Автор конспекта:
Автор(ы): — Алехина Нонна Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ Камарчагская СОШ

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: — Способствовать пониманию, что только демократические ценности и зрелое гражданское общество могут предотвратить насаждение тоталитарной идеологии, которая способна привести к фашизму. Формирование навыков критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности Формирование навыков работы в команде

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

Н. В. Загладин. С. И. Козленко.

« История Отечества ХХ-ХХI век»

М. Просвещение. 2007

Используемая методическая литература: —

Н. В. Загладин. С. И. Козленко.

Програмно -методический комплекс по истории Отечества ХХ век. М. Русское слово. 2006

ДМК

16 39\98 Борьба за власть в 20 годы.

17. 12\00 НЭП. 37\98 НЭП. 31\98 НЭП в Сибири.

18 14\99. Индустриализация

19. 46\97 Коллективизация. 20\99 Великий перелом.

20. 27\96 Тоталитаризм. Большой террор 15\99 Террор. Империя ГУЛАГА.

Используемое оборудование: —

ДМК- документально методический комплекс (тексты по периоду), доступ к Интернет-ресурсам, проектор, экран.

Используемые ЦОР: — Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.
http: //www coogle.ru
http: //www yar.ru
http: //www websib.ru
http: //www eidos.ru
E-mail histor @ school press. ru
Условием проекта является то, что ребята самостоятельно находят информацию, используя Интернет ресурсы и заполняют графу – информационные ресурсы при оформлении проекта

Краткое описание: — Представлен урок — проект, который включает четыре учебных заняти в рамках технологии ИОСО.

Проекты с применением ИКТ на уроках истории, по технологии ИОСО

Предмет — история

Межпредметный проект (история, обществознание)
Тема
«СССР в 20-30х годах»
Тип урока
Комбинированный урок
Цель:
Способствовать пониманию, что только демократические ценности и зрелое гражданское общество могут предотвратить насаждение тоталитарной идеологии, которая способна привести к фашизму.
Формирование навыков критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности
Формирование навыков работы в команде
Задачи:

Научиться работать с большим объемом информации, обобщать, делать выводы, систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, уважать мнение другого.
Компетенции
В сфере самостоятельной деятельности,
основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
В сфере гражданско-общественной деятельности
Методы
Проблемные, поисковые, исследовательские
Типология проекта
Исследовательского характера- уровень 4, 5.
Информационного — уровень -3.
Деятельность учащихся
Исследовательская, поисковая, творческая.

По форме проведения
Проект в группах, возможно появятся персональные проекты.
По времени проект
Краткосрочный — 4 урока по 45 минут
1урок – лекция
2-урок – практика
3 урок – практика
4 урок – защита проекта
Участники проекта
Ученики 11 класса, в составе 12 человек, которые распределены на три группы по индивидуальному желанию.
Средства контроля
Индивидуальный проектный лист
ИОУП для группы
Критерии оценки проекта
Критерии оценки презентации
Рефлексивное табло
Интернет ресурсы
Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.
http: //www coogle.ru
http: //www yar.ru
http: //www websib.ru
http: //www eidos.ru
E-mail histor @ school press. ru
Условием проекта является то, что ребята самостоятельно находят информацию, используя Интернет ресурсы и заполняют графу – информационные ресурсы при оформлении проекта
1 урок-лекция
Учитель знакомит с планом деятельности на учебное занятие
4 урока по 45 минут
1 урок – лекция
2 урок- практическая работа по анализу материала
3 урок – оформление веб-сайтов, презентаций
4 урок – презентация проекта
Мотивация
Проблематизация
На основе презентации
Учитель организует вводную беседу на основе презентации.
Ставит задачу перед учащимися, по ходу лекции записать проблемы которые ставит перед нами данная тема
Материалы для учителя

Анатолий Жигулин
«Как случилось такое,
Понять не могу,
Я иду под конвоем,
Увязая в снегу.
Не в неволе немецкой.
Не по черной золе.
Я иду по советской,
По любимой земле?»

