Автор конспекта:
Автор(ы): — Смирнова Елена Валентиновна
Место работы, должность: —
Омская область, г. Исилькуль, МОУ "СОШ №2" учитель географии
Регион: — Омская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
Воспитать экологическую культуру и талерантное отношение друг к другу.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Раздаточный материал.
Используемая методическая литература: —
Учебник: География В.П. Максаковский
Журнал: "География в школе"
Используемое оборудование: —
Компьютер.
Используемые ЦОР: —
Мультимедийную презентацию.
Краткое описание: —
Занимательная экологическая игра по теме Природа и цивилизация.
Занимательная география.Геоэкологическая игра-
« Природа и цивилизация»
Смирнова Е.В. учитель географии
МБОУ «СОШ№2»
Эпиграф:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля»
Антуан де Сент — Экзюпери
В мире мудрых мыслей:
1. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник».
И.С.Тургенев.
2. «Человек давно потерял способность предвидеть и предугадывать он найдет свой конец разрушив Землю»
Альберт Швейцер
Материал для оформления:
1. «Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша». А.П.Чехов
2. «Причинения вреда Земле подобно избиению, ранению и убийству слепого … Зная это, человек не должен грешить против земли и позволять другим делать это… »
Древнеиндейская «Книга о хорошем поведении»
Памятка от матушки природы:
Памятка для участников:
- Учись управлять собой.
- Не жди, когда тебе укажут, прикажут, дадут задание – будь сам инициативен.
- Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир.
- Упорно побеждай все, что мешает достижению цели, прежде всего недостатки своего характера.
Памятка для жюри:
Главным итогом деловой игры является активизация знаний учащихся, которых игровая ситуация вынуждает интенсивно искать аргументы в учебном материале и собственном опыте. Параллельно с учебными решаются и воспитательные задачи — формируются широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться, отстаивать свою точку зрения.
Трудность — удержать участников в рамках корректного поведения. Для решения этой задачи применялась система «черных меток». Ведущий, делая замечания за «непарламентские» выражения в дискуссии, вручает нарушителю черный бумажный квадратик, что автоматически означает снижение итоговой оценки на 0,5 — 1 балл. Практика показала действенность такого приема.
Оценку работы по итогам деловой игры дает ведущий. Оценивается активность и аргументированность выступлений участников
Содержание игры
Вступление. « Мы живем в мире, где крайне обострилась экологическая ситуация. В результате интенсивного воздействия человека на природу резко сократились естественные экосистемы. Но ведь человек и биологически, и исторически, и эстетически неотделим от природы. Непосредственное общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека»
Первый вопрос Время на ответ — 1 мин.
1-й вариант. Построить экологическую цепочку «мышь … сыр».
2-й вариант. Построить экологическую цепочку «коршун … яблоки».
Огветы. 1, Мышь — гнезда шмелей — урожай клевера — удой молока — количество сыра. (Оценка — 5 баллов.)
Коршун — мелкие птицы — личинки вредителей — яблоки. (Оценка — 4 балла.)
Второй вопрос. Оценка — 3 балла. Время на ответ — 1 мин.
1-й вариант. Приведите аргументы в пользу ядерной энергетики.
2-й вариант. Тепловая электростанция работает на каменном угле. Может ли она быть источником радиоактивного загрязнения?
Ответы. 1. Малое количество ядерного горючего, низкие транспортные расходы, нет привязки к крупным рекам или месторождениям горючих ископаемых, незначительное загрязнение воды и воздуха (в случае нормальной работы), низкая стоимость электроэнергии и т.п.
2. Часто каменный уголь содержит в небольших количествах радиоактивные примеси, например уран, торий и др. Когда сжигается огромное количество угля, в частицах сажи и шлаках концентрируются несгоревшие радиоактивные примеси.
Третий вопрос. Оценка — 2 балла. Время на ответ — 1 мин.
