Автор конспекта:
Автор(ы): — Евдокимова Надежда Николаевна
Место работы, должность: —
КС(К)ОУ "Чебоксарская С(К)ОШ №2", учитель русского языка и литературы.
Регион: — Республика Чувашия
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — проект
Краткое описание ресурса: —
Особое место среди современных технологических платформ электронного обучения заняла система управления обучением или электронная обучающая среда Moodle, на базе которых создаются авторские учебные курсы, в том числе и по литературе.
Проект «Электронный учебник-практикум по литературе для 7 класса в оболочке Moodle»
Актуальность проблемы.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев 4 февраля 2010 года утвердил Национальную образовательную инициативу “Наша новая школа”, направленную на постепенный переход к новым образовательным стандартам, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные процессы требуют смещения вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы. Один из способов решения этих задач — требуется развивать электронное обучение и систему информационных технологий, которые могут применяться при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» 1 сентября 2010 года в г. Чебоксары на базе специальной коррекционной общеобразовательной школы № 2 был открыт Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов (РЦДО).
Особое место среди современных технологических платформ электронного обучения заняла система управления обучением или электронная обучающая среда Moodle.
Мной, как и другими учителями Центра, разработаны и используются авторские учебные курсы в этой образовательной дистанционной оболочке. Таких курсов я создала больше десяти. Более подробно рассмотрим учебный курс по литературе для 7 класса.
Предметная область – литература.
Возраст детей– 7 класс общеобразовательной школы.
Цель– создание эффективной и психологически комфортной среды обучения литературе с помощью специального сайта.
Задачи.
1.Создание условий для эффективного обучения и выполнения государственной программы в системе дистанционного обучения с учетом склонностей и интересов детей, не допуская их перегрузки.
2.Развитие навыков самостоятельной работы с учебными, справочными и художественными материалами, повышение мотивации школьников посредством включения в курс тем и заданий, интересных для детей с разным типом мышления.
3.Учет индивидуальных особенностей обучающихся, повышение психологической комфортности процесса обучения.
Краткое описание.
Учебные материалы и задания размещены на специальном сайте.
По логину и паролю осуществляется доступ на сайт.
Учитель имеет возможность добавлять, изменять, переставлять, т.е. оперативно управлять содержимым электронного учебника.
Материалы представлены в виде веб-страниц с гипертекстом, гиперссылками на другие сайты, статичными и динамическими иллюстрациями, тестами и онлайн-тестами, аудиозаписями, ссылками на фонохрестоматии, презентациями…
Адрес сайта проекта —
http://www.rcdo21.ru/moodle/course/view.php?id=55//учитель Евдокимова Н.Н., литература 7 кл.
Методика
Информационно-образовательная среда Moodle ориентирована прежде всего на дистанционную (но не только!) организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, оболочка, содержит в себе и материал для обучения, дополнительных занятий творческой, проектной, исследовательской деятельностью, и возможность для обратной связи — инструменты контроля, и возможность для самообразования. Работа в Moodleпозволяет давать детям полноценные знания, рождает у учащихся творческое отношение к делу, развивает стремление к самостоятельному поиску, учит применять знания и умения на практике.
Благодаря этой платформе педагог имеет возможность создать свой собственный курс или раздел по предмету на основе информационно-коммуникационных технологий, соответствующих системе обучения учащихся.
Не описывая все возможности системы Moodle, хочу рассказать о тех из них, которые применяю и я сама, и мои коллеги.
Система учебного материала создается с помощью элемента Ресурс, в качестве которого могут выступать такие материалы для последующего исследования, изучения, обсуждения, как текст, таблица, рисунок, пояснение, видео-, аудиофайл, web-страница и т.д. Очень важно бывает, скажем, при работе с детьми, не имеющими возможности услышать творческие или исследовательские работы своих сверстников на заданную тему, выложить такие образцы.