М. Гефлер «Сталин актуален в меру его присутствия в наси в мерунашего освобождения от него»

Данная тема актуальна для сегодняшнего дня
Годы сталинизма подорвали не только генофонд нации, но и деформировали понятия о добре и зле, чести и бесчестии, верности и долге, порядочности и непорядочности.
Эпоха 20-30 х годов оценивалась историками по-разному – Эпоха великих свершений, Эпоха Большого террора.
Удивительным образом, в одном периоде сочеталось — вера и страх, коммунистическая идея и патриотизм, что сделало советскую систему жизнеспособной.
В 20х годах, согласно теории Тойнби, СССР испытал на себе вызов цивилизации — Западные страны перешли на новые технологии и отставание от Западно-Европейского мира усиливается. НЭП и Индустриализация не решили данную проблему. Низкий уровень жизни порождал недовольство, которое власть подавила с помощью массовых репрессий. Власть прибегла к тотальному контролю за общественной жизнью, лишив советских людей гражданских прав и свобод.
Вызов оставшийся без ответа, повторяется вновь, и он повторился, но отвечать на него пришлось М.С. Горбачеву.


1.Понятие тоталитаризма.
Тоталитаризм – целостная, идеологическая, политическая, организационная структура, обеспечивающая всеобъемлющийконтроль во всех сферах общественной жизни страны.
2.Причины становления тоталитарного государства

qИсторические
«Дж.Оруэлл – Главное в диктатуре – отрицание коренных ценностей демократии.»
Деспотическая форма власти, утвердившаяся со времен Ивана Грозного.
Слабость демократических институтов
Несформированность гражданского общества

qСоциально-политические
Подобострастное окружение (Молотов, Ворошилов, Маленков, Каганович, Жданов)
Увеличение бюрократического аппарата.
Разрушение традиций и культурного наследия страны
Низкий образовательный и культурный уровень населения.

qИдеологические
Идея великой державы
«Теория Двух вождей» – Сталин, это Ленин сегодня.
Разрушающее влияние революций и гражданской войны
Религиозность сознания
Анри Барбюе «Культ основан на доверии и берет свои истоки в низах»
Культ – слепая вера, обожествление, определенная черта религиозного сознания.

Признаки тоталитаризма

  • Диктатор (вождь)
  • Однапартийность
  • Единая идеология
  • Отсутствиедемократических свобод
  • Террор
  • Контроль над обществом









Мозговой штурм
Ребята по ходу презентации, определяют проблемы изучаемой темы
Какие проблемывы отметите для себя по ходу презентации?
Учитель записывает на доске предложенные варианты.
Соотнесите свои проблемы с триадой вопросов.
Творческое название
«Свобода в тоталитарном государстве – гибнет?
— существует?
— живет?
Основополагающий вопрос
Можно ли сохранить свободу в тоталитарном государстве?_
Проблемные вопросы
ØДиктатура личности в 20-30х годах, закономерность или случайность исторического процесса?


ØСвободны ли мы сегодня от влияния Сталина и сталинизма.

Рефлексивное табло
Цель ученика
Организация работы в группах
Распределение ролей
Дизайнер – отвечает за оформление проекта
Генератор идей – интегрирует идеи группы, формулирует гипотезу
Аналитик – отвечает за содержание, логичность и последовательность материала
Держатель темы – отвечает за реализацию проекта и подготовку к защите проекта.
Предоставления алгоритма работы
в группе
Выбор уровня проекта
Критерии оценки проекта
Критерии оценки презентации
ИОУП
Адреса веб-сайтов
ДМК
Рефлексивное табло
Работа по индивидуальной траектории
Индивидуальный проектный лист

Частные вопросы (направляющие)
Борьба за власть №1
Направляющие вопросы

  • Существуют различные точки зрения на события 20-30х годов, как вы считаете, в 20-30х годах сформировалось тоталитарное государство?
  • Дайте оценку «Завещания Ленина», почему Сталину удалось отстранить Ленина от влияния на политическую жизнь страны?
  • Почему Троцкому не удалось закрепиться на политическом олимпе?
  • Составьте таблицу, «Этапы борьбы за власть»

  • Большой террор №2
    Направляющие вопросы
    1.Технология террора, в чем она заключается?
    2.Почему террор становиться «Большим террором», каковы причины данного исторического процесса?
    3. Составьте таблицу, отражающую динамикуполитических процессов в стране.
    4. Эпоха Сталина эпоха великих свершений, или эпоха Большого террора
    Трагическая статистика террора, последствия для страны и личности.

