Национальном собрании О. Г. Мирабо, М. Робеспьера и др., видел многих выдающихся политических деятелей и со многими был знаком. Видимо, революционный Париж показал Карамзину, насколько сильно на человека может воздействовать слово: печатное, когда парижане с живейшим интересом читали памфлеты и листовки, газеты; устное, когда выступали революционные ораторы и возникала полемика (опыт, которого нельзя было приобрести в России).
Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения (возможно, идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом.
«Московский журнал» и «Вестник Европы»
Вернувшись в Москву, Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. В 1890-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.
Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его подданных.
Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник Европы», издававшегося Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда, а читателям журнала предлагались отдельные его сюжеты, что позволяло изучать читательское восприятие, совершенствовать приемы и методы исследования, которые затем будут использованы в «Истории государства Российского».
Исторические труды
В 1801 Карамзин женился на Е. И. Протасовой, умершей через год. Вторым браком Карамзин был женат на сводной сестре П. А. Вяземского, Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил счастливо до конца дней, найдя в ней не только преданную жену и заботливую мать, но и друга и помощника в исторических занятиях.
В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского», оказавшей значительное влияние на русскую историческую науку и литературу, позволяющей видеть в ней одно из заметных культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и 20. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и отечественных авторов.
При жизни Карамзина «История» успела выйти двумя изданиями. Три тысячи экземпляров первых 8 томов первого издания были раскуплены меньше чем за месяц — «пример единственный в нашей земле», по словам Пушкина. После 1818 Карамзин опубликовал 9-11 тома, последний, 12 том вышел уже после смерти историографа. «История» несколько раз издавалась в 19 в., а в конце 1980—1990-х годов вышло более десяти современных изданий.
Взгляд Карамзина на обустройство России
В 1811 по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Карамзин написал записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свои представления об идеальном устройстве Российского государства и подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших предшественников: Павла I, Екатерину II и Петра I. В 19 в. эта записка не была ни разу опубликована полностью и расходилась в рукописныхсписках. В советское время она воспринималась как реакция крайне консервативного дворянства на реформы М. М. Сперанского, однако при первой полной публикации записки в 1988 Ю. М. Лотман вскрыл ее более глубокое содержание. Карамзин в этом документе выступил с критикой неподготовленных реформ бюрократического характера, проводимых сверху. Записка остается в творчестве Карамзина самым полным выражением его политических взглядов.
Карамзин тяжело пережил кончину Александра I и особенно восстание декабристов, которому был свидетелем. Это отняло последние жизненные силы, и медленно угасавший историограф скончался в мае 1826.
Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор.
5. Закрепление материала.
Беседа с учащимися.
— Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине 19 века?
— Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие.
Домашнее задание
1. пар. 15.
2. Работа с контурной картой и учебником (заполни контурную карту «Русские первооткрывателии путешественники в первой половине 19 века»).

Файлы: Классный час к 9 Мая.doc
Размер файла: 64512 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология