Автор конспекта:
Автор(ы): — Галиева Рузиля Ферролевна
Место работы, должность: — МОУ «Актанышская СОШ №1″, учитель математики
Регион: — Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Геометрия
Цель урока: — Обучающая цель: познакомить учащихся с новым для них учебным предметом школьного курса. Определить место геометрии как науки в системе школьных дисциплин. Мотивировать изучение геометрии, как науки, создающей математические модели окружающей действительности. Развивающая цель: Развивать логическое мышление школьников. Помощь учащимся обогатить свой опыт, взглянув на знакомые понятия с различных точек зрения. Воспитательная цель: побуждение интереса к изучению предмета, формирование активной, неравнодушной личности.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Геометрия 7-9, Атанасян и др
Используемое оборудование: —
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:»Times New Roman»; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
компьютер, интерактивная доска; презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point; географические карты Междуречья средиземноморского бассейна; портреты математиков Древней Греции; компас, глобус; наглядные материалы, содержащие различные геометрические формы, стенды с декоративными изделиями выполненных в лоскутной технике, вышивке, нитяной графике, вязании, плетении макраме.
Краткое описание: — вводный урок геометрии
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»;}
Ход урока
Общие рекомендации: первый урок геометрии в 7 классе нужно построить в виде лекции, где учитель не только рассказывает о геометрии, как науке, но и вовлекает учащихся в обсуждении вопросов, с которыми они косвенно знакомы.
Вводя учеников в мир геометрии, следует заметить, что роль этой науки в нашей жизни очень трудно переоценить, так как она необходима и инженерам, и строителям, и многим другим специалистам.
I. Организационный момент. (2 мин)
Проверка готовности класса к уроку.
II. Лекция. (20 мин.)
Урок начинается с рассказа учителя о возникновении геометрии. При этом используется заранее заготовленная презентация.
Сегодня мы с вами начнем изучать новый для вас учебный предмет — геометрию. Но сначалоа определим, с каким вы настроением приступаете к его изучению. Нарисуйте у себя в тетрадях свое настроение. (например, )
Различные математические объекты определили направление в математике.
Слайд 1.
С геометрическими понятиями вы уже знакомы с самого детства: круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем и т.д.
При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное). Этим занимаются физика, химия, биология. Изучая геометрию нас будут интересовать формы и размеры предметов.
Слайд 2.
Шкаф, спичечный коробок, кирпич, многоэтажный дом – прямоугольный параллелепипед.
Слайд 3.
Футбольный мяч, резиновый мяч, мыльный пузырь – шар.
Слайд 4.
Блин, солнце, луна, озеро – круг.
Слайд 5.
Красный кубик, синий кубик, зеленый кубик – куб
Слайд 6.
Расположением геометрических фигур занимаются различные разделы геометрии.
Слайд 7 . Metrio- мерить
В планиметрии рассматриваются свойства фигур на плоскости. Примерами таких фигур являются отрезки, прямоугольники, прямоугольники.
В стереометрии изучаются свойства фигур в пространстве, таких, как параллелепипед, шар, цилиндр.
Мы начнем изучать геометрию с плоских фигур, т.е. с планиметрии.
Но прежде заглянем в историю возникновения геометрии. Посмотрим, откуда она берёт начало, как развивалась.
Первые государства образовались более 4000-х лет назад в странах Востока, Древнего Египта, Вавилона. Основными видами деятельности людей были:
Слайд 8.
· Земледелие: измеряли земельные участки, площадь наделов различных форм, используя свойства различных фигур; отсюда и название – «гео» -земля, «метрио» -мерить;
· Строительство: умели рассчитать количество материала, как нужно провести крепление, под каким углом возводить здание;
· Мореплавание: умели ориентироваться в пространстве, составлять карты.
Слайд 9 .
Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов. Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков, весом 15 тонн и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и маятники. «Все боится времени, но само время боится пирамид».
В Вавилоне также при раскопках ученые обнаружили остатки каменных стен, высотой в несколько десятков метров, а сколько интересного связано с Вавилонской башней, и высота его достигает 82 метров (восьмиэтажный дом). Без математических знаний все эти сооружения невозможно было бы построить. И все же математические знания египтян и вавилонян были разрознены и представляли собой свод правил, проверенных практикой, поэтому правила надо было зазубривать, не понимая, почему надо применять то, а не другой.
Но вот именно в Греции, где очень любили спорить, логически доказывать свои утверждения, геометрия приобретает статус науки. Происходит постепенный переход от практической геометрии к теоретической. Геометрия греков отвечает не только на вопрос «Как» надо делать, но и на вопрос «Почему» так, а не иначе. Греки не только усваивали математические результаты других народов, и продолжали их накапливать, обобщать.
Настало время привести все разрозненные знания в систему. И наиболее удачно была изложена геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом (III в. до н.э.) в своих книгах «Начала». Произведение состояло из 13 томов, описанная в этих книгах геометрия получила название Евклидова. Геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил своими открытиями и изысканиями. Сотни раз книги были переписаны от руки, а когда изобрели книгопечатание, то много и много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире.
В течении многих веков «Начала» были единственной учебной книгой, по которым молодежь изучала геометрию. Были и другие, но лучшими признавались «Начала» Евклида. И даже сейчас, в наше время, учебники по геометрии написаны под большим влиянием «Начал» Евклида.
Не смотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, по прежнему продолжает называться «Геометрией».
Практика ставить все новые и новые задачи, это и способствует дальнейшему развитию и совершенствованию геометрических знаний в области не только измерения земли, но и в других видах человеческой деятельности.
К страницам истории мы будем еще не раз возвращаться, а сейчас приглашаю вас заглянуть в различные уголки окружающего нас мира и посмотреть, как там применяют геометрию.
На уроках труда вы сталкивались геометрическими формами при выполнении различных декоративных изделий, выполненных в лоскутной технике, нитяной графике, вышивке, вязании, плетении макраме. Учитель вместе с учащимися вспоминает, приводит примеры геометрических форм, окружающих нас в быту, при этом демонстрируя стенды с декоративными изделиями выполненных в лоскутной технике, вышивке, нитяной графике, вязании, плетении макраме.
«Образ человека создает не только одежда, но и волосы». Например, у парикмахеров есть свои секреты о формах лица и подбора причесок для придания лица овальной формы.
В этом году вы начали изучать физику, в которой тоже используются геометрические законы.
С незапамятных времен человек использует для совершения какой-либо работы различные предметы. Например, в Египте для строительства пирамид использовали различные длинные палки для подъема каменных блоков. Эти палки получили название – простые механизмы (рычаг).
Простые механизмы служат для преобразования силы и чтобы получить выигрыш в силе, то есть увеличить силу, действующую на тело, в несколько раз. Архимед так сказал о выигрыше в силе, получаемое рычагом: «Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю».
Что же представляет из себя рычаг.
Слайд 10
Рычаг – это отрезок, который состоит из двух отрезков ВО и ОА. Выигрыш в силе зависит от длины отрезков ВО и АО и от того, где расположена точка О.
Отрезок ВО