    Личность и террор №3
    Направляющие вопросы
    1.Каковы условия формирования тоталитарного сознания?
    2. Сталин – это болезнь, если это болезнь, то каковы ее симптомы?
    3. Сопротивления террору – бессмысленная жертва, или гражданский подвиг?
    4.Личность может оказать сопротивление диктатору и одержать победу?
    2-3 уроки
    Разработка проекта
    Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникшие проблемы
    Рефлексивное табло
    Продолжают заполнять
    4 урок
    Защита проекта
    Рейтинговая оценка проектов
    Защита группе -7 минут
    Обсуждение -7
    3 группы -43 минуты
    Рефлексия
    Учащиеся заполняют рефлексивные листы
    — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

    Предмет — история

    Межпредметный проект (история, обществознание)
    Тема
    «СССР в 20-30х годах»
    Тип урока
    Комбинированный урок
    Цель:
    Способствовать пониманию, что только демократические ценности и зрелое гражданское общество могут предотвратить насаждение тоталитарной идеологии, которая способна привести к фашизму.
    Формирование навыков критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности
    Формирование навыков работы в команде
    Задачи:

    Научиться работать с большим объемом информации, обобщать, делать выводы, систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, уважать мнение другого.
    Компетенции
    В сфере самостоятельной деятельности,
    основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
    В сфере гражданско-общественной деятельности
    Методы
    Проблемные, поисковые, исследовательские
    Типология проекта
    Исследовательского характера- уровень 4, 5.
    Информационного — уровень -3.
    Деятельность учащихся
    Исследовательская, поисковая, творческая.

    По форме проведения
    Проект в группах, возможно появятся персональные проекты.
    По времени проект
    Краткосрочный — 4 урока по 45 минут
    1урок – лекция
    2-урок – практика
    3 урок – практика
    4 урок – защита проекта
    Участники проекта
    Ученики 11 класса, в составе 12 человек, которые распределены на три группы по индивидуальному желанию.
    Средства контроля
    Индивидуальный проектный лист
    ИОУП для группы
    Критерии оценки проекта
    Критерии оценки презентации
    Рефлексивное табло
    Интернет ресурсы
    Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.
    http: //www coogle.ru
    http: //www yar.ru
    http: //www websib.ru
    http: //www eidos.ru
    E-mail histor @ school press. ru
    Условием проекта является то, что ребята самостоятельно находят информацию, используя Интернет ресурсы и заполняют графу – информационные ресурсы при оформлении проекта
    1 урок-лекция
    Учитель знакомит с планом деятельности на учебное занятие
    4 урока по 45 минут
    1 урок – лекция
    2 урок- практическая работа по анализу материала
    3 урок – оформление веб-сайтов, презентаций
    4 урок – презентация проекта
    Мотивация
    Проблематизация
    На основе презентации
    Учитель организует вводную беседу на основе презентации.
    Ставит задачу перед учащимися, по ходу лекции записать проблемы которые ставит перед нами данная тема
    Материалы для учителя

    Анатолий Жигулин
    «Как случилось такое,
    Понять не могу,
    Я иду под конвоем,
    Увязая в снегу.
    Не в неволе немецкой.
    Не по черной золе.
    Я иду по советской,
    По любимой земле?»

    М. Гефлер «Сталин актуален в меру его присутствия в наси в мерунашего освобождения от него»

    Данная тема актуальна для сегодняшнего дня
    Годы сталинизма подорвали не только генофонд нации, но и деформировали понятия о добре и зле, чести и бесчестии, верности и долге, порядочности и непорядочности.
    Эпоха 20-30 х годов оценивалась историками по-разному – Эпоха великих свершений, Эпоха Большого террора.
    Удивительным образом, в одном периоде сочеталось — вера и страх, коммунистическая идея и патриотизм, что сделало советскую систему жизнеспособной.
    В 20х годах, согласно теории Тойнби, СССР испытал на себе вызов цивилизации — Западные страны перешли на новые технологии и отставание от Западно-Европейского мира усиливается. НЭП и Индустриализация не решили данную проблему. Низкий уровень жизни порождал недовольство, которое власть подавила с помощью массовых репрессий. Власть прибегла к тотальному контролю за общественной жизнью, лишив советских людей гражданских прав и свобод.
    Вызов оставшийся без ответа, повторяется вновь, и он повторился, но отвечать на него пришлось М.С. Горбачеву.