1-й вариант. Если осушить болота в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом?
2-й вариант. Если вырубить лес в бассейне реки, больше или меньше станет воды в ней: а) весной; б) летом?
Ответы. 1, 2. Болота и лес аккумулируют влагу в виде грунтовых вод и снега. После их уничтожения в обоих случаях весной будет происходить энергичное таяние и наблюдаться высо-кий паводок, т.е. воды будет больше весной, а летом — меньше.
Четвертый вопрос. Оценка — по одному баллу за каждый ответ. Время на ответы — 1 мин.
1-й вариант. Задание: исполнить хором народные или современные песни «антиэкологического содержания».
2-й вариант. Задание: исполнить хором народные или современные песни «природоохранного содержания»
Ответы (примерные).
1. а) «Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла…
Я пойду по полю погуляю,
Белую березу залома».
б) «Срубил он нашу елочку
Под самый корешок».
2. а) «Не рвите цветы, не рвите…»
б) «Не губите мужики, не губите,
Не рубите дерева, не рубите…
Ради гнездышка грача не губите сгоряча…»
Пятый вопрос. Оценка — по одному баллу за каждый ответ. Время на ответ — 1 мин.
1-й вариант. Каков новый, экологический и природоохранный, смысл народных пословиц и поговорок?
а) Каждый кулик свое болото хвалит.
б) Репу да горох не сей подле дорог.
в) Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
г) Ложка дегтя портит бочку меда.
2-й вариант.
а) Черного кобеля не отмоешь добела.
б) Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
в) Лес рубят — щепки летят.
г) Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Ответы. Можно предложить разнообразные варианты трактовки содержания поговорок и пословиц. Например, тесная связь организма со средой обитания, его приспособленность к проживанию именно в конкретных условиях (местообитания) (а). Загрязнение сельскохозяйственной продукции тяжелыми металлами (соединения свинца, кадмия) и другими опасными для здоровья человека веществами вблизи автотрасс (б). Отсутствие достаточных и своевременных мер безопасности на атомных станциях и химических производствах; отрицательные последствия влияния человека на окружающую среду и запоздалое осознание и понимание этих последствий людьми в целом (в). Сброс малых объемов высокотоксичных отходов в реки; попадание нефти в океаны, моря в результате аварий нефтяных танкеров (г). Оценка ответов зависит от жюри. Могут быть рассмотрены любые высказывания участников.
2. Невозможность полной очистки от нефти при аварии танкера(а).
Расточительное отношение к ресурсам и окружающей среде в целом (б). Необходимость полностью использовать отходы и вторичные ресурсы; влияние строительства промышленных и других объектов на окружающую среду (в). Сброс в отвалы ценного минерального сырья; загрязнение окружающей среды и последствия этого (г).
Шестой вопрос. Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят такие загадки и сказки? Оценка — по одному баллу за каждый ответ. Время на ответ — 1 мин.
1 вариант.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
«Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит».
1 вариант.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Зимой в поле лежит,
Весной в реку бежит».
Ответы. 1. Знаменитая фраза «Не пей из копытца — козленочком станешь может быть интерпретирована как предостережение от использования источников загрязнений питьевой воды. Ответ на загадку: незарегулированный сток сахарного или маслосырозавода.
2. Эпизод с царевной и яблоком — аналог потребления продукции с избыточным содержанием нитратов или ядохимикатов. Возможный ответ на загадку: минеральные удобрения, внесенные на поля, с талыми водами попадают в реки.
Творческий конкурс заключительный. Оценка — по одному баллу
«Изобразите средствами пантомимы природный объект (например: вулкан, реку и т.д.)
Заключение: Естественно, что описанные выше игры — лишь малая часть возможных приемов, которые можно использовать при изучении экологических проблем. Практический опыт проведения подобных игр свидетельствует о большом интересе к ним учащихся, способствует разнообразию в изложении обширного и сложного материала по курсу экономической географии и экологии.