Очень полезен такой инструмент (информационный ресурс), как Глоссарий (см.урок 2). В системе Moodle — это электронный аналог словаря или терминов. Может включать в себя все типы цифровой информации. Глоссарий может последовательно создаваться самими учениками, учителем или совместно в течение изучения всего курса. Так, с учащимися 9-х классов мы создаем словарь лингвистических терминов.
Часто применяется элемент курса Лекция (см.урок 2).
Лекция позволяет не только выложить материал, но и выстроить последовательность элементов учебного содержания в зависимости от действий учащихся, например, на основе определенного алгоритма. Если ученик правильно ответил на вопрос этапа алгоритма, то возможен переход к следующему этапу. Если не ответил, то будет дана новая попытка или предложена другая страница Лекции, содержащая дополнительную информацию. Т.о., можно задать поведение системы Moodleи разработать процедуру прохождения Лекции в зависимости от возможностей и уровня подготовленности ученика.
Самый удобный элемент курса для контроля усвоения знаний – Тест (см. урок 5). Известно, что вопросы теста можно строить по-разному. Может быть предложено сделать выбор из нескольких вариантов ответа, написать короткий ответ в виде слова или фразы, построить ответ в форме рассказа, установить соответствие между какими-либо понятиями, свойствами и т.д. Мы знаем, что есть возможность обозначить время выполнения теста с учетом возможностей ученика. Этот инструмент можно учащимся использовать и как тренировочный перед контрольной работой. В форме теста можно проверять усвоение материала, готовность к олимпиаде и т.д.
Еще один интересный элемент дистанционного обучения, удобный особенно для нас, учителей русского языка и литературы, – Форум. Скажем, дискуссии, диспуты, «бои» не всегда можно провести в урочное время. Преподаватель имеет возможность создать Форум в дистанционной форме с тем, чтобы учащиеся могли высказаться и познакомиться с мнением других по теме или проблеме, которая их заинтересовала. При необходимости выступления и комментарии детей учитель может оценивать.
Идет активное освоение такого инструмента, как Вики. Этот элемент позволяет организовать совместную познавательную работу детей. Меня такая форма работы очень интересует потому, что дети с ограниченными возможностями здоровья редко могут встретиться друг с другом и с преподавателем лично. Инструмент Вики позволяет создать, скажем, общую творческую или исследовательскую работу, внести при необходимости в нее поправки.
Т.о., говоря о плюсах электронных курсов, созданных в информационно-образовательной среде Moodle, хотелось бы выделить следующие:
— при объяснении нового материала происходит экономия времени,
— есть возможность представить материал в более наглядном, доступном виде,
— формируется база учебных материалов,
— происходит воздействие на различные системы восприятия, тем самым материал усваивается лучше,
— обеспечивается индивидуальный подход к обучению учащихся,
— усвоение материала учащимися постоянно контролируется, происходит обратная связь,
— работа в этой оболочке возможна в любое время.
Система управления обучением Moodle может быть использована не только при дистанционном обучении, но, безусловно, и в учебном процессе традиционной школы и вуза.
Ценность полученных результатов вижу в том, что у своих учеников за последнее время я вижу заметное повышение качества знаний, все принимают активное участие в мероприятиях, проводимых школой, центром, есть призовые места на городском, республиканском, всероссийском уровне.
Заключение
Используя услуги Интернет, дистанционное обучение, электронные курсы в обучающей оболочке Moodle, учащиеся имеют возможность получать знания не только в объеме школьной программы, но и возможность развивать творческие, исследовательские способности, применять свои знания и навыки. Дети с удовольствием выходят на связь с преподавателями через Skypкак в урочное время, так и после уроков, под руководством учителей и самостоятельно работают в системе Moodle, активно пользуются ресурсами Интернет.
Президент подчеркнул: «Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети». Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах
Файлы: Евдокимова Надежда Николаевна.docx
Размер файла: 20588 байт.