    1.Понятие тоталитаризма.
    Тоталитаризм – целостная, идеологическая, политическая, организационная структура, обеспечивающая всеобъемлющийконтроль во всех сферах общественной жизни страны.
    2.Причины становления тоталитарного государства

    qИсторические
    «Дж.Оруэлл – Главное в диктатуре – отрицание коренных ценностей демократии.»
    Деспотическая форма власти, утвердившаяся со времен Ивана Грозного.
    Слабость демократических институтов
    Несформированность гражданского общества

    qСоциально-политические
    Подобострастное окружение (Молотов, Ворошилов, Маленков, Каганович, Жданов)
    Увеличение бюрократического аппарата.
    Разрушение традиций и культурного наследия страны
    Низкий образовательный и культурный уровень населения.

    qИдеологические
    Идея великой державы
    «Теория Двух вождей» – Сталин, это Ленин сегодня.
    Разрушающее влияние революций и гражданской войны
    Религиозность сознания
    Анри Барбюе «Культ основан на доверии и берет свои истоки в низах»
    Культ – слепая вера, обожествление, определенная черта религиозного сознания.

    Признаки тоталитаризма

    • Диктатор (вождь)
    • Однапартийность
    • Единая идеология
    • Отсутствиедемократических свобод
    • Террор
    • Контроль над обществом



    Власть

    Беззаконная

    Бесконтрольная

    Монопольная








    Мозговой штурм
    Ребята по ходу презентации, определяют проблемы изучаемой темы
    Какие проблемывы отметите для себя по ходу презентации?
    Учитель записывает на доске предложенные варианты.
    Соотнесите свои проблемы с триадой вопросов.
    Творческое название
    «Свобода в тоталитарном государстве – гибнет?
    — существует?
    — живет?
    Основополагающий вопрос
    Можно ли сохранить свободу в тоталитарном государстве?_
    Проблемные вопросы
    ØДиктатура личности в 20-30х годах, закономерность или случайность исторического процесса?


    ØСвободны ли мы сегодня от влияния Сталина и сталинизма.

    Рефлексивное табло
    Цель ученика
    Организация работы в группах
    Распределение ролей
    Дизайнер – отвечает за оформление проекта
    Генератор идей – интегрирует идеи группы, формулирует гипотезу
    Аналитик – отвечает за содержание, логичность и последовательность материала
    Держатель темы – отвечает за реализацию проекта и подготовку к защите проекта.
    Предоставления алгоритма работы
    в группе
    Выбор уровня проекта
    Критерии оценки проекта
    Критерии оценки презентации
    ИОУП
    Адреса веб-сайтов
    ДМК
    Рефлексивное табло
    Работа по индивидуальной траектории
    Индивидуальный проектный лист

    Частные вопросы (направляющие)
    Борьба за власть №1
    Направляющие вопросы

  • Существуют различные точки зрения на события 20-30х годов, как вы считаете, в 20-30х годах сформировалось тоталитарное государство?
  • Дайте оценку «Завещания Ленина», почему Сталину удалось отстранить Ленина от влияния на политическую жизнь страны?
  • Почему Троцкому не удалось закрепиться на политическом олимпе?
  • Составьте таблицу, «Этапы борьбы за власть»

  • Большой террор №2
    Направляющие вопросы
    1.Технология террора, в чем она заключается?
    2.Почему террор становиться «Большим террором», каковы причины данного исторического процесса?
    3. Составьте таблицу, отражающую динамикуполитических процессов в стране.
    4. Эпоха Сталина эпоха великих свершений, или эпоха Большого террора
    Трагическая статистика террора, последствия для страны и личности.

    Личность и террор №3
    Направляющие вопросы
    1.Каковы условия формирования тоталитарного сознания?
    2. Сталин – это болезнь, если это болезнь, то каковы ее симптомы?
    3. Сопротивления террору – бессмысленная жертва, или гражданский подвиг?
    4.Личность может оказать сопротивление диктатору и одержать победу?
    2-3 уроки
    Разработка проекта
    Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникшие проблемы
    Рефлексивное табло
    Продолжают заполнять
    4 урок
    Защита проекта
    Рейтинговая оценка проектов
    Защита группе -7 минут
    Обсуждение -7
    3 группы -43 минуты
    Рефлексия
    Учащиеся заполняют рефлексивные листы
    — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — V
    — — — — — Проекты с применением ИКТ на уроках истории, по технологии ИОСО

    Предмет — история

    Межпредметный проект (история, обществознание)

    Тема

    «СССР в 20-30х годах»

    Тип урока

    Комбинированный урок

    Цель:

    Способствовать пониманию, что только демократические ценности и зрелое гражданское общество могут предотвратить насаждение тоталитарной идеологии, которая способна привести к фашизму.

    Формирование навыков критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности

    Формирование навыков работы в команде

    Задачи:

    Научиться работать с большим объемом информации, обобщать, делать выводы, систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, уважать мнение другого.

    Компетенции

    В сфере самостоятельной деятельности,

    основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

    В сфере гражданско-общественной деятельности

    Методы

    Проблемные, поисковые, исследовательские

    Типология проекта

    Исследовательского характера - уровень 4, 5.

    Информационного — уровень -3.

    Деятельность учащихся

    Исследовательская, поисковая, творческая.

    По форме проведения

    Проект в группах, возможно появятся персональные проекты.

    По времени проект

    Краткосрочный — 4 урока по 45 минут

    1урок – лекция

    2-урок – практика

    3 урок – практика

    4 урок – защита проекта

    Участники проекта

    Ученики 11 класса, в составе 12 человек, которые распределены на три группы по индивидуальному желанию.

    Средства контроля

    Индивидуальный проектный лист

    ИОУП для группы

    Критерии оценки проекта

    Критерии оценки презентации

    Рефлексивное табло

    Интернет ресурсы

    Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.

    http: //www coogle.ru

    http: //www yar.ru

    http: //www websib.ru

    http: //www eidos.ru

    E-mail histor @ school press. ru

    Условием проекта является то, что ребята самостоятельно находят информацию, используя Интернет ресурсы и заполняют графу – информационные ресурсы при оформлении проекта

    1 урок-лекция

    Учитель знакомит с планом деятельности на учебное занятие

    4 урока по 45 минут

    1 урок – лекция

    2 урок - практическая работа по анализу материала

    3 урок – оформление веб-сайтов, презентаций

    4 урок – презентация проекта

    Мотивация

    Проблематизация

    На основе презентации

    Учитель организует вводную беседу на основе презентации.

    Ставит задачу перед учащимися, по ходу лекции записать проблемы которые ставит перед нами данная тема

    Материалы для учителя

    Анатолий Жигулин

    «Как случилось такое,

    Понять не могу,

    Я иду под конвоем,

    Увязая в снегу.

    Не в неволе немецкой.

    Не по черной золе.

    Я иду по советской,

    По любимой земле?»

    М. Гефлер «Сталин актуален в меру его присутствия в нас и в меру нашего освобождения от него»

    Данная тема актуальна для сегодняшнего дня

    Годы сталинизма подорвали не только генофонд нации, но и деформировали понятия о добре и зле, чести и бесчестии, верности и долге, порядочности и непорядочности.

    Эпоха 20-30 х годов оценивалась историками по-разному – Эпоха великих свершений, Эпоха Большого террора.

    Удивительным образом, в одном периоде сочеталось — вера и страх, коммунистическая идея и патриотизм, что сделало советскую систему жизнеспособной.

    В 20х годах, согласно теории Тойнби, СССР испытал на себе вызов цивилизации — Западные страны перешли на новые технологии и отставание от Западно-Европейского мира усиливается. НЭП и Индустриализация не решили данную проблему. Низкий уровень жизни порождал недовольство, которое власть подавила с помощью массовых репрессий. Власть прибегла к тотальному контролю за общественной жизнью, лишив советских людей гражданских прав и свобод.

    Вызов оставшийся без ответа, повторяется вновь, и он повторился, но отвечать на него пришлось М.С. Горбачеву.

    1.Понятие тоталитаризма.

    Тоталитаризм – целостная, идеологическая, политическая, организационная структура, обеспечивающая всеобъемлющий контроль во всех сферах общественной жизни страны.

    2.Причины становления тоталитарного государства

    q Исторические

    «Дж.Оруэлл – Главное в диктатуре – отрицание коренных ценностей демократии.»

    Деспотическая форма власти, утвердившаяся со времен Ивана Грозного.

    Слабость демократических институтов

    Несформированность гражданского общества

    q Социально-политические

    Подобострастное окружение (Молотов, Ворошилов, Маленков, Каганович, Жданов)

    Увеличение бюрократического аппарата.

    Разрушение традиций и культурного наследия страны

    Низкий образовательный и культурный уровень населения.

    q Идеологические

    Идея великой державы

    «Теория Двух вождей» – Сталин, это Ленин сегодня.

    Разрушающее влияние революций и гражданской войны

    Религиозность сознания

    Анри Барбюе «Культ основан на доверии и берет свои истоки в низах»

    Культ – слепая вера, обожествление, определенная черта религиозного сознания.

    Признаки тоталитаризма

    • Диктатор (вождь)
    • Однапартийность
    • Единая идеология
    • Отсутствие демократических свобод
    • Террор
    • Контроль над обществом

    Власть

    Беззаконная

    Бесконтрольная

    Монопольная


    Мозговой штурм

    Ребята по ходу презентации, определяют проблемы изучаемой темы

    Какие проблемы вы отметите для себя по ходу презентации?

    Учитель записывает на доске предложенные варианты.

    Соотнесите свои проблемы с триадой вопросов.

    Творческое название

    «Свобода в тоталитарном государстве – гибнет?

    - существует?

    - живет?

    Основополагающий вопрос

    Можно ли сохранить свободу в тоталитарном государстве?_

    Проблемные вопросы

    Ø Диктатура личности в 20-30х годах, закономерность или случайность исторического процесса?

    Ø Свободны ли мы сегодня от влияния Сталина и сталинизма.

    Рефлексивное табло

    Цель ученика

    Организация работы в группах

    Распределение ролей

    Дизайнер – отвечает за оформление проекта

    Генератор идей – интегрирует идеи группы, формулирует гипотезу

    Аналитик – отвечает за содержание, логичность и последовательность материала

    Держатель темы – отвечает за реализацию проекта и подготовку к защите проекта.

    Предоставления алгоритма работы

    в группе

    Выбор уровня проекта

    Критерии оценки проекта

    Критерии оценки презентации

    ИОУП

    Адреса веб-сайтов

    ДМК

    Рефлексивное табло

    Работа по индивидуальной траектории

    Индивидуальный проектный лист

    Частные вопросы (направляющие)

    Борьба за власть №1

    Направляющие вопросы

  • Существуют различные точки зрения на события 20-30х годов, как вы считаете, в 20-30х годах сформировалось тоталитарное государство?
  • Дайте оценку «Завещания Ленина», почему Сталину удалось отстранить Ленина от влияния на политическую жизнь страны?
  • Почему Троцкому не удалось закрепиться на политическом олимпе?
  • Составьте таблицу, «Этапы борьбы за власть»
  • Большой террор №2

    Направляющие вопросы

    1.Технология террора, в чем она заключается?

    2.Почему террор становиться «Большим террором», каковы причины данного исторического процесса?

    3. Составьте таблицу, отражающую динамику политических процессов в стране.

    4. Эпоха Сталина эпоха великих свершений, или эпоха Большого террора

    Трагическая статистика террора, последствия для страны и личности.

    Личность и террор №3

    Направляющие вопросы

    1.Каковы условия формирования тоталитарного сознания?

    2. Сталин – это болезнь, если это болезнь, то каковы ее симптомы?

    3. Сопротивления террору – бессмысленная жертва, или гражданский подвиг?

    4.Личность может оказать сопротивление диктатору и одержать победу?

    2-3 уроки

    Разработка проекта

    Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникшие проблемы

    Рефлексивное табло

    Продолжают заполнять

    4 урок

    Защита проекта

    Рейтинговая оценка проектов

    Защита группе -7 минут

    Обсуждение -7

    3 группы -43 минуты

    Рефлексия

    Учащиеся заполняют рефлексивные листы

    Проекты с применением ИКТ на уроках истории, по технологии ИОСО

    Предмет — история

    Межпредметный проект (история, обществознание)

    Тема

    «СССР в 20-30х годах»

    Тип урока

    Комбинированный урок

    Цель:

    Способствовать пониманию, что только демократические ценности и зрелое гражданское общество могут предотвратить насаждение тоталитарной идеологии, которая способна привести к фашизму.

    Формирование навыков критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности

    Формирование навыков работы в команде

    Задачи:

    Научиться работать с большим объемом информации, обобщать, делать выводы, систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи. Уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, уважать мнение другого.

    Компетенции

    В сфере самостоятельной деятельности,

    основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

    В сфере гражданско-общественной деятельности

    Методы

    Проблемные, поисковые, исследовательские

    Типология проекта

    Исследовательского характера - уровень 4, 5.

    Информационного — уровень -3.

    Деятельность учащихся

    Исследовательская, поисковая, творческая.

    По форме проведения

    Проект в группах, возможно появятся персональные проекты.

    По времени проект

    Краткосрочный — 4 урока по 45 минут

    1урок – лекция

    2-урок – практика

    3 урок – практика

    4 урок – защита проекта

    Участники проекта

    Ученики 11 класса, в составе 12 человек, которые распределены на три группы по индивидуальному желанию.

    Средства контроля

    Индивидуальный проектный лист

    ИОУП для группы

    Критерии оценки проекта

    Критерии оценки презентации

    Рефлексивное табло

    Интернет ресурсы

    Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.

    http: //www coogle.ru

    http: //www yar.ru

    http: //www websib.ru

    http: //www eidos.ru

    E-mail histor @ school press. ru

    Условием проекта является то, что ребята самостоятельно находят информацию, используя Интернет ресурсы и заполняют графу – информационные ресурсы при оформлении проекта

    1 урок-лекция

    Учитель знакомит с планом деятельности на учебное занятие

    4 урока по 45 минут

    1 урок – лекция

    2 урок - практическая работа по анализу материала

    3 урок – оформление веб-сайтов, презентаций

    4 урок – презентация проекта

    Мотивация

    Проблематизация

    На основе презентации

    Учитель организует вводную беседу на основе презентации.

    Ставит задачу перед учащимися, по ходу лекции записать проблемы которые ставит перед нами данная тема

    Материалы для учителя

    Анатолий Жигулин

    «Как случилось такое,

    Понять не могу,

    Я иду под конвоем,

    Увязая в снегу.

    Не в неволе немецкой.

    Не по черной золе.

    Я иду по советской,

    По любимой земле?»

    М. Гефлер «Сталин актуален в меру его присутствия в нас и в меру нашего освобождения от него»

    Данная тема актуальна для сегодняшнего дня

    Годы сталинизма подорвали не только генофонд нации, но и деформировали понятия о добре и зле, чести и бесчестии, верности и долге, порядочности и непорядочности.

    Эпоха 20-30 х годов оценивалась историками по-разному – Эпоха великих свершений, Эпоха Большого террора.

    Удивительным образом, в одном периоде сочеталось — вера и страх, коммунистическая идея и патриотизм, что сделало советскую систему жизнеспособной.

    В 20х годах, согласно теории Тойнби, СССР испытал на себе вызов цивилизации — Западные страны перешли на новые технологии и отставание от Западно-Европейского мира усиливается. НЭП и Индустриализация не решили данную проблему. Низкий уровень жизни порождал недовольство, которое власть подавила с помощью массовых репрессий. Власть прибегла к тотальному контролю за общественной жизнью, лишив советских людей гражданских прав и свобод.

    Вызов оставшийся без ответа, повторяется вновь, и он повторился, но отвечать на него пришлось М.С. Горбачеву.

    1.Понятие тоталитаризма.

    Тоталитаризм – целостная, идеологическая, политическая, организационная структура, обеспечивающая всеобъемлющий контроль во всех сферах общественной жизни страны.

    2.Причины становления тоталитарного государства

    q Исторические

    «Дж.Оруэлл – Главное в диктатуре – отрицание коренных ценностей демократии.»

    Деспотическая форма власти, утвердившаяся со времен Ивана Грозного.

    Слабость демократических институтов

    Несформированность гражданского общества

    q Социально-политические

    Подобострастное окружение (Молотов, Ворошилов, Маленков, Каганович, Жданов)

    Увеличение бюрократического аппарата.

    Разрушение традиций и культурного наследия страны

    Низкий образовательный и культурный уровень населения.

    q Идеологические

    Идея великой державы

    «Теория Двух вождей» – Сталин, это Ленин сегодня.

    Разрушающее влияние революций и гражданской войны

    Религиозность сознания

    Анри Барбюе «Культ основан на доверии и берет свои истоки в низах»

    Культ – слепая вера, обожествление, определенная черта религиозного сознания.

    Признаки тоталитаризма

    • Диктатор (вождь)
    • Однапартийность
    • Единая идеология
    • Отсутствие демократических свобод
    • Террор
    • Контроль над обществом

    Власть

    Беззаконная

    Бесконтрольная

    Монопольная


    Мозговой штурм

    Ребята по ходу презентации, определяют проблемы изучаемой темы

    Какие проблемы вы отметите для себя по ходу презентации?

    Учитель записывает на доске предложенные варианты.

    Соотнесите свои проблемы с триадой вопросов.

    Творческое название

    «Свобода в тоталитарном государстве – гибнет?

    - существует?

    - живет?

    Основополагающий вопрос

    Можно ли сохранить свободу в тоталитарном государстве?_

    Проблемные вопросы

    Ø Диктатура личности в 20-30х годах, закономерность или случайность исторического процесса?

    Ø Свободны ли мы сегодня от влияния Сталина и сталинизма.

    Рефлексивное табло

    Цель ученика

    Организация работы в группах

    Распределение ролей

    Дизайнер – отвечает за оформление проекта

    Генератор идей – интегрирует идеи группы, формулирует гипотезу

    Аналитик – отвечает за содержание, логичность и последовательность материала

    Держатель темы – отвечает за реализацию проекта и подготовку к защите проекта.

    Предоставления алгоритма работы

    в группе

    Выбор уровня проекта

    Критерии оценки проекта

    Критерии оценки презентации

    ИОУП

    Адреса веб-сайтов

    ДМК

    Рефлексивное табло

    Работа по индивидуальной траектории

    Индивидуальный проектный лист

    Частные вопросы (направляющие)

    Борьба за власть №1

    Направляющие вопросы

  • Существуют различные точки зрения на события 20-30х годов, как вы считаете, в 20-30х годах сформировалось тоталитарное государство?
  • Дайте оценку «Завещания Ленина», почему Сталину удалось отстранить Ленина от влияния на политическую жизнь страны?
  • Почему Троцкому не удалось закрепиться на политическом олимпе?
  • Составьте таблицу, «Этапы борьбы за власть»
  • Большой террор №2

    Направляющие вопросы

    1.Технология террора, в чем она заключается?

    2.Почему террор становиться «Большим террором», каковы причины данного исторического процесса?

    3. Составьте таблицу, отражающую динамику политических процессов в стране.

    4. Эпоха Сталина эпоха великих свершений, или эпоха Большого террора

    Трагическая статистика террора, последствия для страны и личности.

    Личность и террор №3

    Направляющие вопросы

    1.Каковы условия формирования тоталитарного сознания?

    2. Сталин – это болезнь, если это болезнь, то каковы ее симптомы?

    3. Сопротивления террору – бессмысленная жертва, или гражданский подвиг?

    4.Личность может оказать сопротивление диктатору и одержать победу?

    2-3 уроки

    Разработка проекта

    Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникшие проблемы

    Рефлексивное табло

    Продолжают заполнять

    4 урок

    Защита проекта

    Рейтинговая оценка проектов

    Защита группе -7 минут

    Обсуждение -7

    3 группы -43 минуты

    Рефлексия

    Учащиеся заполняют рефлексивные листы

    Файлы: Д.С.Лихачев.doc
    Размер файла: 104448 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология